Главная · Инвестиции · Макиавеллизм и современность (проблемы мотивации лидеров). Идеи макиавелли и современная политика О произведении «государь»

Макиавеллизм и современность (проблемы мотивации лидеров). Идеи макиавелли и современная политика О произведении «государь»

контрольная работа

1. Макиавелли и новая наука о политике. Отделение политики от морали

Его вклад в курсе Политологии невозможно переоценить. Действительно, одним из первых он развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества.

Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит (В. Парето, Э. Дженнинг, Г. Моска, Ч.Р. Миллс), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, возглавившего «макиавеллистское направление». На него как на авторитет и предтечу ссылаются теоретики бюрократии (М. Вебер, Р. Михельс), коррупции (С. Хантингтон), «постиндустриального общества» и политического прогнозирования (Д. Белл, Г. Кан, Э. Винер), наконец, задолго до О. Конта он выдвинул идею «общественного консенсуса».

Иррелигиозность логично обусловливает имморализм. Для Верховенского, как и для Макиавелли, существуют такие области человеческой деятельности, где соблюдение каких-либо социокультурных норм обременительно и неоправданно. В первую очередь, это социально-политическая деятельность. Лидер с далеко идущими планами и ярко выраженными трансгрессивными амбициями, обладающий способностью вести искусную политическую игру, обязан “задействовать” ради достижения своих целей весь арсенал доступных ему средств -- как моральных, так и аморальных. Его не должна смущать необходимость лжи, интриг, коварства, ибо это лишь средства, которые по своему ценностному статусу не идут ни в какое сравнение с поставленной целью.

Макиавелли правителю учит не политической морали, а политическому реализму, поэтому везде, где к власти пробираются изворотливость, цинизм и корысть, вспоминают итальянского мыслителя.

государство власть макиавелли политический

Для гуманиста, каким был Макиавелли, приоритет оставался, несомненно, за государством, причем светским, живущим не по церковному уставу, а по собственным законам.

Для Макиавелли моральность политики означает соответствие желаниям народа, ибо воспроизводство жизни -- цель благая и конструктивная сама по себе и народ не может изменить ей, его мораль связана с самим способом бытия./3/

Одно из главных произведений Макиавелли - «Государь». Основная мысль произведения «Государь» в том, что государство выше личности, что для достижения общих интересов можно пренебрегать интересами отдельных людей. Так, Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государя безграничной властью, оправдывает государя в случаях, когда тот действует на благо государству. Макиавелли считает позволительным государю уклоняться от выполнения своих обещаний, этому даже посвящена целая глава его произведения. Макиавелли полностью деморализирует политику, делает ее «грязным» делом, таким, какой мы видим ее сейчас.

Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте, а не на теологических постулатах. При этом флорентийский философ опирался на историческую необходимость, исторические закономерности общественного развития.

Политика для Макиавелли - это результат борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма - в политике следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.

Конечно, людям свойственно стремиться быть честнее, чем они есть на самом деле, как и казаться лучше, чем они есть. Но если правитель принимает желаемое за действительное, то он добровольно обманывается.

Между тем, как живут люди, и тем, как они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо он мерит людей на свой аршин, т. е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель изучает то, что есть в действительности.

Хотя честности в людях меньше, чем они думают, сама по себе честность ценится очень высоко, ибо человек склонен стремиться к тому, чего у него нет. Особенно, если такие качества пользуются уважением и окружены почетом.

Людям свойственно обставлять себя видимыми символами, желаемыми благами, вымышленными доблестями. Если государь стремится добиться власти, признания или лидерства, ему надо пользоваться символами, проистекающими из мотива любви. Но удержать власть можно, лишь полагаясь на мотив страха.

Существует только два способа достижения цели -- путь закона и путь насилия. Первый присущ человеку, а второй -- диким животным. Правителю не обязательно выбирать одно из двух, ибо данная антиномия неразрешима. Он должен уметь пользоваться обоими способами.

Влияние ислама на мировую политику

Внешняя политика и глобализация

Глобализация является объективным явлением современного мира, которое, воздействуя на мировое сообщество, приводит его к новому состоянию. Многие из процессов в различных сферах, которые до этого протекали локально или регионально...

Избирательная система

Говоря об избирательной системе, мы понимаем набор норм и процедур, регулирующий избирательный процесс. Различные избирательные системы, которые используются сегодня в политической практике, имеют свои достоинства и недостатки...

