Главная · Ликвидация · Духов день в что можно делать. Троица и Духов день: Запреты и поверья, приметы и гадания, традиции и обычаи. Где смотреть прямую трансляцию финала "Медведев против Надаля"

Духов день в что можно делать. Троица и Духов день: Запреты и поверья, приметы и гадания, традиции и обычаи. Где смотреть прямую трансляцию финала "Медведев против Надаля"

В июне отмечается один из самых больших христианских праздников — День Святой Троицы, который приходится на 50-й день после Пасхи. В 2017 году он выпадает на 4 июня. Сразу же за ним следует День святого Духа. Пропитанный традициями и суевериями, он берет свое начало в глубокой древности.

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые не разрешалось под угрозой несчастий.

Что нельзя делать

— На Троицу не принято красить и шить, а также работать в огороде и печь пироги. Можно лишь готовить пищу.
— Под запретом и свадебные церемонии. Семья, которая становится официальной ячейкой общества в этот день, в будущем будет сталкиваться с чередой неприятностей.
— В этот день нельзя было смотреть на свое отражение в воде. Это может привести к тому, что девушка или парень могли потерять свою настоящую любовь.
— В этот день нежелательно было бегать — можно убежать от своей судьбы. А вот, чтобы приблизить встречу с счастьем, на Духов день нужно было пройтись утром босиком по росе.
— На Троицу нельзя было делать березовые метлы;
— В течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;
— нельзя ходить в течение недели в лес, на реку или озеро — купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, день Троицы принадлежит русалкам — искупаешься — пойдешь ко дну.

Поверья

— Чтобы невзгоды, болезни и всяческие непрятности не притягивались в жизнь, люди подавали щедрую милостыню, оказывали любую помощь тем, кто в ней нуждался.
— Скатерть, которой застилали праздничный стол в Троицу, не стирали, а бережно хранили и никому не показывали. Это напрямую касалось судьбы неженатых и незамужних членов семьи. Люди верили, что такая скатерть способна привлечь в дом богатых зятьев, а также красивых и работящих невесток.
— Все растения в Духов день были наделены магическими свойствами. С помощью настоев и отваров, приготовленных из растений, люди излечивались от многих недугов.

Приметы

— Если этот праздник был дождливым, то, по приметам, последующие шесть недель будут такими же.

— В этот день, отправляясь набрать воды, всегда говорили «пошла по воду». Если же сказать «пошла за водой», то можно легко утонуть.

— Чтобы уберечься от злых духов, в древности в этот день носили пахнущие растения, такие как полынь, чеснок или лук.

— Какая погода будет на Духов день, такая же ожидается и на все лето.

— А вот гроза и молния в этот день — хороший знак, ведь таким образом земля прогоняет злых духов, ведь издревле считается, что именно огнем можно от них избавиться.

Гадания

Гадания с венками в этот день были также актуальными. Поэтому девушки не упускали возможности погадать на реке. Для этого они пускали венок по реке: если он утонул, то быть беде и девушка вскоре сильно заболеет; если пристал к берегу, то в этом году она выйдет замуж; если венок уплыл далеко, то его обладательница скоро встретит крепкую и долгую любовь.

Незамужние девушки за несколько дней до праздников завивали березу, а уже на Троицу или Духов день приходили развивали. Если за это время ветви завяли, то жди болезни или беды, если ветки свежие, то это к удаче, радости и везению в этом году.

Традиции и обычаи

Кажется, что такой день должен начинаться со служения в храме или молитвы. Однако, согласно древнему поверью, на Духов день многие старались слушать землю. Для этого еще до восхода Солнца выходили на улицу, прикладывали ухо к земле и прислушивались. Такой обряд проводили в надежде, что таким образом им откроются великие тайны. Но в то же самое время каждый тогда искренне верил, что такое может случиться только с избранными.

Так как Духов день крепко связан с язычеством, то даже после принятия христианства народ пытался задобрить злых духов. Для этого женщины выходили в лес, к реке и развешивали везде старую детскую одежду.

Также повсеместно в этот день было принято кормить землю. Для этого выходили в поле, стелили покрывало и устраивали трапезу. Если этот обряд совершить, то, по мнению наших предков, весь год будет хороший и богатый урожай.

