Главная · Персонал · Интегральное чтение. Структура интегрального алгоритма чтения. Интегральный алгоритм чтения

Интегральное чтение. Структура интегрального алгоритма чтения. Интегральный алгоритм чтения

Интегральный алгоритм чтения

Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма – защита мозга от избыточной информации.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает иногда 75 %. Эта избыточность возникает, с одной стороны, по объективным причинам – она заложена в самой структуре языка.

Например, окончания слов иногда избыточны, в чем можно убедиться, проделав приведенные выше упражнения на выработку смысловой догадки.

С другой стороны, избыточность часто возникает из-за склонности многих людей к многословию, из-за стремления придать своей речи наукообразный стиль и т. п.

Анализ избыточности в речи провел В. Сухачевский, специальный

так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади»12 .

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100 %. Использование интегрального алгоритма чтения позволяет преодолеть подобную «пустоту» текста и извлечь из него действительно полезную информацию. Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текста (статьи, книги и т. п.), имя и фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственная оценка прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования на практике. Перечисленные показатели и составляют основу интегрального алгоритма чтения.

Блоки алгоритма

1. Наименование читаемого источника (Н).

3. Выходные данные: год издания, издательство, орган, номер, дата и т. п. (В).

4. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы (О).

5. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т. п. (Ф).

6. Критическая оценка материалат (К).

7. Возможность использования на практике (П).

Приведенный алгоритм отражает последовательность, в соответствии с которой следует запоминать полезную информацию текста. Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются название, автор, выходные данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о теме, которой посвящена статья, ее главной идее и способах ее доказательства. Эти сведения войдут в четвер-

12 Андреев О.А., Хромов Л.Н. Указ. соч. – С. 35.

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

тый блок. Уже в первых абзацах текста могут быть различные факты, фамилии, цифровые данные. Эти сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма. Таким образом, в процессе чтения человек как бы фильтрует его содержание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответствует их названиям.

Для того чтобы закрепить процесс чтения по интегральному алгоритму, сделать его автоматическим, рекомендуется использовать образное представление алгоритма в виде рисунков или геометрических фигур, содержащих условные обозначения блоков алгоритма, например:

Закончив заполнение блоков алгоритма, нужно вновь представить себе его зрительный образ и проверить, все ли блоки заполнены. В зависимости от цели чтения и жанра текста допустимо исключать или, наоборот, детализировать некоторые блоки. Заключительный процесс анализа и синтеза прочитанного помогает лучше усвоить и запомнить текст.

Рассмотрим, например, как заполняются блоки интегрального алгоритма при чтении текста «Что такое интеллект?», приведенного на с. 44.

1. Название: «Что такое интеллект?».

2. А.А. Леонтьев

3. Выходные данные: Москва, 1984 г.

4. Основное содержание: тема – «интеллект»; идея – «интеллектуальное поведение всегда предполагает выбор из нескольких возможностей»; проблематика – интеллектуальная основа поведения человека; структура интеллектуального акта.

5. Фактографические данные: профессор Московского университета психолог А. Р. Лурия; семь восьмых человеческого поведения складывается из интеллектуальных актов и только одна восьмая – «чистые» условные и безусловные рефлексы; фазы интеллектуального акта – ориентировка, исполнение, сличение результата с поставленной целью.

6. Критическая оценка: статья познавательная и полезная.

7. Возможность использования на практике: следует помнить, что выбор способа достижения поставленной цели зависит от самого человека, его интеллектуальных способностей; чтобы достичь своей цели, надо тщательно продумать, оценить, взвесить все возможные пути ее достижения.

Методика освоения интегрального алгоритма чтения

1. Ежедневно медленно читайте одну-две интересные для вас статьи в газете, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

2. Ежедневно читайте одну-две статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии

с алгоритмом.

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

Приведенные упражнения надо выполнять регулярно в течение двух-трех недель. Когда чтение по интегральному алгоритму станет привычным, оно будет протекать почти незаметно для человека.

Дифференциальный алгоритм чтения

Рациональное чтение предполагает не только прямой отбор полезной информации, как это осуществляется в интегральном алгоритме чтения, но и ее анализ и осмысление, что осуществляется в процессе смыслового сжатия текста. При чтении простых текстов понимание как бы сливается с восприятием. Чтение сложных текстов требует гораздо большего умственного напряжения и использования различных приемов. Одним из таких приемов является выделение смысловых опорных слов текста. На нем и основывается дифференциальный алгоритм чтения.

Дифференциальный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма – выделение основного смысла текста или его отрезка. Необходимость использования такого алгоритма также обусловлена избыточностью информации. Как уже говорилось, многие слова не имеют смысловой нагрузки, являясь в предложениях как бы связывающим звеном, скрепляющим материалом. Иногда они используются для «псевдораспространения» предложения.

Например, сочетания значительный результат, весомый вклад, высокая активность, тщательная проверка, глубокий анализ, внимательное ознакомление и т. п. не являются тавтологическими, но основную смысловую нагрузку в них несут, конечно, существительные.

Умение отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий эффективности чтения. Основная информация содержится в ключевых словах текста, которые называются так именно потому, что несут основную смысловую нагрузку. При чтении текста мозг человека дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. В итоге мозг выделяет основной смысл, «ядерное» значение текста, называемое также доминантой. Подобным образом устроен дифференциальный алгоритм чтения.

Блоки алгоритма

1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста.

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы междометия и часто местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

2. Составление смысловых рядов.

Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – как бы сжимается, прессуется.

3. Выявление доминанты.

Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста. Мозг как бы формулирует сообщение самому себе,

О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»

придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Выявление доминанты – главная задача чтения.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения почти подсознательно. Однако эффективность такого анализа у большинства людей не одинакова. Знание алгоритма еще не означает умение им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по данному алгоритму, т. е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст. Чтение по дифференциальному алгоритму – это упражнения, позволяющие сформировать такой навык, показав мозгу, как надо правильно понимать текст.

Методика чтения текста по дифференциальному алгоритму чтения

Осваивая технику дифференциального алгоритма, следует читать текст с карандашом

в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова; второе чтение – построение смысловых рядов, которые удобнее записывать на отдельном листочке;

в третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доминанта.

В качестве примера рассмотрим следующий текст.

Текст «Чтение»

Несмотря на то, что чтение является рецептивным видом речевой деятельности, то есть всегда направлено на восприятие готового речевого сообщения, а не на его создание, обучение этому виду речевой деятельности позволяет решать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение – означает вырабатывать свободные навыки активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого. Только через направленное и систематическое чтение, осуществляемое преимущественно по внеаудиторное время, формируется способность быстрее, лучше и глубже понимать читаемое, независимо от объема текста. Кроме того, совершенствуется умение пользоваться извлеченной из текста информацией в учебно-профессиональных и собственно коммуникативных целях, то есть развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.

Для совершенствования умений чтения учитывается вид чтения, который определяется целью использования информации и вытекающей из этого установки на степень полноты понимания. На основе этого критерия выделяются как целесообразные и важные три вида чтения – изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Задания, развивающие навыки и умения изучающего чтения, следующие: выделение смысловых частей текста; замена смысловых частей их свернутыми эквивалентами и наоборот; определение частных деталей текста с последующей передачей в устной или письменной форме впечатления о прочитанном; прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на факты предыдущих частей; определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю; составление вопросов проблемного характера во время чтения текста и т. п.

В данном тексте подчеркнуты ключевые слова. Порядок обработки абзацев показан в таблице.

Дата, время, место проведения

30.01.2016 года

Участники

Учителя начальных классов.

Предназначение:

    Представить опыт работы по формированию умения работать с текстовой информацией в режиме текстовой деятельности

    Попрактиковаться в соотнесении заданий с формируемыми основными группами читательских умений.

Исходя из обозначенной темы мастер-класса, пожалуйста, сформулируйте для себя (свою) цель, чего вы ожидаете, на какой результат будете работать, какие умения будут сформированы?

Какие задачи мы будем решать в ходе работы, на какие этапы разобьем нашу деятельность?

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ФГОС НОО ориентирует современную начальную школу на такое приоритетное направление, как формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых является смысловое чтение, проявляющееся в работе не только с литературным, но и информационным текстом (учебным, научно-познавательным, справочным).

В новом стандарте выделена отдельная подпрограмма «Чтение: работа с информацией» нацеленная на то, чтобы на уроках по всем учебным предметам школьники приобрели первичные навыки работы с информацией.

На уроке литературного чтения формируются умения работать с текстовой информацией в режиме текстовой деятельности, под которой мы понимаем учебно-познавательную деятельность по восприятию, пониманию, воспроизведению и интерпретации текста.

В данном случае речь идет об информационном тексте, который содержит относительно законченный отрезок информации (научной, учебной, справочной) и сосредоточен в доступных для детей источниках (учебниках, энциклопедиях, справочниках). Такие тексты постоянно сопровождают младшего школьника, однако работа с ними на уроке, как правило, осуществляется по упрощенной схеме: чтение, ответы на фактуальные вопросы, составление логического плана, полный или краткий пересказ.

В образовательной программе нашей школы (как и в ОП других ОО) выделены следующие критерии и параметры умений смыслового чтения и работы с информацией:

Параметры

Критерии

Общее понимание и ориентация в тексте

Умение определять тему

Умение определять главную мысль

Умение вычленять основные события

Умение использовать для ответа на вопрос несколько источников информации (фрагменты текстов, сноски, подзаголовки, рисунки, схемы, таблицы)

Глубокое и детальное понимание содержания и формы

Умение излагать текст сжато

Умение формулировать несложные выводы на основе информации текста

Умение делать выписки из материалов с учетом цели их дальнейшего использования

Использование информации для различных целей

Умение оценивать содержание, структуру текста на соответствие заданным критериям

Складывающееся в настоящее время представление о читательской грамотности как одном из планируемых результатов начального образования, ставит перед учителем новую задачу. Это задача освоения способа формирования читательских умений в образовательной практике.

Я расскажу об интегральном и дифференциальном алгоритмах чтения, как способах изучающего чтения.

II . ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Аудитория не делится на группы.

Приложение №1 ).
После первичного прочтения и обсуждения текста (что было непонятным, трудным?) участникам раздаются рабочие листы (Приложение №2 )

Читают заголовок на рабочем листе и формулируют цель работы: будем учиться находить полезную информацию в тексте. Для этого нам надо выполнить 5 шагов.

В результате применения интегрального алгоритма вся полезная информация как бы упаковывается в следующие блоки: выходные данные (автор, название и т.п.); основное содержание и фактографические данные; оценка и польза полученной информации

Выполнение шагов дифференциального алгоритма чтения (для примера берется второй абзац текста)

Участникам сообщается, что хороший читатель должен уметь делать компрессию (сжатие) текста. Слово «компрессия» от слова пресс, что в переводе с французского означает - давить, жать; пресс - это машина (механизм для сильного сжатия). Если «положить» под пресс текст, то он уменьшится и количественно (будет меньше слов) и качественно (останется только главная информация)Для этого надо выполнить следующие шаги по каждому абзацу текста.