История России в конце ХХ века – начале ХХI века

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть - впервые в современной России - по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными...

Либерализм и неолиберализм

Преемственность между “классической” и “новой” либеральной теорией оказалась возможной благодаря существенной переработке социально-философских основ либерализма начала XIX в., связанной главным образом с творчеством Дж. С. Милля...

Перспективы мирового развития в концепции З. Бжезинского

В США политический реализм позволяет трактовать международные отношения в соответствии с американскими представлениями о международном порядке как о совокупности совпадающих с национальными интересами Америки либеральных идеалов...

Политика и власть, типы избирательных систем

Политика и мораль

Мораль (от лат. Moralis -- нравственный) -- это особая форма общественного сознания или вид общественных отношений, в основе которых лежат такие гуманистические идеалы, как добро, справедливость, честность, нравственность, духовность и др...

Политика и мораль, принципы политической деятельности в работе Николо Макиавелли "Государь"

Трактат "Государь" вышел в свет уже после смерти автора, хотя написан был еще в 1513 г., когда отстранённый от недавней политической жизни Макиавелли активно переосмысливал ее. Вся книга состоит из введения и двадцати шести глав. Прежде всего...

Политика и экономика

Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний...

Структура и деятельность политической партии "Единая Россия"

Нижегородское региональное отделение (НРО) «Едина Россия» в своей деятельности строго придерживается программы головной структуры и выполняет все поставленные ею цели и задачи по служению интересам населения и государства...

мораль политика макиавелли учение Главное и основное отличие Никколо Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения в основном заключается в том...

Учение о соотношении политики и морали Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли самый яркий представитель периода возрождения. Он имеет множество политических мыслей, которые могут считасьтя современными до сих пор. Макиавелли прежде всего вошел в историю своей политической мыслю, он первый...

Используются ли идеи, высказанные Макиавелли в «Государе», современными политиками?

Если да, то насколько эффективно они работают?

Действительно ли они необходимы в политике?

Актуальность : В условиях резкого различия политических систем в разных странах в наше время очень часто можно услышать рассуждения о том, какими именно качествами должен обладать правитель государства. Мне кажется, что, хоть Макиавелли и писал о правителях применительно к своей эпохе, в этом вопросе не так много что изменилось, поэтому будет интересно сравнить современных политических деятелей с образом идеального правителя по мнению философа и поразмышлять насколько соответствие его идеям помогает или мешает править в наше время.

Цель: Найти наиболее схожих с идеями Макиавелли современных правителей, сделать выводы о том насколько им помогает следование этим самым идеям и объяснить, почему в современном мире эти идеи потеряли свою актуальность, стараясь абстрагироваться от собственных политических взглядов и не приводить в пример тех, кто так или иначе влияет на нашу жизнь, то есть тех, о ком у каждого в нашей стране сложилось то или иное мнение.

Основные идеи Макиавелли о политике и качествах правителя

  • 1. Государь должен заниматься военными вопросами и хорошо знать военное дело для защиты своей власти от и своего государства от государств соседних.
  • 2. Правитель не должен бояться порицания тех своих пороков, которые помогают ему удержаться у власти:
  • 2.1. Ему следует воздерживаться от излишней щедрости в сытое время, чтобы сохранить средства на случай возможной войны или кризиса.
  • 2.2. Лучше внушать своему народу страх, чем любовь, потому что страх - чувство куда более надежное и постоянное, чем любовь. В то же время стоит быть справедливым, и не отбирать у граждан имущество и женщин, чтобы избежать ненависти со стороны подданных.
  • 2.3. Для государя позволительно нарушать слово, когда это может быть полезно. Это касается в основном международных мирных договоров, но может применяться и по отношению к подданным в ситуации, когда власти государя угрожает опасность.
  • 3. Правителю следует выглядеть в лице других правителей и своих подданных как можно более добродетельным и стараться скрывать вышеупомянутые пороки.
  • 4. Важно не вызвать ненависти у своего народа, а если угодить всем невозможно, то главное- - не вызвать ненависти у тех, кто сильнее. Поэтому иногда лучше принять сторону солдат, чем простого народа.

