Главная · Виды бизнеса · Группы из деревьев и кустарников. Растительность в городе как средство композиции Группа - это главный элемент озеленительных построений

Группы из деревьев и кустарников. Растительность в городе как средство композиции Группа - это главный элемент озеленительных построений

Май 31st, 2010

При озеленении различных объектов в городах, селах и даже на приусадебных участках, а также при создании парков в большинстве случаев в насаждениях доминируют рядовые посадки или массивы из одного вида деревьев или кустарников. Такая же картина, в большинстве случаев, наблюдается и в озеленении административных зданий. Такие типы насаждений хотя и являются классическими, но выглядят однообразными и статическими. Поэтому в современном ландшафтном дизайне городов и приусадебных участков все больше используются декоративные группы из деревьев и кустарников — разнообразные по видовому составу группы из деревьев и кустарников, составляющие гармоничное целое и размещенные отдельно от других насаждений на открытом месте.
Для создания гармоничной композиции большинство растений, которые входят в группу, должны иметь одну или несколько общих черт: форму кроны, цвет, текстуру. Для создания контрастной композиции используют растения нескольких видов, но один из них должен быть доминантным. Обычно, декоративные группы формируют из пород деревьев и кустов, присущих флоре данного района. Наиболее распространенным, классическим примером такой группы являются посадки ели обыкновенной с березой бородавчатой, сосны обыкновенной с березой. Но в современном ландшафтном дизайне состав групп представлен более широким ассортиментом. И чтобы созданная группа была долговечна, стойкая и декоративная, следует придерживаться таких принципов подбора растений.

Экологический принцип. Для нормального развития растения нуждаются в определенных экологических условиях, и несоответствие этих условий ведет к потере декоративности, даже к их гибели. Поэтому при подборе растений необходимо учитывать требования пород ко всему спектру экологических условий данной территории (климат, плодородие и кислотность почв, влажность, условия освещения и др.) и понятно, что все виды растений составляющих группу, по большинству экологических факторов, должны иметь идентичные требования.
Фитоценотический принцип. Этот принцип предусматривает максимальное приближение группировки растений в декоративных группах к их естественному сочетанию — фитоценозу (естественная совокупность растений, которые растут совместно и характеризуются определенным составом и взаимодействием)
Следует отметить, что созданные природой фитоценозы на конкретной территории, являются наилучшими образцами устойчивых групп. В этом отношении природа — лучший учитель
Декоративный (физиономический) принцип. Основой этого принципа является гармоничное, декоративное, эстетичное сочетание растений с учетом их внешнего вида, формы, текстуры и цвета. Такие композиции создаются по законам живописи.

Принципы построения декоративных групп. Для определения количества растений в группе четких правил не существует. Растений не должно быть много, а минимум — это три растения, потому что рекомендуется использовать непарное количество. Когда площадь участка озеленения небольшая, как например, при оформлении площади возле дома, офиса, рекомендуется использовать 3-9 до 11-15 растений, большее количество требует значительных площадей. Но сколько бы экземпляров вы не решили посадить вместе, композиция будет по-настоящему эффектна только тогда, когда элементы, которые подбираются, будут отвечать по размеру друг другу и размерам группы в целом. Этого соответствия можно добиться, используя один из трех принципов построения группы: принцип тождественности, принцип подобия и принцип контраста.
Принцип тождественности построен на сопоставлении похожих признаков. Например, когда группа создается из разных видов, которые относятся к одному роду растений. Или хотя из растений разных видов, но похожих за основными физиономическими и анатомическими признаками. Какая-нибудь симметричная композиция — это вариант тождественности.
Принцип подобия (нюанс) характеризует очень незначительные расхождения в свойствах элементов композиции. Это один из самых сложных вариантов, потому что он требует совершенного знания растений, с которыми работаешь. В композиции, основанной на принципе подобия, внимание акцентируется на наименьших расхождениях цвета или размера растений.

Контрастные композиции создаются из растений, которые имеют разные формы кроны, цвет и размер листьев. Растения с пирамидальной, конической и колоновидной формами кроны в таких композициях контрастируют с шаровидными, плакучими и стелящимися. В группах, построенных на принципе контраста очень важное значение имеет цвет. Создавая контрастные композиции, следует учитывать и моменты, известные всем дизайнерам. Растения с цветами и листьями теплых цветов (желтые, оранжевые, красные) в тени кажутся более сочными и свежими, чем на солнце; растения светлых тонов, визуально увеличивают пространство, а темные уменьшают; растения теплых тонов, кажутся ближе, чем они являются в действительности, а холодные — дальше.