Первый шаг – участники находят в тексте ключевых слов (термин детям знаком)(Приложение №3 )

Примечание: При выполнении этого шага необходимо учесть следующее: часто дети в качестве ключевого слова предлагают слово-название темы («акулы»), тогда надо объяснить, что это слово отражает тему текста, поэтому не является ключевым в конкретном предложении. Может получиться предложение и без ключевых слов (если оно дублирует информацию предыдущего). Важно учитывать длину предложения. Ключевые слова подчеркиваются в тексте (ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ) и выписываются в таблицу при сохранении их грамматической формы.
Второй шаг – участники составляют смысловые ряды с ключевыми словами. Примечание: Объясняем участникам, что смысловой ряд – это укороченная фраза (из текста или сконструированная читателем на основе текста) с ключевым словом: сколько групп ключевых слов выписано, столько и будет смысловых рядов. Учителю необходимо отслеживать на доске (графическим способом) соответствие ключевых слов и смыслового ряда. Кроме того, важна и синтаксическая связь между смысловыми рядами (местоимения, синонимы, союзы). После заполнения второй колонки участники читают получившийся текст, делают вывод, что он стал сжатым. (ПРОВЕРКА) (Приложение №3 )
Третий шаг – конструирование доминанты (в переводе с латинского «ключевая идея»).

Примечание: Объясняю участникам, что доминанта – это одно предложение (не словосочетание, не заголовок), выражающее его главную мысль. (Приложение №3 )

III . РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.

    Формирование каких результатов обеспечивает?

    Какие задачи можно решить, используя данный прием?

    Как и на каких предметах я могу это использовать?

Приложение №1.

Про акул.
Из всех животных, плавающих в мире, акулы вызывают наибольший страх, хотя из 350 известных видов акул только 39 уличены в нападении на людей. Еще древнегреческий ученый Аристотель занимался изучением этого древнего хищника, который будоражил воображение человека еще 1000 лет назад. Данные говорят, что существующие ныне акулы были такими же примерно 100 млн. лет назад. Этот кровожадный, неистребимый хищник дошел до наших дней почти без изменений.
Акула превосходно приспособлена для нападения, а значит и выживания. У этой хищницы, очень своеобразный зубной аппарат. У всех позвоночных зубы закреплены корнями в челюстях, а у акулы острые, словно бритва, зубы держатся в коже десен, образуя от 4 до 6 (а у некоторых видов до 20) рядов. Продолжая расти, акульи зубы выходят вперед; на смену выпадающим встают шеренги задних зубов. Удалось подсчитать, что одна тигровая акула за 10 лет способна отрастить, использовать и сбросить 24 тыс. зубов.
Акулы наделены чрезвычайными способностями, обнаруживать пищу. Нервные клетки, которые образуют так называемую боковую линию, которая протянулась от рыла до хвоста, ощущают вибрацию воды от какого-нибудь животного на расстоянии 180 м. Как только поступил вибрационный сигнал, акула подключает свое исключительное обоняние: она способна почувствовать рыбью кровь, даже если 1 грамм крови растворить в 1 тысяче литров воды.

(Универсальная энциклопедия школьника. - Минск, 1995. - 2)

:
Приложение №2.

1. Выходные данные (название, автор, источник):

2. Основное содержание (тема, идея):
Тема: __________________________________________________
Идея: __________________________________________________
3. Факты (имена, цифры, данные):
________________________________________________________
4. Оценка:
Информация новая _______________________________________
Информация интересная __________________________________
5. Практическая польза:

Приложение №3.

Ключевые слова

Смысловые ряды

Доминанта (самое основное, главное)

Способов, методик и техник по развитию скорочтения очень много. Интегральный алгоритм чтения не исключение. В этой статье мы расскажем о интегральном алгоритме чтения.

Интегральный алгоритм чтения

Существует, так называемый «интегральный алгоритм чтения», иначе говоря последовательность знакомства с текстом.

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выходные данные.
  4. Тема, оглавление.
  5. Факты.
  6. Специфические особенности (графики, таблицы, картинки и т.д)
  7. Новизна и возможность практического использования информации.

Цель использования такого алгоритма состоит в том, чтобы извлечь из текста только ту информацию, которая отвечает (заполняет) блоки алгоритма.

Так мало времени, и так много хороших книг. Иногда его катастрофически не хватает даже на запланированные дела, не говоря уже даже о книгах. Да и сам процесс чтения хоть и увлекательный, но тоже отнимает время. Если у вас есть желание овладеть популярными и эффективными техниками скоростного чтения, с помощью которых вы научитесь буквально «проглатывать» даже самые большие книги, мы предлагаем несколько из них. приведенные в справочнике, не может изложить основную идею текста не может высказать свое отношение к тексту в свете не может применить э.

Если же человек по прочтении текста может

  • выделить факты из текста и запомнить их,
  • высказать критику по отношению к тексту,
  • объяснить как прочитанный текст соответствует его внутреннему представлению о затрагиваемом предмете,
  • перефразировать основную идею текста,
  • привести факты из собственного опыта, дополняющие текст,

В хороших учебниках обязательно встречается вступление, заключение, выводы, контрольные вопросы. Такая структура изложения материала позволяет проверить усвоение знаний. Составители учебников готовы из ложечки положить вам в рот знания.

