Главная · Бизнес-планы · Как подать на временное убежище. Прием на работу украинцев со статусом временного убежища. На какой срок предоставляют

Как подать на временное убежище. Прием на работу украинцев со статусом временного убежища. На какой срок предоставляют

Получив временное убежище, иностранные граждане задаются вопросом: «А что же делать дальше?». Если нет желания возвращаться на свою родину, то следующий шаг – это получение разрешения на временное проживание. Однако возникает масса вопросов, связанных с оформлением разрешения на временное проживание при наличии временного убежища.

Лица, получившие временное убежище, имеют право получить При этом документом, удостоверяющий личность такого иностранного гражданина на территории России, будет являться свидетельство о предоставлении временного убежища, в котором и будет проставлена отметка о выдаче разрешения на временное проживание.

Выдача разрешения на временное проживание иностранному гражданину или лицу без гражданства не является обстоятельством, служащим основанием для лишения или утраты временного убежища данным лицом. В этом случае, временное убежище может защитить лицо от принудительной высылки за пределы Российской Федерации.

В случае, когда необходимо продлить срок действия временного убежища, лицу может быть выдана справка, утверждённой формы. Если в продлении временного убежища отказано, то данное лицо обязано в 10-дневный срок обратиться в территориальный орган ФМС с заявлением и представить новый документ, выданный иностранным государством, или имеющийся действительный документ, удостоверяющий личность, который находился ранее в территориальном органе ФМС в связи с предоставлением временного убежища.

Заявление составляется в произвольной форме. В заявлении указывается когда, кем и в связи с чем был выдан новый документ, удостоверяющий личность.

В новом или в уже имеющемся документе проставляется отметка о предоставлении разрешения на временное проживание. В реквизитах «дата принятия решения», «номер», «наименование органа» и «срок действия» указываются реквизиты ранее выданного разрешения.

Вне зависимости от того, получено разрешение на временное проживание на основании временного убежища или нет, иностранный гражданин с приложением документов, подтверждающих наличие дохода на установленном законом уровне. Уведомление подаётся в течение 2 месяцев со дня истечения очередного года с момента получения разрешения на временное проживание.

Для продления временного убежища, в соответствии с Порядком представления временного убежища на территории России, необходимо обратиться с заявлением о продлении в орган ФМС не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища.

Соответственно, оба этих статуса не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга.

Предоставление – способ оказать поддержку иностранным гражданам, которые стали жертвами преследований в стране проживания по разным причинам (политическим, национальным, религиозным). Это также способ защитить людей, которые проживают в местах ведения военных действий. В статье разберемся, как проходит процедура получения, какие справки необходимы для этого, как проходит продление временного убежища для граждан Украины в 2019 году.

Переселенцам, которые получили убежище на территории РФ, оказывается поддержка:

  1. В транспортировке вещей при передвижении по территории России.
  2. Возможность пользоваться бесплатной медицинской помощью.
  3. Право проходить обучение в образовательных учреждениях страны.

Если требуется, переселенцам предоставляется переводчик.

Подарок: 2100 рублей на жилье!

При регистрации по ссылке в AirBnB вы получите 2100 рублей на свой аккаунт.

За эти деньги можно снять хорошие аппартаменты на 1 день за границей или в России. Бонус работает только для новых аккаунтов.

Комплект бумаг

Переселенцы в Россию подают заявку в территориальные органы ГУВМ МВД РФ (ФМС).

Чтобы получить убежище, подается заявка, и предъявляются документы:

  1. . В нем украинец просит разрешение остаться на территории Российской Федерации, указывает причину переезда. Также в заявлении (оформляется по единому образцу) предоставляются личные сведения: ФИО, гражданство, фамилии членов семьи, которые переезжают вместе с заявителем.
  2. Национальный паспорт (при отсутствии предъявляют справки и документы для удостоверения личности).
  3. Справки, которые подтверждают родство с членами семьи, которые указаны в заявлении.

При подаче заявки, иностранец (и члены его семьи) проходят процедуру дактилоскопии .

Получение

При положительном рассмотрении заявки, иностранец получает свидетельство, которое будет ему заменять удостоверение личности. Национальный паспорт храниться в органах УВМ (ранее — ФМС).