Размещение растений в группах. Размещение деревьев и кустарников в группах, имеет большое значение, как для эстетичного восприятия, так и для формирования устойчивого культурфитоценоза в целом. Расстояние между деревьями проектируется с учетом, биологических особенностей каждой породы. Большое значение имеет отношение к свету растений в группе, строение корневой системы и долговечность породы, так светолюбивые — береза, ясень, сосна, высаживают на расстоянии 5-7 м один от другого. Теневыносливые растения в группах (клены, липы) можно высаживать на расстоянии 2-3, 5 метров. Но такие теневыносливые растения как ель и пихта при недостаточном освещении теряют свою декоративность за счет отпада нижних ветвей. Кусты в группах размещают в зависимости от их размера и отношения к свету.

Так, кустарники больших размеров (садовый жасмин, сирень, калина, скумпия) высаживают на расстоянии 1-3м один от другого; средние (барбарис, дерн, форзиция) — 0,8-1,5; малые (низкорослые таволги, можжевельники, кизильник) — 0,5-0,7м. При размещении кустарников под кронами деревьев необходимо обязательно подбирать теневыносливые растения, такие как бузина красная, черника, самшит, дерн, кизил, снежноягодник, жимолость обыкновенная и другие. Более светолюбивые кустарники желательно высаживать на большем расстоянии от древесных пород. Под кронами и непосредственно возле стволов деревьев с поверхностным размещением корневой системы (ель обыкновенная, туя западная и др.), кусты высаживать не рекомендуется.
В целом, как отмечает известный дендролог Л.И. Рубцов, рекомендации по подбору растений в декоративных группах можно свести к следующим положениям:

  • Основные породы следует выбирать и группировать по высоте, текстуре, форме и в соответствии с их экологическими требованиями;
  • Листопадные деревья следует использовать в качестве подчиненным хвойным, чтобы подчеркнуть сезонные изменения в окраске;
  • Выбирать группы деревьев и отдельные экземпляры, которые должны служить акцентом для общей композиции; при этом следует осторожно использовать растения с оригинальным внешним видом;
  • Растения, должны соответствовать размеру и масштабу композиции;
  • Необходимо знать размеры взрослых растений и сроки, когда растения их достигнут;
  • Согласовать продолжительность жизни растений, входящих в определенную композицию;
  • Не применять слишком много видов растений в одной композиции. Группа из небольшого количества видов выглядит наиболее эффектно (закон простоты);
  • В композиции должен доминировать один вид, а другие должны быть ему подчинены (закон доминирования);
  • Растения, которые входят в композицию, должны гармонировать, то есть быть похожими цветом, формой, текстурой (закон гармонии)
  • Место, отведенное для растений должно отвечать их требованиям, а потребности растений разных видов в группе не должны быть антагонистическими.
  • Учитывая принципы построения декоративных групп, в совершенстве зная морфологию и биологию растений, и их экологические требования можно создать высокохудожественные древесно-кустарниковые композиции. Такие композиции украсят входную часть частных домов и административных зданий, будут уместными и в зоне отдыха, и как отдельный элемент озеленения территорий разного функционального назначения. Если взять декоративные группы за основу при создании дендропарка или показательного участка при садовом центре, особенно на небольших площадях, то это даст возможность не только сделать их привлекательными в эстетическом плане, но и позволит собрать значительную коллекцию дендрофлоры, которая к тому же, может служить маточником для получения семян и черенков для размножения растений на питомнике.

    Раз березка, два березка - будет рощица



    Деревья+кусты=симметрия красоты

    Все течет, все меняется... Сегодня уже почти канули в реку забвения Лету времена, когда дачный участок использовался только как место для выращивания урожая картофеля на несколько семей, и когда поездки сюда для многих россиян были сущим кошмаром.

    Ныне дачные участки и загородные дома заводятся для культурного отдыха: сюда выезжают в хорошую погоду на шашлыки, зовут друзей и знакомых, а в летом вообще переселяются на дачу всей семьей или даже живут здесь всесезонно. И конечно, чтобы не ударить перед гостями лицом в грязь, да и для собственного удовольствия тоже, каждый землевладелец старается обустроить свой участок максимально эстетично, стремясь при этом все же к природной гармонии и естественности. И отличным решением здесь является озеленение дачи при помощи древесно-кустарниковых композиций .

    Однако стоит помнить, что зеленые насаждения на участке, особенно пышные и яркие, способны его весьма украсить, но при их расположении и группировке необходимо иметь чувство меры: не переборщить, точнее, не перезеленить. Иначе ваша дача грозит уподобиться сплошным диким зарослям, что, разумеется, не добавит ей ни притягательности, ни очарования.

    Поэтому при организации в своем саду композиций из деревьев и кустарников обязательно нужно обратить внимание на некоторые важные моменты: во-первых, более гармонично в комплекте будут смотреться зеленые насаждения с похожими характеристиками: формой кроны, цветом листвы, текстурой, во-вторых, для создания эффектного контраста лучше всего сыграть на какой-то одной доминирующей черте, а не на полной разнородности подобранной флоры; в-третьих, лучше всего отдать предпочтения местным растениям - они приживутся с большей долей вероятности и будут требовать меньшего ухода, чем зеленая экзотика.