Читая текст, очень важно разложить его по полочкам

  1. Название статьи Автор Выходные данные.
  2. Проблема.
  3. Факты.
  4. Особенности изложения.
  5. Вопросы к автору и критика
  6. Новизна и практическое использование

На начальном уровне освоения алгоритма обычно пропускают пункты - название книги, автора, выходные данные. Новичок пропускает эти пункты, поскольку считает, что не стоит тратить силы на мелочи, а стоит тратить время на запоминание сути. Смысл и факты - вот что важно - считают они.

Эффект скорочтения во многом зависит от того, на сколько читатель уже знаком с текстом или с автором текста. Перед чтением, происходит настройка на тон автора (торопливый, медленный, отрывочный, красочный). Эти предустановки дают богатую пищу для подсознания читателя и позволяют быстро схватывать текст.

Мы даем совет не сокращать алгоритм за счет названия и автора текста.

Семь блоков интегрального алгоритма чтения.

1. Наименование книги, статьи

3. Источник и его данные

4. Проблема

5. Фактографические данные

6. Особенности излагаемого материала, критика

7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе

Среди огромного количества информации, окружающей нас в повседневной жизни, большая часть - избыточная. Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объёма и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инструментом извлечения содержательной информации из любых текстов. Работая по алгоритму, вы научитесь приёму "созерцание - обозрение" всего текста сразу. И ещё необходимо знать, что в жизни существуют образцы инструментов, модели одежды, стили письма. Каждый писатель, приступая к написанию произведения, имеет определенную цель. Разные цели требуют разных стилей письма. При чтении определенных авторских стилей полезны некоторые соответствующие приёмы. Если вы научитесь распознавать наиболее употребительные стили, то вы значительно увеличите свои читательские возможности. Это замечание имеет особое отношение к жанрам газетных и исторических материалов. Вместе с тем, вы теперь сможете уже свободно ориентироваться в содержательной части любого текста, вы ясно увидите различие между полезным смыслом и бесполезным объёмом.

О методике фоточтения

Фоточтение - это следующий эволюционный этап развития скорочтения. Фоточтение включает этапы быстрого чтения, однако этот вид чтения, так же включает и другие этапы, которые помогают лучше понять содержание текста, а так же понять какие выгоды следует извлечь читателю из текста.

Последовательность этапов при фоточтении:

  • Подготовка к вхождению в режим фоточтения - (необходимо, Освободить сознание от мыслей, расслабиться и войти в особое состояниепринять удобную позу).
  • Предварительный просмотр книги и уяснение цели фото-чтения . Необходимо понять структуру книги. На этом этапе необходимо прочитать заключение книги, первую страницу книги, оглавление, .
  • "Photoreading" . Книга просматривается со скоростью 1 секунда на разворот.
  • Скорочтение . На этом этапе читающий внимательно просматривает наиболее интересные моменты в тексте. Читатель составляет общее понимание о прочитанной книге, а также сформулировать вопросы к автору и книге в целом.
Во время фоточтения подсознание фотографирует образ книги в памяти.

Фоточтение - это не перелистывание книг, а нечто большее. Большинство видео роликов по теме фоточтения в интернете включают только один этап процесса фоточтения - перелистывание страниц. Преподаватель при этом говорит, что это и есть процесс фоточтения.

Обратите внимание, что после фоточтения требуется сформировать собственное отношение к прочитанному, а так же перечитать повторно некоторые моменты из фоточитаемого текста.

Особое внимание обратите на то, что перед фоточтением нужно особым подготовиться. Очистить мозг от навязчивых мыслей. Полностью сконцентрироваться на деле. Чем больше посторонних мыслей гуляет в голове, тем слабее подключается подсознание.

Настоящее скорочтение подразумевает как бы раскачивание на качелях - подсознание выбирает объект сосредоточения - а сознание углубленно читает полученную информацию. Поэтому, если подсознание занято посторонними мыслями, то ни о каком сто процентном его использовании не возможно говорить. Усовершенствования методики фоточтения:

  • Так же я рекомендую не только просматривать текст, но и читать фрагменты с нужными ключевыми словами. Такой способ чтения позволяет лучше настроиться на содержание книги и войти в творческий режим.
  • Я, как и многие методики фото-чтения предполагают просмотреть книгу несколько раз, а не один раз, как рекомендуется в классическом варианте.
Затруднения фоточитателей:
  • Истинное чтение состоит не в том, чтобы как можно быстрее прочитать книгу (эта цель тешит эго читателя), а в том, чтобы как можно с меньшими затратами справиться с затруднением. Если спешить при чтении, то фоточитатель упускает много важной информации.
  • Обычно начинающие не могут понять, как можно сканировать текст получать из него зерна знаний.
  • Читатель увлечен скоростью чтения, а не поиском смысла. Читатель спешит. Читатель не имеет четкой цели чтения.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом”.

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Цель обучения чтению формируется таким образом:

Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т. е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

  • развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
  • воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
  • сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;
  • обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики;
  • научить работать с книгой.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыков чтения, культурного чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя; читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту) и “про себя” (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное умение. Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. По мнению известного психолога профессора Т.Г. Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение “про себя” складывается только на последующих ступенях развития чтения. Следовательно, в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребенок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.

Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключается в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимание смысла текста – длительный процесс.

Кроме того, цели и мотивы чтения в жизни ребенка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость, изменение характера чтения в зависимости от цели. Изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное чтение также имеет различные качественные характеристики. Фактически, виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене школы.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (равномерно-внимательное). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100 %.

Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, т.е. о чтении “для себя”, чтобы воспринимать основной материал, содержащийся в тексте, и изучит его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста (70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка (просмотровое, поисковое), но они используются при чтении в двух его формах – вслух и молча.

Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, - это четкое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе (в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.

Изучающее чтение “про себя”, молча – это чтение “глазами”, без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением “про себя”. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось.

Обучение элементам молчаливого чтения я начинаю с конца первого года обучения, когда ребенок приступает к чтению контекста, а затем даю упражнения по чтению “глазами” отдельных слов и предложений уже по “Азбуке”.

В усвоении чтения “молча”, которое я вводила во втором классе, учащиеся упражнялись, осуществляя первичную ориентировку в теме и содержании произведения при самостоятельном первичном восприятии текста, а также, в процессе извлечения информации из газет, журналов и детских книг. Известно, что изучающее чтение “вслух” и “молча” должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому сложившаяся в последнее время “погоня” за скоростью чтения неоправданна. Должен быть определенный порог для изучающего чтения, и он, как известно, определен. Минимальная скорость 50-60 слов в минуту, при которой осуществляется достаточно полный процесс понимания, однако, это не значит, что при других формах и целях чтения он должен оставаться неизменным. В начальной школе при чтении вслух он колеблется от 70 до 90 слов в минуту.

Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.

Особое внимание я уделяю чтению “молча”. В современных условиях чтение “про себя” приобрело ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации.

Еще несколько веков назад школы ориентировались только на чтение “вслух”, т.к. оно соответствовало требованиям просветительной установки той эпохи. Объем литературы был сравнительно невелик, а книга – труднодоступна, дорога; грамотные люди – редки, а умение читать граничило с искусством.

Современная эпоха заставляет критически пересмотреть вопрос о роли обоих форм чтения и способа обучения им.

При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.

Чтение “вслух” обеспечивается более сложным механизмом, чем “молчаливое”. Чтение “вслух”, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и, тем самым, совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух зависит от возможностей речедвигательного канала.

При чтении “молча” психофизиологический механизм упрощается, т.к. процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза! Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формированию навыков параллельного мышления. “Молчаливое” чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. Однако методика обучения чтению еще не выработала действенных способов управления и контроля количественными и качественными параметрами чтения “про себя”.

Известно, что скорость чтения и понимания при чтении “молча” у ряда учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышало результаты при чтении “вслух” (на 20-40 слов), и только у быстро читающих “вслух” она достигала 200-250 слов в минуту.

Можно ли решить проблему овладения техникой “молчаливого” чтения в начальной школе? Овладение основами техники “молчаливого” чтения должно происходить параллельно с обучением чтению “вслух”. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого. На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению “вслух”, с которым “молчаливое” чтение чередуется в каждом упражнении в общем соотношении примерно 70 % и 30 % (первые два года обучения). На этапе формирования умения и привычки читать короткие сюжетные тексты чередования обоих видов чтения может составлять примерно 50 % к 50 % (третий год обучения). На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение должно изменяться от 30 % к 70 % в пользу чтения “про себя” (выпускные классы начальной школы). Наконец, на этапе самостоятельного чтения (молча), будет обеспечиваться до 90 – 95 % всего читаемого материала (среднее звено). В своей работе я использую следующие упражнения:

Цель упражнений: совершенствование навыков чтения.

  1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  3. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
  4. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и “про себя”, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинают с игровой разминки.

Цель: постановка дыхания, развитие четкости произношения.

  1. Вдох носом, выдох через рот;
  2. Вдох, задержка дыхания, выдох;
  3. Вдох, выдох по порциям.

Цель: четкое произношение.

Эту работу начинаю с упражнений, которые развивают речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы. Кроме скороговорок и чистоговорок, с целью выработки правильного произношения, привлекаю пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами, я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных.

Артикуляция основных гласных:

а, о, у, ы, и, э – учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.

Сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

Дома перед зеркалом учащиеся упражнялись самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.

После обработки произношения гласных, я включала сочетания гласных и согласных:

Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем проводилась работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда:

бкзстрмнвзршлнх

жлпфхчшбрптсткл

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд ученик читает с гласным (а), второй ряд – с гласным (у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Цель вышеперечисленных разминок – отработать произношение согласных.

Следующий вид работы – чтение по таблице-треугольнику. (См. приложение )

Цель следующего упражнения – развитие бокового зрения.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, му, мо, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги. Почти на каждом уроке чтения мы практикуем “жужжащее” чтение

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно. Мой секрет:

Ра-тра-стра-страна
Во-тво-ство-детство
Ро-кро-от-крою-открою
Ра-бра-со-бра-собрать

2. Восстанови слова

с.кр.т. ее
пр.ст.л.сь оии
п.бр.б.й. ооу
к.р.нд.ш. ааа

3. Доскажи словечко

Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились… (навсегда).
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую… (тетрадь).

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

1. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает.
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь – дождик, дождевые, дождинки, дождевик.)

Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, Снегурочка, снегирь.)

Успешное обучение динамическому чтению предполагает необходимость определенной психологической подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой психологической пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения – от замедленного к ускоренному и наоборот. Психологическая пластичность способствует усилению динамизма психологических процессов – интенсифицируется внимание и память читателя, активизируется мышление, идет поиск оптимальной программы в работе с текстом. Упражнения, рекомендуемые для развития определенных навыков психологической пластичности, основываются на моторных и речевых действиях читателя. Их следует выполнять ежедневно на протяжении вводного и в начале основного курса обучения в соответствии с указаниями к занятиям.

Одна из важных целей – это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную. Чтобы достичь этой цели, я на каждом уроке использую шесть правил быстрого понимания:

  1. Читайте больше
  2. Научитесь читать, выделяя основную идею
  3. Бросьте вызов своему пониманию
  4. Распределите свое время
  5. Засекайте время
  6. Развивайте способность быстро концентрироваться.