При получении свидетельства иностранный гражданин заполняет анкету, проходит медицинское обследование. Переселенцу выдаются сертификаты о прохождении медицинского обследования.

Упрощенное получение

Из-за сложной внутриполитической ситуации в Украине, гражданам этой страны предоставлены особые условия для получения временного убежища. Благодаря этому процедура получения проходит быстрее.

Требования к заявителям:

  1. Постоянное проживание на территории Украины . Т.е не достаточно иметь украинское гражданство. Необходимо, чтобы кандидат на получение помощи постоянно проживал на территории Украины, до переезда в РФ. При этом не имеет значения, в каком регионе страны иностранец проживал.
  2. Пересечение границы РФ . Жителю Украины необходимо приехать на территорию Российской Федерации. После прибытия в Россию, иностранец будет проходить собеседования с сотрудником отделения Управления по вопросам миграции МВД РФ (правопреемником Федеральной миграционной службы). При этом необходимо будет сообщить цель своего визита, подтвердить ее документально.
  3. Подать заявление . Сделать это можно в любом регионе России за исключением Москвы и Московской области. Заявления, поданные в Московской области, не рассматриваются в упрощенном порядке. Рассчитывать на упрощенное рассмотрение заявки могут лишь те переселенцы из Украины, которые проживают в данном регионе у близких родственников (родители, дети, братья, сестры).

Главной особенностью присвоения свидетельства украинцам являются сроки рассмотрения их заявки: решение принимается в течение 3-х дней. Даже если у приезжих нет удостоверений личности, срок рассмотрения документов не изменяется в сторону увеличения. В данной ситуации сотрудники УВМ (ФМС) самостоятельно занимаются установлением личности заявителя.

На какой срок предоставляют

Временное убежище предоставляется на срок не более года . По истечению этого времени, если причины, которые послужили основанием для выдачи, актуальны – статус продлевают.

Граждане, которые получили право находиться в стране, не имеют право покидать территорию России.

Заявление

Чтобы разрешение на пребывание было продлено, иностранец должен подать заявление. На подачу заявления дается месяц. Как при первичной подаче, так и при продлении, государственная пошлина за подачу заявки с иностранного гражданина не взимается.

Продление

По истечению 1 года, иностранцу необходимо подать ходатайство на продление своего статуса . Если причины, по которым гражданин Украины его получил, остались актуальны и за время пребывания его в России он не нарушал законы государства – его статус продлевают.

Отказ в продлении

Если гражданин Украины, который получил статус, выезжал за пределы РФ, он теряет своей статус и ему необходимо повторно проходить процедуру получения временного пристанища.

Если временное убежище закончилось, в его продлении может быть отказано, если:

  1. Боевые действия закончены, и переселенец может вернуться в свою страну.
  2. Иностранец получил гражданство другой страны.
  3. За время пребывания в РФ, переселенец привлекался к криминальной ответственности.
  4. В документах заявителя обнаружена недостоверная информация.

Из-за боевых действий на Украине многие украинские граждане вынуждены бежать из своих домов. Оставаясь буквально ни с чем, украинцы каждый день обращаются за помощью к России, чтобы та предоставила им временное убежище.

О том, как граждане Украины могут получить статус беженца и какие права они при этом получают, рассказывает данная статья.

Кто может рассчитывать на временное убежище в РФ?

На оформление временного убежища в России могут рассчитывать любые иностранные граждане, которые боятся оставаться на родине ввиду различных причин. Среди таких причин можно выделить гонения по религиозным или языковым признакам, а также военные действия. В свою очередь, основаниями для предоставления убежища не являются природные катаклизмы, а также экономические причины.

На территории РФ предоставляется защита следующих видов:

  • Временное убежище предоставляется всем лицам, подвергающимся преследованию, а также лицам, которые проживают в зоне боевых действий;
  • Статус беженца получают лица, подвергаемые личным угрозам;
  • Политическое убежище, предоставляемое лицам, которые участвуют на своей родине в общественно-политической деятельности и подвергаются гонению из-за этого.

Как получить временное убежище?

