Как оформить, поменять прописку через МФЦ

У каждого человека рано или поздно встает вопрос регистрации по месту жительства, эта процедура является неотъемлемой, иначе говоря, от нее зависят многие факторы касающиеся получения различного рода услуг. При отсутствии прописки могут возникнуть проблемы с трудоустройством, с зачислением детей в образовательные учреждения (школа, детский сад), с получением материальной помощи от государства (детские пособия, материнский капитал) и многие другие моменты. Граждане РФ имеют полное право передвигаться по стране и проживать в любом регионе. Если срок пребывания в другом городе превышает 90 дней, то необходимо оформить временную прописку. В этом случае штамп в паспорте заменит соответствующая справка. Постоянная же регистрация свидетельствует о том, что человек постоянно пребывает в регионе, по которому имеет прописку. Рассмотрим детальнее, как зарегистрироваться по месту жительства.

Квартира, дом, общежитие

Для начала определим, где можно прописаться на постоянной основе:

  1. в частном доме;
  2. в квартире, в том числе коммунальной;
  3. в общежитии;
  4. в других специализированных жилых помещениях (дом-интернат, дом престарелых).

Сделать регистрацию можно на жилплощади, которую предоставляет владелец, или собственной. Прикрепить к жилплощади можно не только родственников, но и посторонних людей. Главное, чтобы все совладельцы не возражали. Регистрация в помещение с инвалидом осуществляется только с согласия опекуна.

Стоит обратить внимание на процесс регистрации в квартиру, предоставленную по договору социального найма государством. Жилье предоставляется малоимущим семьям с ребенком-инвалидом при соблюдении условий, перечисленных в Постановлении Правительства РФ номер 901. Нормативы жилплощади определяются органами местного самоуправления. Например, если площадь квартиры в Москве составляют менее 18 кв.м. на одного зарегистрированного человека, то прописать туда еще одного человека не получится, за исключением новорожденного ребенка.

Где можно оформить прописку

Процедура оформления может производиться:

  1. через миграционную службу;
  2. через отдел паспортного стола;
  3. через Многофункциональный центр.

Сбор документов

Теперь рассмотрим какие документы нужны для осуществления прописки:

  • согласие хозяина, владельца и всех совладельцев жилья;
  • паспорт;
  • свидетельство о рождении (для ребенка до 14 лет);
  • свидетельство о регистрации брака;
  • разрешение от муниципалитета, если квартира не приватизирована;
  • документы на квартиру (право собственности, договор найма, аренды и пр.).

Наличие документов на квартиру является необязательным. Требовать их сотрудник Центра права не имеет. Однако, следует взять копии. Если возникнут вопросы с Росреестром, сроки постановки на учет будут неоднозначны. В МФЦ откажут в регистрации, что повлечет начисление штрафа.

Читать также:  Передача показаний счетчиков в МФЦ

Последовательность действий

Чтобы прописаться по новому месту жительства через МФЦ, нужно:

  • узнать график работы ближайшего Центра (позвонив по телефону на горячую линию МФЦ или посмотреть на официальном сайте «Мои документы&raquo»;
  • записаться на прием (также можно дистанционно, совершив звонок или через интернет);
  • собрать комплект документов;
  • прийти в назначенное время;
  • подать заявление (образец и бланк заявления можно скачать заранее или получить и заполнить прямо на месте в МФЦ)

Между Центром, миграционной службой, Росреестром и администрациями городов осуществлена качественная электронная связь для быстрого обмена информацией.

Прописка через МФЦ не отнимет у вас много времени. Работа организации построена таким образом, чтобы быстро принять посетителя через «единое окно». На обслуживание одного человека выделяется 10-15 минут. Сотрудник проверит документы, заберет их и оригинал паспорта, при этом выдав расписку. Присутствие владельца жилплощади, по которому проходит регистрация, обязательно. Если он по объективным причинам не может явиться для подписания документов, например, из-за тяжелой болезни или проживания за границей, то он может передать нотариально заверенное согласие. В назначенное время нужно обратиться к тому же специалисту, чтобы получить свой паспорт обратно с проставленным штампом. Эта отметка означает, что ФМС уведомлена о месте нахождения гражданина. На штампе содержится информация об адресе проживания и дате постановки на учет.

Сотрудник МФЦ не имеет права требовать военный билет. Сначала осуществляется постановка на учет, а затем с паспортом гражданин идет в военкомат.

Как поменять прописку

Должны быть основания для смены прописки: переезд в другой город, смена жилья, решение суда и т.д. Тут есть два варианта:

  1. выписаться с прошлого места и получить лист убытия;
  2. автоматически выписаться во время регистрации по новому месту жительства.

Паспортный стол обязан по заявлению прописать гражданина по новому адресу, предварительно выписав его со старого. Отказ от исполнения этих обязанностей является основанием для подачи жалобы.

Если лист убытия отсутствует, заявление придется составлять в двух частях: о регистрации и снятии с учета. Следует отдать должностному лицу паспорт и явиться в назначенный день для получения документа с пропиской. Если есть лист убытия, регистрация осуществляется за сутки.

Данная процедура бесплатна. Требования уплатить какие-либо суммы являются незаконными.

Сроки, стоимость и штрафы

Процесс снятия с учета занимает 3 дня. После получения документов выделяется еще 7 дней для постановки на учет по новому месту жительства. В случае нарушения этих сроков предусмотрен штраф в размере 2-5 тыс. руб., в зависимости от региона проживания.