Современные правители и идеи Макиавелли

Мировая экономика и система международных отношений очень сильно усложнились со времен жизни Макиавелли. Поскольку сейчас любая тирания влечет за собой экономическую и политическую изоляцию страны, не представляется возможным для тирана соблюдать пункт 2.1, то есть копить деньги на боеспособную армию. Современных тиранов можно разделить на два вида: тех, кто держится за власть исключительно для собственного обогащения, и тех, кому действительно небезразлична судьба своего народа. Если с первыми все более или менее ясно, то вторые в каком-то смысле действительно придерживаются идей, схожими с идеями Макиавелли: они держатся за власть всеми возможными способами, потому что считают, что только в их ежовых рукавицах государство может стать сильнее.

Итак, приступим к рассмотрению конкретных личностей, наиболее приближенных к образу идеального правителя у Макиавелли. Сразу оговоримся, что никто в современном мире не подходит ему сразу по всем пунктам, но поскольку философ писал про абстрактных правителей в абстрактной стране, а в жизни приходится иметь дело со вполне конкретными политическими, экономическими, социальными и ментальными особенностями граждан своей страны, простим им это небольшое несоответствие идеалу.

  • 1. Уго Чавес (Венесуэла). Умерший два с половиной года назад от рака экстравагантный лидер прекрасно знал военное дело, очень крепко держался за свое президентское кресло, но вот внушать страх ему было ни к чему: народ его в целом очень любил и уважал. Тем не менее, во время сильных волнений в стране он предпочел договориться с военными и даже отстранился на какое-то время от власти, что явно пересекается с идеями Макиавелли (п.4). На жизнь Чавеса было совершено много покушений, и поговаривают, что рак был вызван отравлением пищи.
  • 2. Муаммар Каддафи (Ливия). Убитый четыре года назад ливийский лидер умудрялся держать власть в своих руках целых 42 года. Прекрасно знал военное дело, несколько лет служил в армии. Полностью запретил оппозиционные движения, применял армию для борьбы с повстанцами. Внушал своему народу страх, но не ненависть, содействовал бурному экономическому росту. Был убит при помощи НАТО.
  • 3. Хосни Мубарак (Египет). Первый живой человек в нашем списке. Пробыл у власти почти 30 лет. Прекрасно знает военное дело, даже поучаствовал в боевых действиях. Полностью запретил оппозицию, превратил выборы в формальность. Разворовал огромную часть бюджета, был объявлен в розыск. В собственной стране ему заочно вынесли приговор к пожизненному заключению.
  • 4. Ким Чен Ын (Северная Корея). Самый безжалостный современный тиран в плане способов подавления оппозиции. Создал культ своей личности, помешан на военном деле. Мы не можем знать достоверно ничего ни об уровне жизни в его стране, ни об отношении к нему в народе, ни о многих фактах его биографии. Перед другими бессменными лидерами у него есть одно огромное преимущество - ядерное оружие.

философ правитель макиавелли политика

Номер в архиве: 1243

Введение 3
1. Макиавеллизм: ретроспективный анализ 4
2. Теория власти Макиавелли и современные политики 14
Заключение 18
Литература 19

Введение

Политическая власть является неотъемлемым признаком государства, являясь как бы кольцом, которое сдерживает общество от разрушения. Власть выполняет незаменимую функцию организации, управления, координации и контроля над обществом. Власть - это стержень, на котором держится государство. Власть во все времена занимала важное место в умах людей. Борьба за политическую власть была и будет актуальна во все времена, подталкивая ученых к новым исследованиям власти.
Актуальность выбранной темы обосновывается не только еѐ большим резонансом в истории, но и в необходимости решения множества различных проблем современного мира. В политике существуют различные способы преодоления этих проблем, объясняемые тем, что все они замыкаются на человеке, ведь именно он обязан решить их. В работах Макиавелли создана стройная теория действий для преодоления сложных политических ситуаций. Но надо ли изобретать новые и новые теории, если уже существует стройная, четкая, логическая система решения самых острых политических проблем? И нужно ли изучать глубоко и серьезно труд Макиавелли «Государь»? В данной работе предпринята попытка анализа некоторых положений концепции власти Макиавелли в деятельности современных политиков.

Личность Макиавелли

Современное понимание политики, а именно как борьбы за власть и влияние, опирается во многом на идеи Макиавелли – философа, жившего в XV-XVI веках. Никколо Макиавелли прожил яркую жизнь, но в преклонном возрасте он оказался в опале у новых властей. Несмотря на трудности Никколо продолжал трудиться над своим главным трудом – трактатом «Государь». Спустя столетия после кончины великого мыслителя его труды повторили жизнь своего автора. Так же, как и сам философ, макиавеллизм пережил периоды подъёма, в которые он имел статус доминирующей политической теории, и периоды гонений, когда этим термином пользовались как ярлыком для показательного остракизма политиков.