    Однако, для правильной организации древесно-кустарниковых композиций этого все же недостаточно. Существуют также определенные принципы, следование которым весьма желательно, если вы хотите придать своему дачному участку неповторимый, оригинальный, но в то же время стильный и эстетичный образ.

    Повинуясь зову матушки-природы...

    Многие из нас хотят, чтобы, приехав на дачу, они могли погрузиться в природную атмосферу, максимально приближенную к естественной. И этого вполне можно добиться, соблюдая экологический принцип построения . Он заключается в подборе флоры с учетом ее биологических особенностей и учетом всех требований по посадке растений и уходу за ними. Это позволяет выращивать жизнестойкие и крепкие экземпляры деревьев и кустарников, которые будут создавать у горожан, выехавших за город, ощущение присутствия на естественном природном ландшафте. Невнимание же к потребностям растений чревато замедлением и ухудшением их роста, что способствует чахлости, вялости, блеклости их внешнего вида. Таким образом, останется не реализованной основная цель композиции - декоративная.

    Экологичный принцип предполагает учет потребностей древесно-кустарниковой группы к освещению, влажности, уровню минерализации почвы , ее температуре и т. д. В местности, близкой к городу, сюда прибавляются еще и показатели степени загазованности атмосферы, объем вредных веществ и пыли в ней.

    И если друг оказался вдруг.... не друг, а враг

    Хорошо известно, что космические экипажи подбираются по принципу психологической совместимости людей, ведь только оптимальное психо-эмоциональное взаимодействие в условиях ограниченной локации способствует продуктивной работе и мирному сосуществованию без конфликтов. У растений действует похожий принцип, только называется он фитоценотическим. Согласно ему, деревья и кустарники в композиции подбираются таким образом, чтобы составлять гармоничное единство на основании биологической совместимости.

    Не секрет, что деревья и кустарники разных пород зачастую не уживаются друг с другом на одном месте: более сильные подминают под себя слабых, «забивают» их, мешают расти. Чтобы этого не происходило, необходимо знать, как разные растения взаимодействуют друг с другом, кто из них может стать соседями, а кого лучше рассаживать в разные концы дачного участка.

    Взаимодействие между сообществами может быть разнохарактерным: механическим, биофизическим, биохимическим. Деревья и кустарники с крупными ветвями, посаженные близко друг другу, могут наносить соседям механические повреждения. Так же существует теория о том, что у каждого растения есть собственное биополе, которое может стимулирующе или угнетающе воздействовать на окружающие растения - так сказывается биофизическое взаимодействие. Некоторые зеленые поселенцы отличаются непомерным аппетитом, отбирая воду и питательные вещества у менее расторопных сожителей, а также выделяют особые активные вещества, которые могут быть и не полезны окружающим - в этом проявляется биохимический характер взаимовлияния. И в конечном итоге это тоже весьма важно при обустройстве на участке древесно-кустарниковой композиции .

    Красивым быть не запретить, но в меру

    Красота - страшная сила, иногда она на самом деле принимает ужасающие формы, если ее слишком много. То же самое правило работает и в отношении древесно-кустарниковых композиций: когда в них пытаются впихнуть всего-всего и побольше, не придавая особого значения гармоничному сочетанию растений. В итоге может получится настоящий винегрет из зеленых насаждений, выглядит который при не очень аппетитно.

    Во избежание подобных ошибок для создания по-настоящему красивой древесно-кустарниковой композиции необходимо руководствоваться также декоративным принципом. В этом случае главное внимание уделяется внешнему облику растений, их цвету, размеру и форме листвы, кроны и т.д.

    Можно также отметить, что в рамках данного принципа растения могут группироваться по тождественности, подобию или контрасту. Тождественность подразумевает объединение в рамках одной композиции флоры с похожими эстетическими характеристиками, которые, выражаясь языком живописи, как бы легкими мазками разной степени резкости привносят в общую картину глубину и объемность. Как правило, в этом случае в одну композицию включают растения разных видов со сходными физиономическими и анатомическими признаками по принципу симметрии. По подобным характеристикам группируются зеленые насаждения, имеющие очень незначительные отличия эстетического и биологического свойства. Это наиболее сложный процесс, поскольку требует достаточно хорошего знания флоры, с которой приходится работать. Контрастность же достигается путем сопоставления в рамках одной композиции деревьев и кустарников с противоположными внешними признаками, которые очень хорошо дополняют и оттеняют друг друга в совокупности. Например, сюда можно включать деревья с пирамидальными и шаровидными кронами, с листьями зеленого цвета и необычным желто-красным окрасом и т.д.

    Следуя всем принципам построения древесно-кустарниковых групп , вдумчиво отбирая зеленые насаждения для них и внимательно относясь к потребностям растений, можно создать на своем дачном участке настоящий райский сад , или небольшую рощицу, или аристократичную парковую зону – все, что подскажем вам ваша фантазия. Главное, что сделав все по правилам, вы сможете очень долго наслаждаться прекрасным зрелищем цветущих зеленых композиций на собственной даче.