После храма многие торопились на кладбище, чтобы украсить ветками березы могилы. Там также устраивали трапезу. Однако всю оставшуюся еду домой не забирали, а оставляли на погосте.

Можно ли посещать кладбище

Троицкая суббота, день памяти усопших, в этом году выпадает на 3 июня. Православные верующие стремятся посетить кладбище и замолить грехи покинувших этот мир перед Всевышним.

В этот день необходимо посетить церковь, поставить свечи и прочитать молитвы.

Для посещения кладбищ и поминовения в православии отведены специальные родительские дни. Именно они разграничивают и отличают торжества живых и мертвых. Переиначивая эти понятия и отводя время, мы злим Создателя и притягиваем неудачи. Поэтому навестить усопших следует в преддверии Троицы, в субботу.

Духов День в 2020 году, которому народные поверья придают огромное значение, состоится 17 июня. Он, как и многие другие праздничные дни, объединил в себе церковные и языческие традиции. Для этого дня есть особые приметы, предостережения и правила его проведения.

Фотографии:

Венки митрополит
гадания день
празднование

Славяне-язычники дохристианских времен, скорее всего, праздновали Духов День приблизительно в такой же период, как будет в 2020 году, когда растения набирали силу. До сегодня дошли лишь некоторые отголоски этих традиций, возможно, сильно искаженные. Главное их значение – обеспечение хорошего урожая, плодородия.

История и дата

Приход христианства отменил очень многие порядки, сменил уклад жизни славян. Но народные поверья, пусть и не полностью, все же сохранились, что у православных отразилось в том числе на том, когда празднуется Духов День 2020 года. Конечно, церковные обряды имеют совершенно другой смысл, но обычные люди спокойно объединяют и языческие, и православные обычаи, празднуя по-своему. Отсюда пошло множество поверий, предостережений и запретов.

Церковью этот день 2020 года установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов Иисуса Христа. Для того, чтобы смогли проповедовать учение по всему миру, Дух даровал им знание всех языков. Согласно Библии, произошло это на пятидесятый день после Пасхи. Но разные конфессии отмечают праздник в разные дни.

Католики совмещают Духов День с Троицей, не только в 2020, но и каждый год, православные переносят на следующий день. Поскольку дата привязана к Пасхе, то каждый год праздник отмечается разными числами. В католицизме это всегда воскресенье, православии – понедельник.

Есть у праздника множество других названий, например:

  • Русалье, Провожание русалок – связано с поверьем о том, что ночью выходят русалки окроплять посевы водой;
  • Духова, Духовден – вариации по теме основного значения, указывающие на основной смысл, который несет Духов День в 2020 году;
  • Именины Земли, Земля-именинница – обозначает обычай «кормить» землю, традицию не сажать и не собирать ничего в этот день.

Церковные традиции

Итак, церковный обычай православных христиан на Духов День 2020 года устанавливает празднование сошествия Святого Духа на апостолов. Эта часть триединого Бога создана для того, чтобы служить источником жизни. Он властен над всем, кроме жизни и смерти. А в этот день особо отмечается еще одно его назначение – нести православным величие самого Святого Духа.

Когда бы ни был Духов День, какого бы ни было числа, включая 2020 год, при церковных службах читают Евангелие от Матфея, главу 18. Хотя чаще всего говорит и рассуждает о нем Иоанн, но церковная традиция избрала другую притчу. Она говорит об овцах, отбившихся от стада, роли пастуха, под которым подразумевается духовный отец. Притча заставляет задуматься о любви к людям, торжестве правды, невозможности скрыть зло.

Когда наступит Духов День 2020 года, священники могут ходить по дворам, освящая колодцы. Считается, что так воды оберегаются от нечистой силы. После этого освященной водой окропляются дома снаружи и внутри.

Иногда по вспаханным полям проходят крестным ходом. Это уже отголоски языческих традиций, в которых праздник тесно связан с плодородием почвы. Значение такого обхода – призвать Божье благословение на пашню и, конечно, будущий урожай.

Особых запретов на День Святого Духа церковь не налагает, учитывая, какого числа 2020 года он празднуется. Святые отцы говорят о том, что человек ценится не только за почтение праздников, но также за работу. Конечно, истинно верующий, воцерковленный прихожанин обязательно найдет время, чтобы уделить его посещению службы, молитве, но каких-либо наказаний за неотложные дела не предусматривается.