Для того, чтобы иностранные граждане смогли обрести временное убежище на территории РФ, им нужно пройти несколько этапов:

  1. Сначала необходимо обратиться в органы УВМ МВД России с пакетом следующих документов:
    • Заявление о предоставлении временного убежища;
    • Паспорт;
    • Если въезд в РФ был осуществлён семьёй, необходимо предоставить документ, доказывающий факт родства: свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении;
    • Отпечатки пальцев. Процедура дактилоскопии проводится сразу на месте, в органах УВМ МВД РФ;
    • Фото в количестве 4 штук.;

Заявление можно заполнить как дома, скачав с официального сайта УВМ МВД РФ, так и на месте, в органах.

  1. После того, как документы проверены и одобрены, нужно заполнить анкету. Должностное лицо заполняет анкету, а заявитель отвечает на задаваемые вопросы. Цель анкеты – узнать причину, по которой заявитель желает получить временное убежище;

В том случае, если заявитель плохо владеет русским языком или не владеет им вовсе, предоставляется переводчик.

  1. После заполнения анкеты, полученная информация зачитывается должностным лицом для того, чтобы обнаружить ошибки и устранить их;
  2. Затем заявитель получает справку, свидетельствующую о том, что заявление рассматривается. Полученная справка – доказательство того, что лицо находится на территории РФ на законных основаниях;
  3. Срок рассмотрения заявления – 3 месяца.

Этот порядок получения убежища является общим.

Для граждан Украины существует упрощённая схема получения свидетельства о временном проживании. Упрощение состоит в том, что срок рассмотрения заявлений украинцев составляет 3 дня вместо 3 месяцев (согласно Постановлению РФ от 2014 года №690).

С 1 ноября 2015 года в России отменён льготный миграционный режим для жителей украины. Однако, остались льготы для украинцев из Донецкой и Луганской областей, поскольку свыше 600 000 украинцев обратились в РФ за помощью в предоставлении им временного убежища.

Продление временного убежища

Срок предоставления убежища не может быть больше 1 года. При необходимости, длительность временного пребывания в РФ в статусе беженца можно продлить также на 1 год. Продлевать длительность пребывания можно несколько раз.

Для продления срока необходимо составить соответствующее заявление и подать его в органы УВМ МВД, которые впоследствии выносят решение. Подача заявления происходит за месяц до истечения срока действия убежища.

Продлевая длительность действия убежища в РФ, госпошлину оплачивать не нужно.

В продлении срока могут и отказать. Например, в том случае, если на родине беженца закончились боевые действия.

О временной регистрации украинцев

В 2017 году граждане Украины могут оформить регистрацию по месту пребывания на срок от 90 дней до 12 месяцев. Для этого необходимо предоставить удостоверение беженца.

Временная регистрация осуществляется за 1 рабочий день.

Стоимость регистрации:

  • 90 дней – 1 300 рублей;
  • 6 месяцев – 2 600 рублей;
  • 9 месяцев – 3 900 рублей;
  • 12 месяцев – 5 200 рублей.

Для того, чтобы зарегистрироваться по месту пребывания, гражданин Украины должен предоставить лишь удостоверение беженца и ксерокопию паспорта.

О материальной помощи

Получая разрешение на временное убежище, некоторые категории украинцев могут рассчитывать на небольшую материальную помощь от государства, которая составляет:

  • 100 рублей в день на 1 человека (трудоспособным лицам);
  • 150 рублей в день на 1 человека (нетрудоспособным лицам);
  • 350 рублей в день на 1 человека в некоторых субъектах РФ;
  • 450 рублей в день – пособие на ребёнка.

Как уже было сказано выше, не все беженцы имеют право на получение материальной помощи. На выплаты вправе рассчитывать следующие лица:

  • Одинокие матери, возраст детей которых менее 3 лет;
  • Инвалиды, которые находятся на территории РФ без семьи;
  • Одинокие люди пенсионного возраста;
  • Семьи с детьми более 3.

Для того, чтобы получить выплаты, нужно обратиться с соответствующим заявлением в органы УВМ МВД РФ и предоставить документы:

  • Свидетельство о предоставлении временного убежища;
  • Заявление;
  • Документ, подтверждающий право беженца на получение выплаты: документы о рождении детей, удостоверение пенсионера, справка, свидетельствующая об инвалидности.