    Бульвары должны быть не только хорошо обустроены, оборудованы и приспособлены для прогулок и прочих целей; они, кроме того, должны быть красивыми, высокохудожественными.

    Известно, что большинство городских от­крытых пространств обладают индивидуально­стью во многом благодаря составу и опреде­ленному размещению растительности. Деревья, кустарники, почвопокровные растения вносят в облик улиц, бульваров города композиционное разнообразие и, в случае со­гласованного взаимодействия с архитектурны­ми объектами, способны позитивно влиять на художественную выразительность городской среды. Напротив, однообразный видовой состав растительности и ее хаотичное размещение зачастую создают заметную дисгармонию в облике открытого пространства, осложняя его функциональное и зрительное восприятие.

    Как показали исследования, большинство деревьев вблизи городских магистралейстрадают от загрязнения почв тяжелыми металлами и наличия процессов засоления (63% от общего количества растений находится в неудовлетворительном состоянии или крайне неудовлетворительном состоянии. В этих условиях, безусловно, представляют интерес предложения по пересмотру норм озеленения в сторону их повышения до 25-50 кв. м на 1 жителя, но без изменения подхода к размещению и поддержанию растительности трудно ожидать положительного эффекта. В частности, без постоянного обеспечения деревьев необходимыми микроэлементами, особенно марганцем стрессовое состояние растительности может лишь возрастать, осложняя ее нормальное развитие.

    Для обеспечения жизнедеятельности дерева необходимы, прежде всего, орошение и аэрация по всему корнеобитаемому слою почвы. Во многих европейских городах применимы системы подпочвенного орошения, аэрации и корневого питания с помощью пластиковых перфорированных труб, листов аэрации, специальных колодцев.

    На магистралях и улицах Москвы применим « шланговый способ» орошения: высаживаемые деревья снабжаются заранее гибкими шлангом с отверстиями, охватывающими ком; один конец шланга в виде трубки выходит на поверхность и служит для залива воды или растворов минеральных удобрений по установленным дозам; шланги и выводная трубка закладываются еще при посадке дерева.

    На бульварах древесные растения накапливают токсические вещества в виде солей в почве, которые проникают в зоны корневых систем. В результате на листьях появляются «краевые ожоги». Для оздоровления, или санации, почв необходимо провести «водную мелиорацию», или промывку почвы водой. Периодичность такой промывки должна составлять не менее одного раза в 2 года; это помимо постоянных поливов растений. Нормы расхода при промывке составляют в среднем 110…120 л/м 2 .

    В результате накопления различных веществ в зонах корневых систем происходит постоянное « подкисление» почвы.

    При рН почвенного раствора до 8…9 необходимо весной произвести гипсование из расчета 0,3 кг/ м 2 с обязательной заделкой гипса на глубину 10…15 см.

    Рис. 9. Средства ландшафтного дизайна в оформлении поверхности земли над корневой системой деревьев в пешеходных пространствах

    Обеспечение нормальных условий для раз­вития деревьев в городских транзитных про­странствах включает также защиту их корне­вой системы от уплотняющего воздействия пешеходов, что может достигаться либо путем устройства защитных решеток, либо через раз­мещение вокруг стволов выступающих над поверхностью мощения озелененных фрагмен­тов (рис. 9). Второе решение обладает определенными преимуществами с точки зрения возможного удержания дополнительной влаги в почвенном слое и одновременно позволяет сократить по­падание в грунт противогололедных солей. С позиции дизайна эти меры поддержания ус­тойчивого развития растительности могут быть использованы для создания различного геомет­рическою рисунка защитных решеток иди чле­нения планшета на несколько зон с включением почвопокровных растений в композицию озелененных фрагментов вокруг деревьев.

    Разнообразие форм древесной растительно­сти целесообразно подкреплять применением различных приемов ее размещения в город­ских транзитных пространствах.

    Приемы композиций древесных и кустарниковых пород в садово-парковых объектах очень многообразны как по значению в ландшафтном комплексе, так и по стилевым и композиционным признакам, размещению растений, форме, окраске и породному составу.

    Для создания композиций на бульварах используют раз­ные приемы сочетания деревьев и кустарников: группы, рядовые посадки, солитеры, живые изгороди, бордюры.

    Группы насаждений являются важнейшими композицион­ными элементами в построении бульварных пейзажей. Их обычно составляют из особо декоратив­ных растений, образуя многоплановые композиции на открытых пространствах различных размеров (рис. 10).

    Группы могут быть одно- и многопородными. В однопородной группе должно быть не менее 2 деревьев. Много­породная группа может быть составлена из двух и более видов, отличающихся величиной, формой кроны и окраской листьев.

    По величине группы разделяют на малые (2-3 расте­ния), средние (4-7) и большие (10-17).

    По составу они могут быть древесными, древесно-кустарниковыми и кустарниковыми.