Ключ к быстрому чтению

Цель упражнения: увеличить скорость чтения.

Я провожу упражнения с 1-го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнение проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащиеся очень любят эти упражнения.

“Игра в прятки”

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”

Цель: развитие внимания.

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Литература

  1. Л.А. Горбушина “Выразительное чтение и рассказывание” Москва. Просвещение 1975 г.
  2. Ли Кларк “Изучаем скорочтение” 1993 г.
  3. Д.Т. Тамбиева “Уроки по казвитию речи учащихся” Ленинград. Просвещение 1983 г.
  4. Ю.А. Гвоздарев “Язык есть исповедь народа” Москва. Просвещение 1990 г.
  5. Начальная школа № 1, 1998 г.
  6. Начальная школа № 5, 1998 г.

Способ развития навыков интегрально-алгоритмического чтения предназначен для обучения операторов воспринятию различной информации ускоренным образом и позволяет повысить скорость восприятия информации. В течение 5-10 суток формируют зрительный образ интегрального алгоритма чтения. Мысленно воспроизводят его на протяжении 2-7 мин. В процессе чтения текста фиксируют внимание обучаемого на поиск ответа в читаемом тексте на вопрос соответствующего блока интегрального алгоритма. После восприятия обучаемым текста в режиме быстрого чтения на протяжении 1-2 мин формируют команду установки на мысленное представление зрительного образа интегрального алгоритма чтения. Регист- рируют результаты закрепления информации в каждом блоке. 3 ил.

Изобретение относится к обучаемой технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом. Известен способ управления информацией для обучения сверхбыстрому чтению, основанный на предъявлении информации обучаемому в аудиовизуальном виде и фиксации времени реакций на смысловую часть предъявляемой информации, причем визуальные сигналы формируют синхронно с акустическими сигналами и командами пользователя . Однако этот способ имеет ограниченные дидактические возможности, так как не учитывает необходимости интегрального алгоритма чтения и тормозит развитие скорости чтения. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и получаемому результату является способ управления предъявлением учебных текстов для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации, заключающийся в формировании визуальных сигналов, соответствующих учебному тексту, синхронно с акустическими сигналами и в преобразовании сигнала синхронизации акустических сигналов в оптический сигнал, причем синхронно с визуальными и акустическими сигналами, соответствующими учебным текстам, дополнительно формируют сигналы акустического эффекта синтезированного источника звука в сочетании с музыкальными фрагментами музыкальных инструментов, сравнивая их с сигналами эталонных команд, а по результатам сравнения формируют аудиовизуальные сигналы воздействия . Однако и этот способ имеет ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия учета интегрального алгоритма чтения и наращивания скорости восприятия текстов, что препятствует получению технического результата. Техническим результатом изобретения является повышение скорости восприятия информации. Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе развития навыков интегрально-алгоритмического чтения, заключающемся в формировании текстовых визуальных сигналов и аудиовизуальных сигналов сопровождения, согласно изобретению в течение 5-10 сут формируют зрительный образ интегрального алгоритма чтения с последующим его мысленным воспроизведением на протяжении 2-7 мин, в процессе чтения текста фиксируют внимание обучаемого на поиск ответа в читаемом тексте на вопрос соответствующего блока интегрального алгоритма, а после восприятия обучаемым текста в режиме быстрого чтения на протяжении 1-2 мин формируют команду установки на мысленное представление зрительного образа интегрального алгоритма чтения и регистрируют результаты закрепления информации в каждом блоке алгоритма. На фиг. 1 показаны семь блоков интегрального алгоритма чтения; на фиг. 2 - опыт с маятником; на фиг. 3 - пример зрительного образа интегрального алгоритма чтения. Как известно, алгоритм - это совокупность каких-либо действий и ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии текста. Интегральным он называется потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. Интегральный алгоритм чтения создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации. Что же дает применение алгоритмов в таком процессе, как чтение? Оно организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые изменения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Использование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые особенности работы мозга человека. Любой текст - это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми и люди эти тексты читают. Значит основные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на фиг. 1. Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок - фактографические данные - означает извлечение из текста фактов и их смысловое условие. Шестой и седьмой блоки предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному, - новым, а критически настроенному - спорным. Таким образом, оба эти блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения. Как же практически пользоваться алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе содержание каждого из них. По ходу чтения текста рекомендуем нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения. В самом деле, как мы читаем? Как придется, отвечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по интегральному алгоритму - организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками - блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается в них. Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете нужный товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бесцельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей подобно именно такому покупателю, потерявшему записку, - этот спасительный алгоритм умственных действий. Интегральный алгоритм чтения является смысловым фундаментом техники быстрого чтения. Основная идея быстрого чтения - реализация более эффективных программ умственных действий. Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки. Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя. Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть "пустоту" таких текстов, не содержащих полезной информации. Задание. Определите избыточность в следующих стихотворных примерах:

Нет, у него не лживый взгляд,

Его глаза не лгут... Они правдиво говорят,

Что их владелец - плут... II

Гол бес шел в лес,

Вдруг - стоп: жук в лоб!