Народные поверья

По большей части Духов День посвящен смене весны летом, что отражается на том, какого числа 2020 года его празднуют. Крестьяне отмечают начало летних полевых работ. Разные игры, пляски, хороводы связаны с имитацией соответствующих действий, но сама работа откладывается на другие дни. Все это выполняется с целью призвать богатый урожай.

Считается, что еще с вечера предыдущего дня 2020 года на землю снисходит Святой Дух. Он находится между людьми, посещает их жилища. Есть также поверье, что с небес спускается святое очистительное пламя, уничтожающее нечистую силу.

Иногда на Духов День принято украшать дома березовыми ветвями, которые как раз зазеленеют к тому моменту, какого числа 2020 года наступит праздник. Этому дереву придается особое значение. Оно играет роль пристанища для душ, которые еще не отправились на небеса.

Из языческих времен пришло поверье, что по земле ходят русалки, мавки, водяные, которые приносят влагу посевам и травам. Это дает им силу для роста – там, где ступила нога водяного.

Но поскольку такие силы считаются нечистыми, люди опасаются их прихода в дома. Оттого многие выставляют на улицу стол с яствами. С этим поверьем переплетен обычай освящения колодцев. Считается, что нечистые силы поселяются в них после окропления пашен и лугов. А молитва батюшки изгоняет их.

Более того, в Духов День в 2020 году, какого числа он будет праздноваться, по вечерам лучше стараться не выходить за пределы деревень. Молодых парней могут запросто заманить русалки, завести глубоко в лес. Защитой от этого служит сплетенный любимой девушкой венок.

Ближе к вечеру на пашни выходят старшие женщины. Они совершают обряд кормления земли. Он заключается в том, что на полях расстилают скатерти и пируют, время от времени раскладывая кусочки пищи по полю и прикрывая их землей. Народ верит, что так усиливает плодородие.

Очень много поверий и запретов Духова Дня связано именно с землей, это перешло и православным, потому стоит обратить внимание, какого числа 2020 года он наступит.

  1. Нельзя ничего сажать или вырывать из почвы. Вообще нельзя работать на земле, иначе можно нанести ей серьезные раны.
  2. Нельзя произносить фразу «за водой», это может привести к смерти в ней. Правильно будет говорить «по воду».
  3. Нельзя смотреться в воду, чтобы не утратить любовь.
  4. По погоде определяют, какими будут последующие полтора месяца.

Молодежь с песнями ходит по деревне. Часто присутствуют ряженые в животных, разыгрываются целые представления.

Вечером молодые незамужние девицы пускают по воде венки. На них загадывают самые разные желания, но чаще всего, конечно, о любви и замужестве. Венок, ушедший под воду, символизирует неудачу, а оставшийся на поверхности – благоприятный исход. Впрочем, этот обряд не всегда привязан к Духову Дню, потому может проводиться до 17 июня 2020 года и позднее.

После кормления, выражения почтения считается, что земля награждает людей. Делает она это, раскрывая местонахождения тайных кладов. Чтобы найти сокровище, нужно очистить мысли, найти укромное местечко, помолиться и припасть ухом к земле. Так получится услышать, где спрятаны клады.

После того, как пройдет Духов День в 2020 году, ранним утром нужно умыться водой из колодца, реки. Считалось, что так «смывается» все плохое, что могло попасть на человека от нечистых сил.

День Духов – праздник, отмечаемый христианами, причём как православными, так и католическими и протестантами. Наиболее распространён он у славянских народов.

Когда день Духов в этом году? Праздник приходится на следующий день после . В 2017 году празднование выпадает на 5 июня.

Считается, что в этот день Святой Дух сошёл на апостолов, после чего они стали осознавать множество вещей, о которых раньше не подозревали, также у них были сформированы знания о языках мира, благодаря чему они смогли распространять переданные им знания о возникновении мира и заповедях по всему миру. Второе название праздника «День Святого Духа».

В этот день в церквях и соборах проходят праздничные литургии в честь схождения Святого Духа. В народе этот праздник также называют «Именинами земли», как следует из названия, в этот день у земли своеобразный праздник, на ней категорически запрещается проводить какие-либо хозяйственные работы, следует дать ей отдохнуть.