    По строению различают группы простые, в которых кро­ны деревьев образуют один ярус, и сложные, где кроны образуют два или несколько ярусов.

    На бульварах обычно создают малые группы.

    Расстояние между деревьями в групповых посадках зависит от величины группы, ее породного состава, а также от интенсивности роста пород и их отношения к свету. Мож­но рекомендовать следующие расстояния между деревьями в груп­пах, м:

    В однородных малых из лиственных пород 3-4

    В смешанных малых из лиственных пород 4 - 5

    В смешанных из лиственных пород с конусо- 3-5

    образными и пирамидальными кронами

    То же, с обычными кронами 5-10

    В чистых и смешанных из хвойных пород с ко- 5 - 7

    нусообразными и колонновидными кронами

    То же, с обычными кронами 7-10

    В смешанных из лиственных и хвойных пород с 4-6

    конусообразными и колонновидными кронами

    То же, с объемными кронами 8-12

    Между хвойными деревьями расстояние оставляют большее, чем между лиственными.

    Рис. 10. Пример группировки насаждений.

    1 – береза; 2 – ель; 3 – сосна; 4 – дуб; 5 – тополь белый; 6 – ива; 7 – клен; 8 – пихта; 9 – липа; 10 – дерен

    Группы бывают рыхлыми и плотными. В первых используют породы с ажурными, просвечивающимися кронами (рябина, бе­реза, гледичия, лиственница, сосна Веймутова и др.).

    Плотные группы создают из растений с густыми мощными кронами в сочетании с кустарниками, которые закрывают стволы деревьев и делают всю группу непроницаемой.

    Древесные породы с плотными, компактными кронами или крупными листьями размещают дальше друг от друга, а с ажур­ными кронами - ближе. Породы пирамидальной формы, вхо­дящие в группу, можно сажать густо.

    Широкое распространение в композициях получили группы кустарников благодаря большому разнообразию форм, богатству цветения, окраске цветков и листьев, а также интенсивности роста. Кустарниковые группы с цветками различной окраски, со светлыми и темными кронами компонуют по тем же правилам, что и древесные. Крупные кустарники располага­ют с интервалом 2,5-3 м, средние- 1,8 м, мелкие кустарники во взрослом состоянии размещают с интервалом 1 -1,5 м.

    Самостоятельные кустарниковые группы создают обычно из обильно цветущих пород. Всегда эффектна большая группа из 5-6 видов, отличающихся красивой осенней окраской листьев и яркими плодами. При подборе растений для кустарниковых групп необходимо учитывать интенсивность их роста и особен­ности развития. Кустарники с ажурными и плотными кронами объединять в одну группу не следует.

    Рядовые посадки. К ним относятся аллеи и живые изгороди.

    Аллеи . Деревья для аллейных посадок должны иметь ров­ный, прямой ствол и правильную крону. Их располагают вдоль дорог в один или несколько рядов на определенном расстоянии друг от друга (рис. 11).

    Рис. 11. Примеры использования древесной растительности для создания аллей

    Двухрядные аллейные посадки деревьев бывают открытые, кро­ны которых не смыкаются, и крытые, смыкающиеся кроны которых образуют сплошной зеленый полог. В настоящее время аллеи в большинстве случаев делают открытыми (разомкнутыми), где каждое дерево стоит отдельно. При такой расстановке улучша­ется санитарное состояние дорог, так как обеспечивается их про­ветривание и просыхание, видимость по сторонам примыкающих пейзажей, создается игра света и тени. Для таких аллей подбирают деревья с пирамидальной или другой компактной формой кроны (пирамидальные тополя, кипарисы, ели), с красиво окрашенной листвой (серебристые формы рябин, кленов), красивоцветущие или красивоплодные породы (рябины, мелкоплодные яблони и др.), растения, не дающие корневых отпрысков. В двухрядных посадках при шахматном размещении деревьев расстояние меж­ду рядами принимают, м:

    Для узкокронных 2,5-3

    С кронами средней ширины 3,5

    Для ширококронных 4,0

    С очень широкими кронами 4,5

    При многорядной посадке внутренний ряд может быть со­ставлен из декоративных деревьев и кустарников.

    На аллеях проводят формовочную обрезку с целью придания определенной формы кроне – шара, куба, конуса, колонны. Обрезкой достигается равномерное распределение скелетных ветвей.

    Обрезка может быть слабой, умеренной, сильной. Степень обрезки зависит от вида растения, его возраста, состояния кроны (рис. 12).

    В молодом возрасте проводят слабую обрезку или прищипку побегов (не более 25...30% годичного прироста, на 2-3 почки). Между старыми и новыми срезами необходимо оставлять побеги длиной в 6…10 см.

    Умеренная обрезка производится у деревьев старшего возраста, когда рост побегов постепенно ослабевает, загущение кроны прекращается, более сильные ростовые почки закладываются на конце побегов. В этом случае целесообразно применять умеренную обрезку, или укорачивание побегов (до 50% длины годичного побега). В результате верхние побеги удлиняются, листья становятся крупнее, крона гуще.