Читать также:  Как получить паспорт болельщика в МФЦ

Исключения составляют случаи, когда гражданин:

  • имеет временную регистрацию;
  • проживает в недвижимости, которая по праву собственности принадлежит одному из родственников.

Госпошлина за регистрацию граждан РФ не предусмотрена. Для детей и лиц без гражданства, иностранных несовершеннолетних регистрация осуществляется после уплаты пошлины в размере 350 руб. В случае несоблюдения предусмотренных сроков для регистрации, дополнительно придется заплатить штраф в размере 2,5 тыс. руб.

Регистрация несовершеннолетних детей

До достижения 14 лет

Прописка ребенка в МФЦ осуществляется на иных условиях. Согласно ст.20 ГК РФ, местом жительства ребенка до 14 лет может быть только место жительства родителей (опекунов, усыновителей). Для постановки на учет нужно лишь согласие второго родителя.

В законодательстве не указан четкий срок постановки на учет новорожденного. Однако, сделать это лучше в первый месяц его жизни. Тогда из документов достаточно будет предоставить заявление матери, ее паспорт и свидетельство о рождении малыша. Если пошел второй месяц, то дополнительно нужно подготовить справку из паспортного стола об отсутствии регистрации по месту жительства отца.

Если семья снимает квартиру, имея там временную регистрацию, и хочет прикрепить к жилплощади новорожденного ребенка, то согласие арендодателя не потребуется. Сотрудники МФЦ потребуют присутствия владельца жилья и всех зарегистрированных членов его семьи. В случае отказа собственника от выполнения данной обязанности, следует ему напомнить об административной ответственности за проживание в квартире лиц без регистрации — штраф в размере 2-7 тыс. руб. Необходимо уточнить, что прописка не дает права собственности на квартиру.

Когда семья переезжает из одного города/района в другой, то в течение недели взрослому нужно принять меры для регистрации ребенка по новому адресу. Подтверждать время переезда не потребуется. Прописать ребенка в МФЦ возможно, если есть:

  • заверенное согласие матери/отца;
  • брачное свидетельство;
  • справка с места жительства второго родителя о том, что ребенок не прикреплен к его недвижимости, если родители прописаны по разным адресам;
  • паспорта обоих родителей;
  • домовая книга (в случае регистрации в частном доме);
  • документы на собственность.

Как в муниципальную, так и в приватизированную квартиру безоговорочно можно прописать ребенка (если там проживают и прописаны его родители), без согласия нанимателя и всех зарегистрированных жильцов. При этом он получает равную долю в помещении, если квартира муниципальная, а вот если она находится в собственности, то доля выделяется только с разрешения владельца.

Младенца нельзя зарегистрировать по месту проживания родственников второй линии (бабушки, тети, дедушки, сестры и т. д.), если там нет регистрации одного из родителей.

По достижению 14-летнего возраста гражданин имеет право:

  • зарегистрироваться по месту жительства одного из родителей, без согласия второго;
  • сменить прописку и жить отдельно от родителей, но у кого-то из родственников.
Читать также:  Как написать, подать жалобу на МФЦ

Требовать письменного согласия обоих родителей сотрудники МФЦ не имеют права, так как мать и отец могут представлять интересы чада как вместе, так и по отдельности. Если родители не в браке, то отец должен быть вписан в свидетельстве о рождении ребенка, иначе прописаться к нему в квартиру не получится.

Если при выполнении всех перечисленных требований гражданину отказывают в регистрации, то нужно получить письменный отказ и смело обращаться с жалобой в вышестоящую инстанцию.

Прописка в квартиру с долгами

По закону наличие любых задолженностей не является основанием для отказа в регистрации. Часто препятствием становится отказ ЕИРЦ в выдаче справок из домовой книги ввиду наличия коммунальной задолженности. Этот отказ также можно обжаловать у начальника ЕИРЦ или обращаться с жалобой в ФМС или суд.

Прописка в ипотечную квартиру

В России проще получить ипотеку молодой семье. Банки разрабатывают специальные проекты со сниженными процентными ставками. Часто происходит так, что уже после заселения в новую квартиру в семье рождается ребенок. Как и куда его зарегистрировать? Ребенка можно прикрепить к ипотечному жилищу, если хотя бы один из родителей уже в нем прописан. Хотя банки часто прописывают запрет на регистрацию других лиц в ипотечной квартире без письменного уведомления учреждения. Квартира все также находится в собственности банка. Если заемщик не будет погашать кредит, то его выселят из помещения. Если мирно договориться с банком не удалось, решить вопрос можно будет через суд. И на практике решения часто принимаются в пользу малолетнего гражданина.

Как прописаться иностранцу

В 2014 году в законодательство по вопросам регулирования регистрации иностранных граждан были внесены изменения. Если иностранец находится на территории РФ более 7-ми дней (граждане Таджикистана более 15-ти дней), он должен зарегистрироваться. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение УФМС по месту нахождения квартиры или отправить им почтой такие документы:

  • заполненный бланк заявления, который можно найти на сайте ФМС;
  • договор найма арендованного помещения;
  • основание для нахождения человека на территории РФ (миграционная карта, вид на жительство или разрешение на работу);
  • паспорт принимающей стороны;
  • свидетельство собственности;
  • письменное согласие всех собственников;
  • платежку об оплате госпошлины.
Остались вопросы, проконсультируйтесь у юриста

(бесплатно, круглосуточно, без выходных):

Ссылка на основную публикацию