Права беженцев, получивших временное убежище

Беженцы, получившие временное убежище, наделяются в России некоторыми правами, среди которых:

  • Оформление полиса ОМС и использование бесплатной медпомощи;
  • Получение образования;
  • Получение помощи в поиске работы в РФ, а также прохождение профессиональной переподготовки;
  • Получение материальной помощи;
  • Подача заявления на РВП или ВНЖ.

При устройстве на работу не требуется оформление дополнительных разрешений. Лицо, у которого есть временное убежище, при предъявлении соответствующего удостоверения может оформить необходимые документы, обязательные при трудоустройстве (трудовая книжка, индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счёта).

Могут ли лишить временного убежища?

Свидетельство о временном убежище может утратить свою силу до истечения срока его действия по нескольким причинам:

  • При пересечении границы временное убежище перестаёт действовать. В этом случае свидетельство нужно будет получать снова;
  • Если беженца принимают в гражданство РФ;
  • Если утрачиваются обстоятельства, по которым беженец вынужден находиться вне своей родины (например, закончилась война);
  • Если беженец нарушает закон Российской Федерации. В этом случае ему грозит депортация из страны.

Могут ли отказать в принятии заявления на предоставление временного убежища?

Согласно статье 5 Федерального закона 4528-I «О Беженцах», отказать в рассмотрении заявления действительно могут. Среди основных причин отказа можно выделить следующие:

  • Если лицо привлечено к уголовной ответственности за преступление, совершённое в России;
  • Если ранее лицу уже отказывали в предоставлении статуса беженца из-за отсутствия на то обстоятельств и если на момент подачи нового заявления ситуация не изменилась;
  • Если у страны, из которой прибыло лицо, была возможность присвоить лицу статус беженца;
  • Если лицо не указывает свои личные данные, а также причины, по которым оно прибыло в РФ;
  • Если у лица уже есть разрешение, позволяющее постоянно проживать в РФ.

Если в рассмотрении заявления отказывают, органы УВМ МВД РФ в срок до 5 дней отправляют отказ в консульство или дипломатическое представительство.

В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

Правовой статус

Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

С точки зрения возможности вступить в трудовые отношения статусы «беженец» и «временное убежище» предоставляют одинаковые возможности для трудоустройства. Самая существенная разница для обладателя статуса «беженец» в сравнении со статусом «временное убежище» заключается в возможности получить единовременное денежное пособие.

Привлечение к труду иностранных граждан

Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

  • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
  • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
  • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

«Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

«Постоянное проживание» – вид на жительство.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

«Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

«Беженец» – удостоверение беженца.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

«Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

Например:

  • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
  • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
  • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

Признание документов об образовании иностранного гражданина

Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

  • подпадающая под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации 2 ;
  • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

  • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
  • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
  • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Действительны ли советские трудовые книжки?

    Да, действительны.

    В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ 3 ;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

  1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  4. Разрешение на временное проживание.
  5. Вид на жительство.
  6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
  8. Удостоверение беженца.

Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

Справка

Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

Да, является.

Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

    • не ограничен в сроке действия;
    • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года 3 .

Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

  • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
  • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил правовой статус «беженец» или «временное убежище».

Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Дополнение

Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 327 1 ТК РФ).

4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 327 2 ТК РФ).

Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 327 2 ТК РФ.

Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 5 ТК РФ).

В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 6 ТК РФ).

Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).

Продление временного убежища часто необходимо в сложных ситуациях. Например, если гражданин Украины или любой другой страны по определённым причинам просит убежище в России в 2019 году. РФ предоставляет .

Для этого нужно подать специальное заявление, на основе которого принимается соответствующее решение. Каждый отдельный случай рассматривается в индивидуальном порядке, а окончательное решение принимается Федеральной миграционной службой, которая определяется по территориальному признаку.

На основании Закона РФ страна может предоставить гражданину иностранного государства убежище на определенное время. Срок может быть не больше 1 года. Такое решение принимает уполномоченный орган, в качестве которого выступает Федеральная миграционная служба РФ.