    Сильную обрезку до 60...75 % длины годичного побега – производят только у быстрорастущих видов растений, таких, как тополя. При сильной обрезке деревьев тополя бальзамического наблюдается активный рост периферии кроны, увеличивается размер листьев. Если деревья не обрезать или умеренно обрезать, то крона быстро редеет, нижние сучья отмирают.

    Формовочную обрезку деревьев проводят весной, пред началом вегетации, в конце февраля, в течение марта.

    Рис. 12. Уход за надземной частью дерева (крона): формовочная и санитарная обрезки побегов и ветвей кроны: I – формовочная обрезка: а – укорачивание молодых побегов у саженцев (2-й год после посадки); б – формовочная обрезка побегов кроны по заданному контуру; в- поддерживание формы кроны путем частичной обрезки побегов и подравнивания контура; II – санитарная обрезка: а – удаление сухих ветвей; б – обрезка и прореживание с целью улучшения аэрации (до и после); в – способ омолаживания старого дерева (дубы, вязы) с оставлением скелетных ветвей: окрашенные черным – удаление, двойной штрих –отрастание новых ветвей через 2 года

    Живые изгороди, бордюры. Это неширокие, линей­ные, невысокие насаждения деревьев и кустарников. Их исполь­зуют для выделения полотна дорог и разграничения полос движения, для обрамления и разделения участков. Они создают ровный эффектный фон.

    Растения в живых изгородях высаживают густо, обычно в 2-3 ряда (существуют и однорядные живые изгороди) с расстоянием 0,5-0,6 м между рядами и 0,4-0,5 м в рядах. В зависимости от целевого назначения изгороди образуют из листопадных деревьев и кустарников (чубушник, жимолость, спи­рея), вечнозеленых (биота восточная, самшит, магония) и колю­чих растений (барбарис Тунберга, боярышник, шиповник, лох узколистный, терн, гледичия, маклюра, груша обыкновенная).

    Живые изгороди разделяются по высоте: до 0,5 м - бордюры, от 0,5 до 1 м - низкие, до 2 м - средние, до 3 м и более - высокие. Для бордюров могут быть использованы следующие низкорослые кустарники: магония, полиантовые розы, таволга (спирея), дейция, буксус; для низких живых изгородей: бобовник, спирея японская, айва японская; для средних: жимолость, спи­рея, кизильник блестящий, вишня песчаная, смородина альпий­ская; для высоких: жимолость татарская, чубушник обыкновен­ный, сирень, барбарис, дерен красный, калина Бульденеж, смо­родина золотая и др.

    По форме живые изгороди делят на свободно растущие и стриженые. Кроме того, в садово-парковом строительстве при­меняют фигурную стрижку отдельных деревьев и кустарников (рис. 13).

    Рис. 13. Типы живых изгородей из кустарников и деревьев:

    а – живая изгородь из деревьев 2-й и 3-й величины; б- устройство сплошной зеленой стены – шпалеры; в – комбинированная живая изгородь из кустарников и деревьев; г- прием оформления поворота дорожки путем посадки низких кустарников и их обрезки и формирования; д – профиль живой изгороди; е – размещение одиночных экземпляров

    Формовочная обрезку кустарников производят с целью создания искусственной формы куста, поддерживание этой формы в заданных параметрах, усиление роста боко­вых побегов. Необходим учет биологии роста и развития растений. У ви­дов, цветочные почки которых закладываются с осени на побегах прошло­го года, следует проводить обрезку отцветших побегов на половину их длины. А прореживание нецветущих побегов у этих видов можно прово­дить весной.

    Целый ряд видов образует цветочные почки на побегах текущего го­да, в первой половине лета. Такие кустарники обрезают поздно осенью или ранней весной, до начала сокодвижения (рис. 14).

    Рис. 14. Способы формирования свободно растущих кустарников:

    а – когда должны быть освещены нижние ветви – правильная обрезка; б,в – нижние ветви затенены и развиваются слабо, куст оголяется, теряет декоративность – обрезка неправильная

    К раннецветущим кустарникам относятся:

    сирень обыкновенная и сирень персидская, ломонос горный и альпий­ский, карагана, барбарис обыкновенный, барбарис Тунберга, магония падуболистная, боярышники, ракитник пурпуровый, лох, облепиха, жимоло­сти, смородина золотистая и альпийская, роза ругоза, калина-гордовина, крушина, спирея (раннецветущие виды) и др.

    К видам, цветущим в летний период или в конце лета, относятся:

    ракитник (большинство видов), чубушники, бирючина, лапчатка, пузыреплодник, дёрен белый и красный; спиреи японская, Дугласа, иволистная и др.

    Обрезка проводится на одном уровне от поверхности земли, с боковых участков, придавая кусту необходимый профиль. Побеги обрезают на 1/2…1/3 величины прироста в первый год и на 2/3 - на второй и последующие годы.