Приметы на день Духов

Исходя из того, что праздник начал праздноваться в те давние времена, когда люди только что сменили язычество на православие, до наших дней дошло множество примет.

Вот некоторые из них:

Традиции и обряды

Самые известные обряды:


Что можно делать в день Духов

Следующие действия не только можно, но и нужно совершать в праздник Духов:

  1. Заниматься сбором целебных трав, ведь в этот день Святой Дух очищает всё от нечисти и потусторонних сил, считается, что отвары, приготовленные из трав, собранных в этот день, способны изгнать бесов.
  2. Выказывать почтение земле, угощать её. Следует на земле разложить скатерть или покрывало, выложить угощения, петь песни, восхвалять землю. Обряд должны исполнять женщины.
  3. Умываться колодезной водой. Считается, что умываясь водой из колодца, можно смыть с себя грехи.
  4. Приносить в дом берёзовые ветки. Считается, что они оберегают дом от нечисти. Когда ветки высохли, их не следует выбрасывать, нужно сохранить их в укромном месте.
  5. Искать клады. Нужно выйти на пустырь, прилечь к земле, прислушаться. Многие рассказывали, будто земля подсказывала, где хранится клад.

Чего делать категорически не следует?

Следующие действия ни в коем случае нельзя совершать в этот день:

  • Осуществлять работы на земле: сажать, копать, рыхлить, окучивать и т.п.
  • Работать по дому. Так как день Духов тоже является церковным праздников, домашнюю работу тоже следует отложить. Нельзя убираться, шить, стирать. Разрешается лишь готовить угощения.
  • Плавать и окунаться в реках, озёрах. Считается, что в больших водоёмах в этот день есть риск утонуть, так как там обитают русалки, они могут утянуть человека к себе.
  • Нельзя стричься, красить волосы, мыть голову.

Весь православный мир отмечал великий праздник – . А следом за Троицей наступает время другого важного праздника. Называется этот праздник Духов день, отмечают в 2017 году его 5 июня. Как и большинство церковных праздников, Духов день – это праздник, в котором тесно переплетаются православные традиции с народными поверьями. Духов день 5 июня 2017 года: православные и народные традиции и обычаи праздника.

5 июня 2017 года в во всех храмах проходит праздничное богослужение, читаются молитвы Святому Духу. Считается, что эти молитвы способны каждого избавить от грехов и наставить на праведный путь.

Можно в Духов день не только молиться о прощении грехов, но также поминать усопших родных и близких.

В этот великий день нужно непременно помогать нуждающимся людям. Обязательно подайте бедным угощения. По традиции считается, сколько в этот день отдашь, столько же и получишь взамен. Поэтому не скупитесь и будьте добры к окружающим.

Одной из давних традиций праздника является сбор целебных трав .

Считается, что в этот день их сила возрастает многократно, потому как земля и все, что растет на ней, освящается силой Святого Духа.

По традиции также устраивают праздничный обед. Духов день не выпадает на время поста, потому ограничений в еде нет. Главное помнить, что нельзя злоупотреблять спиртным. По обычаю полагалось обязательно помолиться за те угощения, что послал Господь.

Согласно народной традиции, в Духов день в колодец бросали монетки, чтобы привлечь удачу и материальное благополучие. Также в этот день освящают в церкви колодезную воду. Затем этой водой люди умываются, смывая с себя грехи и болезни.

Главным обычаем и поверьем праздника, дошедшим до наших дней, является запрет на любые работы, связанные с возделыванием земли. Нельзя рыхлить землю, капать, сажать. Этот день предназначен для отдыха земли. И люди очень чтят этот обычай.

“Надо же – в такую рань и уже так пьяны” – услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно. Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими – еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться – и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, – рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в “постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал”, с коего можно уже при жизни “получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор” (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не “рабами”, но “братьями” – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил – Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня – наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? “Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины”, – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула “князя Шаховского” приобрел имя “монаха Иоанна”. Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.

Но в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это – признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.

Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев “патриотических” митингов, участников гневных пресс-конференций о “разгуле сатанизма”. Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем “режиме” иначе и быть не может.

Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе – но так и не приехали к их могилам…

Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога”.

Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога – Распятого ради нас и Воскресшего.

Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение – благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: “Сыне, дай Мне твое сердце!”. Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?

А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это – мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.