Но, как и любая правдивая работа, его главный программный труд не мог не вызвать столкновений разных взглядов. Это не просто книга, отрицающая моральную сторону политики, это прежде всего практическое руководство, с эффективностью которого бесполезно спорить. Основы геополитики, умелая классификация государств и правителей, анализ исторического опыта, с которым Макиавелли был хорошо знаком. Все эти теоретические вещи не вызывают споров, пока Никколо не касается вопроса политического имиджа, как сказали бы современные политтехнологи.

«О чём и как врать» – именно эти советы, неприкрытая правда о политике, вызывают резонанс в политической среде. Как ни парадоксально, но политики остервенело клеймящие труд Макиавелли оказываются прилежными учениками великого мыслителя. Они поступают именно так, как им приписывает поступать книга. Хороший правитель должен говорить правильные вещи, о правде речь не идёт.

Да, правы те, кто утверждают, что воззрения Макиавелли, в частности его рекомендации в «Государе» – это результат влияния тогдашней политической ситуации в Италии. Раздробленность, всеобщий кризис требовали жёстких действий. Диктатура нужна была, чтобы создать комфортные условия для республики. Но Макиавелли не только представил свой вариант правильного поведения правителя, он своими трудами (не менее замечательными «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и другими) одним из первых дал начало светской науке, поставившей политику как искусство и науку вне религии и морали.

Его логика реалистична и потому кажется многим чересчур мрачной. Макиавелли утверждал, что в определённые исторические моменты, нужно во имя общего блага не пренебрегать даже аморальными и противоправными средствами. То есть выбирать меньшее зло.

Никколо отвергнул традиционалистский подход, воспринимающий человека целостным, и выделил те качества личности, которые способствуют тому, чтобы эта личность добилась успеха на политическом поприще. Да и само отделение политики от религии, и даже подчинение религии целям государства, было для XVI века более чем новаторским. Разрушался канон, который предписывал ставить религию всегда выше государства, науки, отдельного правителя. Но средневековую догму, которая определяла примат религии над всей остальной жизнью давно выкорчевало итальянское Возрождение, пришедшее на Апеннинский полуостров ещё в XV веке. В XVI веке назревал кризис Ренессанса, и это заметно проявляется в трудах Макиавелли. Принцип единого, синкретичного человека эпохи Возрождения сменяется изображением личности, принципом личности. На смену неизменности приходят в его трудах Фортуна (удача) и «вирту» – доблесть, то есть таланты человека, его качества, умения.

Особенно обогатил Н. Макиавелли политическую мысль того времени чётким и развёрнутым определением государства. Государство у Макиавелли – это политическое состояние общества. И оно должно меняться в зависимости от целей, которые стоят перед обществом. В период кризиса монархия – это наиболее подходящая форма правления, но после его преодоления (например, после объединения Италии) лучшей формой станет республика. Макиавелли был можно сказать первым «бизнес-тренером» – он впервые дал чёткие, без пространных рассуждений, указания для развития в человеке качеств лидера.

Макиавеллизм как модное слово современности

В лингвистике есть понятие модных слов – употребляют их все, но часто не к месту и обычно не зная до конца их значения. Так и макиавеллизм стал одним из стигмат политической риторики XX века, да и XXI тоже.

Макиавеллизм предполагает схему «цель оправдывает средства», то есть для достижения цели необходимо пренебречь моралью. Власть и хитрость – вот два главных кита умелого политического лидера. Можно спорить с принципом макиавеллизма, но невозможно отрицать, что вся политическая жизнь проникнута борьбой за власть.

Проявляется макиавеллизм в ситуациях, когда политик обладает свободой действий, когда у него хотя бы немного развязаны руки (то есть степень автономности высока). В таком положении оказался, например, американский политик Г. Киссинджер.

Макиавеллизм чаше всего расцветает в условиях абсолютистских, тоталитарных режимов, а также в период кризисов и революций, за которыми неизменно и следуют вышеперечисленные режимы.

Яркими примерами лидеров таких режимов являются советские политики Сталин, Берия, Андропов. Жёсткие условия борьбы революционеров (в числе которых и был молодой Джугашвили) с царизмом, междоусобная борьба за власть – все это явилось предпосылками к появлению мощного лидера. Более него принципами Макиавелли, наверное, не руководствовался никто.