    "Живые изгороди" из кустарников в молодом возрасте обрезают (стригут) 1-2 раза за период вегетации. При наступлении полного развития кустов периодичность обрезки увеличивают до 4-6 раз (у медленно растущих - до 3 раз). Первая обрезка проводится в марте - апреле, до распуска­ния почек; последующие - по мере потери четкости поперечного профиля (рис. 15). Свободно растущие живые изгороди в систематической обрезке не нуждаются: у растений вырезают только старые ветви, загущающие куст.

    Рис. 15. Схема формирования живых изгородей:

    а – обрезка растений, развивающих сплошное облиствление: 1 – короткая обрезка после посадки; 2 – первая формовочная обрезка на следующий год после посадки; 3 – вторая формовочная обрезка через 2 года после посадки; 4 – третья формовочная обрезка по заданному профилю; б – формовочная обрезка по заданным параметрам

    Солитеры. Это отдельно растущие одиночные экземпляры деревьев и кустарников, отличающиеся особо декоративной кроной,окраской листвы, цветков или плодов, мощ­ным ростом и др. Они привлекают особое внимание, часто явля­ются центром композиции.

    Выбор породы, используемой в качестве солитера, зависит от точки восприятия. Если солитер расположен на переднем плане и рассчитан на близкое рассмотрение, то большое значение при­обретают детали - форма и окраска листьев, цветков, плодов. В таких случаях рекомендуется использовать невысокие деревья с живописной формой кроны или красиво и обильно цветущие кустарники.

    Высокие деревья хорошо воспринимаются с большого расстояния. Из хвойных в качестве одиночных растений могут быть рекомендованы: ель колючая и ее формы (серебристая), листвен­ница сибирская, ель европейская, можжевельник обыкновенный и виргинский, туя восточная и ее декоративные формы.

    При размещении солитеров необходимо также учитывать фон, на котором они будут восприниматься. Небольшие солитеры про­ектируют на зеленый фон газона, на открытое пространство. Для более крупных экземпляров хорошим фоном служат группы со­седних насаждений. Хорошо смотрится дерево-солитер, окружен­ное невысоким кустарником, форма и окраска которого подчер­кивают фактуру и цвет ствола и кроны солитера. Например, сте­лющийся можжевельник казацкий, окружающий основание ство­ла березы, ярко подчеркивает своей плотной темно-зеленой хвоей белизну ее ствола, ажурность кроны и светло-зеленую окраску листвы.

    Причем, помимо этих традиционных способов посадки деревьев, современный ландшаф­тный дизайн включает создание композиции со свободным расположением растительного ма­териала в плане, в том числе с организацией веерных рядов деревьев или посадкой их контурами геометрических фигур. Подобное размещение растительности в пешеходном пространстве позволяет не только влиять на такие качества, как прерывистость, масштабность, геометричность, но и создавать опреде­ленные фокусные точки, способствующие ин­дивидуализации фрагментов городской среды (рис. 16). Взаимодействие архитектурных объектов и растительности предполагает их композицион­ную и функциональную увязку, в результате которой характер использования прилегающих к зданиям пространств выявляется в контурах посадок растительного материала.

    Рис. 16. Приемы использования различных видов кустарников в ландшафтном дизайне пешеходных пространств

    Учет основных направлений движения лю­дей в пешеходных пространствах необходим при выборе структуры каркаса из растительности, разграничивающего или объединяющего отдель­ные фрагменты городской среды, при этом весь контур растительного материала должен обла­дать выгодным визуальным раскрытием из мно­гих точек. Реагируя на конфигурацию и масштаб открытого пространства, размещение деревьев помогает закрепить основные композиционные оси, обозначить границы и расставить необхо­димые силуэтные или цветовые акценты.

    Рядовые посадки растительности, обладая легко читаемой геометричностью линий, по­зволяют не только разделить открытое про­странство на участки различного назначения или подчеркнуть его протяженный характер, но и дают возможность использовать интервалы между отдельными деревьями для организации мест отдыха. Во избежание монотонности подобных посадок вдоль пешеходных пространств целесообразно применение современных приемов композиции растительности с использованием нарастающего интервала между деревьями или с создание смысловых пауз, позволяющих выделить в ближайшем окружении определенные архитектурные или природ­ные доминанты. При этом пауза в рядовой по­садке обретает не меньшую композиционную роль, чем сам ряд деревьев.

    Соображениями обеспечения устойчивости растительности городской среды определяется применение групп деревьев (по 4 - 6) в виде модулей с переменным или одинаковым шагом. Этот прием размещения растительного материала представляет также особый интерес с точки зрения создания выразительного си­луэта природных компонентов в городских от­крытых пространствах.

    Обращение к цветущим (фруктовым) де­ревьям в городской среде позволяет существенно влиять на внешний облик пешеходных про­странств, внося в них по принципу контраста интенсивно окрашенные, яркие акценты. Ис­ходя из композиционных соображений, при­менение подобных акцентов наиболее целесо­образно в узлах пересечения основных пеше­ходных потоков - на подходах к наиболее зна­чимым общественным зданиям, на пути к ос­тановкам транспорта.