Бес рад: влез в ад. Формула для определения избыточности в процентах:

Где И - избыточность текста;

Q - общее число слов в тексте;

M - число слов в значимом для вас лаконичном выражении после сжатия текста. Затем выполняют аналогичные расчеты для текстов газетных, журнальных и т. п. Как можно убедиться, большинство текстов имеет избыточность, близкую к 75%. Как же создать и закрепить психологическую установку читать в соответствии с блоками интегрального алгоритма? В ее осуществлении есть два этапа: первый - осознание всех блоков алгоритма и следование им; второй - непроизвольное, автоматическое выполнение этих действий. Как показывает опыт, эффективное решение этой двуединой задачи возможно с помощью специальных упражнений: идеомоторной тренировки и зрительного представления интегрального алгоритма. Рассмотрим каждый из них отдельно. 1. Идеомоторная тренировка. Название упражнения происходит от греческого слова "образ" и латинского motor - "приводящий в движение". Психология объясняет идеомоторный акт как появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Подобное явление было известно еще И.П. Павлову, который в книге "Двадцатилетний опыт объективного изучения поведения животных" писал: "Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении... вы его невольно, это не замечая, производите". Поскольку это понятие очень важно для последующей нашей работы, разберемся в нем подробнее. Задание. Опыт с маятником. Для того чтобы увидеть конкретное проявление идеомоторного акта, проведем небольшой опыт. Сделайте маятник из нитки длиной 15-30 см и небольшого предмета, например, кольца, привязанного к одному концу нитки. Нарисуйте на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямыми углами линиями, как это показано на фиг. 2. Если поставить локоть на стол и взять свободный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник будет совершать произвольное движение по отношению к кругу в том направлении, на котором вы сосредоточились, образ которого вы представили себе с особой точностью. Вот вы представили себе движение маятника по часовой стрелке, по нарисованному на бумаге кругу (фиг. 2, а). Висящий предмет действительно начинает такое движение, хотя вы держите конец нитки совершенно спокойно. Представьте себе предельно точно любое движение маятника, сконцентрируясь на этом представлении (например, фиг. 2,б, в или г). Как бы спокойна ни была ваша рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение. У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредотачивают себя на представлении, как этот груз должен двигаться, у других эксперимент проходит лучше, если они представляют желательное движение маятника с закрытыми глазами. Этот опыт служит убедительным доказательством реального существования идеомоторного акта - мысленно воображаемые образы вызывают физические реакции организма, реализующие эти образы. Хотелось бы напомнить читателям, что указанное явление лежит также в основе системы аутогенной тренировки, рекомендуемой для повышения эффективности занятий. Методы идеомоторной тренировки широко используются спортсменами, когда они мысленно представляют себе сложные комбинации движений, которые предстоит выполнить, и доводят их до совершенства. Эффективность идеомоторной тренировки в значительной мере зависит от психологических особенностей. Хорошо бы вам изучить их. По способам ориентировки в пространстве людей можно условно разделить на два типа: зрительный и моторный. Решающее значение для людей первого типа имеют зрительные ориентиры, а для второго - мышечные ощущения и чувство направления силы тяжести. Люди зрительного типа при мысленном выполнении действий опираются в основном на зрительные представления. Они имеют некоторые преимущества в освоении техники быстрого чтения, поскольку роль воображения, представленная здесь, исключительно велика. Люди второго типа опираются на двигательную память и воображаемые ощущения движений. Для успешного освоения техники быстрого чтения развитие воображения, наглядность образных представлений чрезвычайно важны. Эту задачу и выполняют упражнения идеомоторной тренировки. 2. Зрительный образ интегрального алгоритма чтения. Для создания зрительного образа алгоритма используйте любой предмет, картину, ситуацию. Очень важно нарисовать его своей рукой. Это должен быть ваш рисунок. Изготовить нужно два экземпляра. Один из них укрепите на экран мысленного взора, другой постоянно носите или укрепите перед рабочим столом. Постоянно думайте, представляйте себе свой рисунок. Добейтесь того, чтобы закрыв глаза, вы четко, ясно видели свой алгоритм. На фиг. 3 показан пример алгоритма, который чаще всего используется обучающимися. Зрительный образ алгоритма воплощается по-разному: и в пирамиде, и в этажах здания, и в картотеке, и в семи разноцветных полосках радуги и т.п. Нужно сказать, что зрительный образ как мнемонический прием активно работает только в первое время, затем он как бы стирается, тускнеет, но остается навык чтения, основанный на выделении из текста только информативной его части. Как быть в том случае, если зрительный образ не получается? Пример удачного решения этой задачи. 1. Название. Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, читают особенно внимательно. Если оно на первый взгляд ничего не значит, то необходимо делать какие-нибудь сравнения, зрительно запомнить число слов в заголовке, их расположение, представить название в виде электронного табло с горящими буквами. 2. Автор. Фамилии авторов чаще всего запоминают, сравнивая их со знакомыми. Или пытаясь их запомнить зрительно. 3. Выходные данные. Название газеты, год, число, месяц запоминают, скользнув по строчке, с фиксацией только на какой-то момент. Числа запоминают попыткой яркого зрительного представления в момент фиксации. 4. Проблема. Кратко формулируют ее в самом начале чтения. Иногда уточняют после окончания чтения всей статьи или книги. 5. Фактографические данные. В отличие от выходных данных запоминают, увязав со смыслом текста, а не зрительно. 6. Особенности, критика. Эти элементы чаще фиксируют интуитивно. Что-то бросается в глаза, есть ли согласие с предлагаемой идеей или критическое отношение к ней. Бывает и так, что все это тормозит чтение, утомляет или наоборот захватывает, и тут иногда возникает поразительная скорость чтения, все запоминается быстро и хорошо. 7. Новизна и практическое использование. Это уже иногда видно по названию, по автору текста или после прочтения введения. Что же дает интегральный алгоритм чтения? Главное - он формирует новую программу чтения, программу последовательности мыслительных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма, от первого до седьмого, - вот задача чтения. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе четко всплывают перед глазами. Как же вырабатывается установка на чтение с применением алгоритма? Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются: название, автор, выходные данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о том, какой проблеме посвящена статья, основное содержание, тема войдут в четвертый блок. Уже в первых абзацах могут быть различные факты, фамилии, параметрические данные. Все эти сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма. Как же практически работать с интегральным алгоритмом чтения? Читая тексты, следует карандашом выделять в них отдельные блоки алгоритма. Ниже приведен образец такой разметки и текста. Разметка текста по блокам интегрального алгоритма чтения