Вообще многие лидеры XX века пользовались принципами Макиавелли, даже иногда не будучи с ними знакомыми. Что ещё раз доказывает их практичность, приближенность к жизни.

Макиавеллизм как деградация общественной морали

Сторонники морального подхода к политике считают, что лишь потребность выживания в опасных условиях приводит политика к формуле «цель оправдывает средства». Мораль сопровождает реализацию политических целей, этика же обслуживает эти цели лишь в условиях кризиса. Распространение этой формулы на мирное стабильное время, по мнению этих философов, свидетельствует о деградации общественной морали.

Макиавеллизму ставится в вину, что век технологий и всеобщности образования, век прогресса науки стал так же веком войны, ядерного оружия, геноцида.

И это естественно, ведь если смотреть с точки зрения морали, оружие, не будучи изначально и навсегда аморальным изобретением, зачастую вызывает смерть людей. Так и макиавеллизм, он негативен, но всё же существует и является частью нашей жизни.

Макиавеллизм как манипулирование

Макиавеллизм, как и многие политические явления, объясняется психологией. В научных трудах макиавеллизм всегда присутствует в контексте манипуляции массовым сознанием.

Доктор психологических наук В. В. Знакова (основоположник изучения проблемы макиавеллизма в отечественной психологической науке) считала, что макиавеллист - это «субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определённых жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения».

В трудах Знакова выявлена связь макиавеллизма личности с подозрительностью, враждебностью, негативизмом, ориентацией на «Я» в общении, низкой степенью альтруистичности.

Макиавеллизм как миф

Как и любое яркое явление макиавеллизм «оброс» деталями и подробностями, которые развели концепцию Никколо и само явление макиавеллизма, сделали их не тождественными. Здесь надо согласится с многочисленными экспертами, настаивающими на необходимости осторожности в проецировании макиавеллизма на плоскость межличностных отношений. Подкрепляется миф конечно же средствами массовой информации, которые сводят весь макиавеллизм к знаменитой фразе «Цель оправдывает средства».

Усложняет анализ современной политики на предмет следования принципам Макиавелли большая разница между декларируемым и фактическим. Естественно подробный и правильный анализ можно будет провести спустя десятилетия.

Основываясь на версиях некоторых экспертов, что взрывы домов в начале Второй чеченской могли быть организованы ФСБ, можно сказать, что макиавеллизм до сих пор жив. И если даже не в реальности, то в головах экспертов-политологов уж точно. Они, умные, образованные люди, готовы поверить, что политик может последовать принципу «цель оправдывает средства».

Макиавеллизм в политике присутствует скорее «Летучим голландцем». Зато процветает в менеджменте и маркетинге, где требуется нестандартная логика. В управлении издавна ощущается потребность в новой концепции. Менеджеры перепробовали уже все науки: увлечение методами психологии породило поведенческую (бихевиористскую школу), интерес к точным наукам сделал доминирующим методом последних лет количественный подход. И несмотря на все эти научные изыскания простые тезисы Макиавелли действуют и поныне. Логика макиавеллизма парадоксальна, но она-то и оказывается ближе всего к жизни.

Доклад с конференции, только я опустил теорию Макиавелли, написал непосредственно основную часть выступления.
Доклад будет опубликован в университетском журнале.

По прошествии 6 веков, макиавеллизм претерпел существенные изменения. Мне хотелось бы разграничить макиавеллизм на истинный (тот которому непосредственно учил Макиавелли), и на неомакиавеллизм. К сожалению, истинный макиавеллизм сложно найти в современном обществе. Многие забывают, что Макиавелли был демократом, приписывая ему тиранию, диктаторство.

События на Африканском континенте 2011года, показывают нам макиавеллистов XIX века. Взять, к примеру, Ливию, где лидер страны Муамар Каддафи жестко подавляет мятежников, которые захотели свергнуть его. Цель Каддафи – сохранить свою власть, или как он говорит не отдать власть преступникам, он не раз упоминал об Аль-Каиде. Средства Каддафи – наемники, которые за неделю получают по 2000, а то и по 3000 долларов. Наемники ни с кем не церемонятся, открывая огонь на поражение. Разве это не неомакиавеллизм?