Продление этого периода можно проводить много раз, так как на законодательном уровне ограничения в данном аспекте не определены. Однако сроки продления не превышают 12 месяцев. Для того чтобы процедура по продлению срока временного убежища состоялась, иностранный гражданин должен написать специальное заявление, где он изъявит соответствующее желание.

Указанный документ подают в орган Федеральной миграционной службы. В данном органе гражданин иностранного государства становится на учет.

Необходимо соблюдать определенные требования, которые бы позволили продлить временное убежище. Человек в письменной форме должен изложить конкретные обстоятельства, в связи с которыми вопрос должен разрешиться положительным образом. При этом убежище предоставляется только на территории России.

Заявление должно быть письменным, при этом допускается произвольная форма составления.

Чрезвычайно важно, чтобы документы были поданы в установленные сроки, так как от этого напрямую зависит окончательное решение. На законодательном уровне определен временной период для подачи заявления. Процедура подачи должна быть реализована не позже чем за месяц до истечения срока предоставления временного убежища в РФ.

Существуют случаи (они довольно распространены), когда у лица иностранного государства есть уважительные причины, по которым он нарушил сроки. Поэтому можно воспользоваться продлением только на 1 месяц . При этом по каждому иностранному гражданину принимается индивидуальное решение.

Алгоритм процедуры

Чтобы продлить срок предоставления временного убежища, человек не должен уплачивать государственную пошлину. Иностранные граждане, которые ранее воспользовались временным убежищем в РФ, имеют определенные права. Главное право, приобретаемое вследствие продления срока по временному убежищу, заключается в том, что лицо может находиться на территории государства в течение установленного срока. При этом субъекту не разрешается возвращаться на территорию его государства.

Исключение проявляется только относительно собственного волеизъявления.

Получать временное убежище на территории Российской Федерации, а также продлевать его срок могут и . В данном случае указанная категория лиц также не может быть возвращена на территорию того государства, где ранее они проживали (речь идет о постоянном месте жительства).

Если гражданин иностранного государства получил временное убежище в соответствии с Законом РФ, он должен оформить регистрацию . При этом необходимо указывать то место, где человек пребывает. Если данные мероприятия реализованы, то субъект приобретает еще одно право: на основе специального заявления он становится участником специальной государственной программы, по которой ему могут посодействовать относительно добровольного переселения российских граждан, не проживающих на территории России.

Важные условия

Уполномоченные специалисты Федеральной миграционной службы акцентируют внимание на том, что такая категория граждан подает заявление (принимается только письменная форма), в котором отражается просьба предоставить им возможность воспользоваться временным убежищем.

Существуют случаи, когда у некоторых категорий лиц нет . В Федеральном законе определяются конкретные обстоятельства, которые часто не выполняются. Однако уполномоченные лица могут руководствоваться гуманными побуждениями, на основании которых нуждающиеся люди не подлежат процессу (кроме собственного желания).

Срок временного убежища в гуманном разрезе может продлеваться по многим причинам. Одна из самых главных причин — это тяжелая болезнь иностранного гражданина или лица без гражданства. При этом акцентируется внимание на том, что в депортируемой стране ему не окажут надлежащую медицинскую помощь, и жизнь будет под угрозой. Обычно под страной, в пользу которой возможна депортация, подразумевают страну гражданской принадлежности.

Если срок закончился, для его продления необходимо существование реальной угрозы жизни человека. Аналогичный характер по отношению к стране, в которую потенциально возможна депортация, носят следующие случаи:

  • наличие в стране голода;
  • эпидемии;
  • ситуации чрезвычайного характера, которые обусловлены техногенными или природными факторами и наступили в результате конфликта, разгоревшегося на внутреннем или международном уровне.

Сроки временного убежища продлеваются при условии существования угрозы даже после возвращения их в страну, к которой гражданин принадлежит. Например, если человеку грозят:

  • пытки;
  • жестокие виды наказаний;
  • необоснованные допросы и прочие действия, которые относятся к ненормальному и противозаконному обращению с человеком.

Необходимо иметь в виду, что приведенный перечень оснований не прописан в законодательном порядке, поэтому является примерным.

Каждое уполномоченное должностное лицо территориальной Фискальной миграционной службы вправе самостоятельно принимать решение относительно конкретного гражданина или лица без гражданства.