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ"

Этого разговора с нетерпением ждали. Речь - О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. Принципы ее построения, изложенные академиком Н.Н. Моисеевым, например, создание 4-5 крупных отделений, не вызывают сомнений. СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМО И СЛИЯНИЕ ЭТОЙ АКАДЕМИИ С АКАДЕМИЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ НАУК. ТОЛЬКО ОБЩАЯ РАБОТА ПОЗВОЛИТ ИЗБЕЖАТЬ КРАЙНОСТЕЙ, УЗОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОТВЕТВЛЕНИЙ. При этом ученые разных профилей могут стать своеобразным общественным контролем над узкими специализациями. Однако, чтобы разговор о воскрешении Академии России стал более предметным, необходимо, на мой взгляд, четко обрисовать ее цели. Важнейшими целями должны стать прекращение варварского отношения к природе (вопрос жизни и смерти), воскрешение самосознания и культуры народа, его исторической памяти, повышение нравственности, улучшение духовного и физического здоровья людей. УБЕЖДЕН, ЧТО ВСЕ НЫНЕШНИЕ АКАДЕМИИ, ШИРЕ - ВСЕ НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИДЯ НА ПОВОДУ ВЕДОМСТВ, НЕ СПРАВИЛИСЬ СО СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МИССИЕЙ. Примеров варварского отношения к природе много, но я напомню лишь об одном: в результате антинаучного отношения к земле мы под руководством "самой передовой" науки УНИЧТОЖАЕМ ГУМУС В ТЫСЯЧУ РАЗ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ "ТЕМНЫЙ" КРЕСТЬЯНИН дореволюционной России. Только одного этого факта достаточно, чтобы распустить помпезную Академию наук СССР. Это я и предлагаю сделать прежде всего. Кроме того, Российская Академия со своими отделениями должна будет вести всю реальную работу на территории огромной республики. Другой серьезный вопрос - судьба ведомственных институтов, некоторые из них имеют еще и статус предприятий. РАБОТАЯ 25 ЛЕТ В СИСТЕМЕ ПОДОБНЫХ ИНСТИТУТОВ, ЗНАЮ, СКОЛЬКО ПУСТЫХ, НЕОПРАВДАННЫХ ЗАТРАТ ПОГЛОЩАЮТ ЭТИ "КИТЫ". Ведомственная наука привела к ГЛАВНОЙ БЕДЕ - ПОДОРВАНА НРАВСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ. И последний вопрос - национальный. Говоря о целях новой академии, нужно не забывать о равноправном представительстве ученых всех народов России в соответствии с их общей численностью. Нужно не забывать, что в результате политики, проводимой в 20-30-х годах, многие русские ученые были рассеяны. Практически только в послевоенные годы началось медленное формирование новой русской интеллигенции. Поэтому настала пора исправить ошибки прошлых лет - помочь русскому и другим народам России в воскрешении их научных, духовных и физических сил. Это - благородная цель для академии. (В. Зенин)

Последовательность выполнения действий:

1. Изучить интегральный алгоритм чтения. Представлять себе смысл и содержание каждого блока алгоритма;

2. Изготовить обязательно своей рукой рисунок зрительного образа интегрального алгоритма в двух экземплярах. Один экземпляр укрепить на экране мысленного взора, второй экземпляр, маленький, носить с собой, постоянно видеть и представлять свой рисунок;

3. Читать ежедневно две небольшие статьи, различные по объему: первую статью читать очень медленно с карандашом или ручкой в руках и размечать текст по блокам интегрального алгоритма чтения. Время не фиксировать; вторую читать немного быстрее, но без карандаша. Читая текст, следует искать в нем ответы на вопросы, поставленные блоками алгоритма. Время не фиксировать. По окончании чтения закрыть глаза и представить свой зрительный образ алгоритма. Проверить заполнение его блоков;

5. В процессе чтения небольших газетных текстов производить их разметку, обводя карандашом или ручкой блоки текста, соответствующие блокам интегрального алгоритма чтения;

6. В заключение прочитать контрольный текст и определить скорость чтения по указанной выше формуле. Заявленный способ развития навыков интегрально-алгоритмического чтения способствует эффективному и качественному усвоению прочитанного.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ развития навыков интегрально-алгоритмического чтения, заключающийся в формировании текстовых визуальных сигналов и аудиовизуальных сигналов сопровождения, отличающийся тем, что в течение 5 - 10 суток формируют зрительный образ интегрального алгоритма чтения с последующим его мысленным воспроизведением на протяжении 2 - 7 мин, в процессе чтения текста фиксируют внимание обучаемого на поиск ответа в читаемом тексте на вопрос соответствующего блока интегрального алгоритма, а после восприятия обучаемым текста в режиме быстрого чтения на протяжении 1 - 2 мин формируют команду установки на мысленное представление зрительного образа интегрального алгоритма чтения и регистрируют результаты закрепления информации в каждом блоке алгоритма.