Хотелось бы привести пример истинного макиавеллизма, но не в политике, а в спорте. Во время игры на чемпионате мира по футболу 1986г. в Мексике Марадона забил гол рукой. Но судья этого не заметил, и гол был засчитан, несмотря на нарушение игрока, поскольку ошибка судьи не являлась поводом для изменения результата. Постулат Макиавелли содержит следующее: твоя сила состоит в том, что ты можешь обойти правила. Если ты втихаря забил мяч рукой, это не заметили, а ты тем самым принес победу - это здорово, это правильно, ведь сделал это ты во благо своего государства, в данном случае Аргентины.

Теперь о макиавеллистах в России за последние несколько десятков лет. На первом месте стояли вовсе не заботы о реформах, не интересы народа и даже государства, а вопросы личной власти. Говорим ли мы о Хрущеве, Горбачеве или, тем более, о Ельцине, мы, в первую очередь, видим это. И наш сегодняшний день может быть достаточно четко оценен с макиавеллистических позиций. Идет ли речь о президенте, премьер министре, правительстве, о губернаторах или о депутатах - на первом месте у них стоят интересы накопления личной собственности, а власть является лишь источником этих накоплений.

Теперь о современных российских макиавеллистах. О Путине. Почему Путин макиавеллист? Путин – создает впечатление жесткого политика, в приоритет, ставящего национальную безопасность и силу своей власти, которая имеет большее влияние, чем президентская. Путин – сторонник так называемой суверенной демократии. Суверенная демократия - это разновидность имитационной демократии, образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.

Ситуация на Северном Кавказе – яркий пример политики Путина по поддержанию национальной безопасности. Введение войск в Чечню было еще при Ельцине, Путин продолжил там военные действия во благо народов Северного Кавказа и для поддержания национальной безопасности. На самом деле война была не для стабильности и не ради сохранения целостности России, а из-за нефти. Кавказ – это миллионы тонн нефти, которая является главным источником доходов в бюджет и в карманы чиновников. Продолжая тему нефти, хотелось бы обратить внимание еще на один факт, подтверждающий, что Путин макиавеллист. Это история с главой нефтяной компании ЮКОС Михаилом Ходорковским. Уже ни для кого не секрет, что предвыборные кампании Ельцина на второй срок и Путина на первый финансировались из карманов олигархов Березовского и Ходорковского. Кстати, макиавеллизм нередко сравнивают с манипулированием. В психологии есть даже отдельные разделы по изучению макиавеллизма. Эти предвыборные кампании – были одни из самых совершенных моделей манипулирования электоратом, ведь за небольшой промежуток времени Ельцину подняли рейтинг с 6% почти до 45%. А про Путина Александр Проханов говорил, что - это большой водянистый огурец, выращенный методом гидропоники.

Макиавеллизму склонно предательство и обман. В преддверии думских выборов 2003г., Путин боялся за свою власть, потому что КПРФ, СПС и Яблоко хотели объединиться, что стало бы реальной угрозой для Единой России и власти Владимира Владимировича. А Ходорковский в то время финансировал оппозицию (СПС и Яблоко) и незадолго до выборов встречался с Путиным. Разговор их прошел спокойно, президент разрешил Ходорковскому финансировать оппозиционные партии, так как он выделял собственные средства, а не деньи ЮКОСа. Это и подтверждает Касьянов (премьер министр 2000-2004гг.), что Путин боялся за свою власть, но, а потом уже речь пошла о захвате активов ЮКОСа Сибнефтью, которую возглавлял Абрамович. Разве это не предательство? Путин не использовал все возможные средства для сохранения своей власти, приписав преступления, убийства и воровство Михаилу Ходорковскому? Это не макиавеллизм? Также Путин обещал уменьшить число и давление чиновников, картина выглядит иначе – это не обман? Обещал свободу слова, свободу во всем – каждый митинг оппозиции разгоняется милицией.

Многие миллиардеры с Wall Street – так же последователи учения и концепций Макиавелли. Иначе не было бы у них сейчас миллиардов. Пример: в 2009г. Уоррен Баффет сократил тысячи работников, не задумавшись, как они будут жить, в кризис не так легко найти работу, а на пособия с ипотечным домом, машиной в кредит – долго не протянешь, он плевал на это. В приоритет он ставил – сохранение предприятия.

Макиавеллизм – может быть во всех сферах нашей жизни. В каждом из нас живет Макиавелли. Во благо себе или на пользу другим, мы порой обходим правила, ведем себя подло и коварно. Каждый оценит макиавеллизм по-своему, но в основном он у всех ассоциируется с чем-то мерзким, гадким и подлым, но, сколько людей – столько и мнений.