    Использование современной технологии ве­черней подсветки деревьев, включая размеще­ние встроенных в поверхность земли светиль­ников, способствует сохранению пластической выразительности и колористического разнооб­разия растительности в темное время суток.

    Принцип создания иерархии "ячеек" с по­мощью растительного материала относится к числу основных в ландшафтном дизайне го­родских открытых пространств. Домини­рующая роль деревьев в формировании силуэтного и пластического разнообразияподобных "ячеек" дополняемся не менее важным значение кустарников и почвопокровных растений в обеспечении динамичного характера нижних ярусов пешеходных пространств. В частности разграничение "ячеек" живой изгоро­дью позволяет внесли различные геометричес­кие очертания (циркульные, прямолинейные волнообразные и др.) в каждую из них, а почвопокровные растения дают возможность уси­лить композиционное разнообразие отдельных фрагментом городской среды (рис. 17).

    Рис. 17. Многоуровневый каркас из растительности в городском транзитном пространстве:

    а – структурные элементы трех уровней каркаса (деревья, кустарники, почвопокровные растения); б – традиционный прием размещения древесной растительности в транзитном пространстве; в – вариант сочетания основных элементов каркаса растительности в пешеходном пространстве; г – прием ландшафтного дизайна транзитного пространства со свободным расположением растительного материала

    Цветочное оформление также строит композицию бульвара (рис. 18). Объектом зеленого строительства, в который выходит цветочное оформление как основной элемент, является цветник. Цветники могут иметь различные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. Богатое и эффектное цветочное оформление должны иметь наиболее часто посещаемые места.

    В композициях регулярного стиля цветочное оформление выполняют с учетом требований пропорции и симметрии, ограниченные правильными геометрическими фигурами: кругом, овалом, квадратом, прямоугольником, многоугольником. Регулярные цветники применяют при украшении важных объектов. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры.

    Рис. 18. Приемы использования почвопокровных растений и цветов в ландшафтном дизайне пешеходных пространств

    Клумба представляет собой ограниченный геометрически правильными очертаниями участок, украшенный однолетними цветами. Располагают его в центре композиции. Фоном могут служить газон и пешеходные дорожки. Центр клумбы поднимается на 50…60 см, края – на 8…10 см над окружающей территорией. Клумба окаймляется дерном или бортовым камнем. Различают клумбы ковровые и цветочные: ковровые состоят из лиственно-декоративных растений, которые стелются по земле; цветочные создаются из крупных цветущих растений с таким расчетом, чтобы на клумбе были всегда цветущие цветы. Арабеска – разновидность клумбы усложненной формы. Вычурный контур арабески может быть похож на цветы, листья, животных или иметь абстрактную форму.

    Рабатки – это длинные гряды вдоль границ газонов и сооружений, оформленные цветущими или декоративными растениями. Размеры рабаток колеблются: по ширине от 0,5 до 4 м, по длине от 2 до нескольких сотен метров.

    Бордюры окаймляют отдельные части цветника, декоративно-лиственные однолетние и многолетние композиции по контуру, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей. Их ширина составляет 10…40 см. Бордюры придают композициям законченный вид.

    Партер может включать в себя все вышеперечисленные устройства с применением цветочниц, ваз, газонов, садовой скульптуры, лестниц, террас, бассейнов, фонтанов. Партеры являются наиболее парадной формой цветочного оформления, применяются в узловой части композиции бульвара.

    Композиции естественного стиля отличаются свободой планировочных решений. Этот стиль создает впечатление природного ландшафта и допускает большое разнообразие форм, красок и сочетаний. Ландшафтный тип садово-парковых композиций применяется чаще регулярного, так как он дешевле в устройстве и уходе. Для него характерны одиночные посадки, группы, миксбордеры, ландшафтные цветники, каменные участки, рокарии.

    Одиночными посадками могут быть крупные цветы, представленные в единичном экземпляре (пион, роза, георгин и др.)

    Группы создаются из цветов одного или нескольких видов. Группы значительных размеров именуются массивами.

    Миксбордеры (смешанные бордюры) представляют собой цветочные опушки или ленты на газонах, у зданий с особым подбором ассортимента цветов. Цветение миксбордера не должно прерываться с весны до осени, что достигается посадкой цветов разного периода цветения.

    Ландшафтные цветники (рокарии) содержат все вышеназванные садово-парковые устройства, расположенные в свободном порядке на фоне газона, кустарника, деревьев, водоемов. Рокарии выглядят особенно живописно. Для их устройства применяют спокойный рельеф, так и склоны, камни, валуны, разнообразные растения в композициях, водные устройства с текущей или стоячей водой. Каменистый сад может быть выполнен в виде искусственной каменной гори – альпинария. Растения подбирают стелящиеся, ковровые, однолетние, многолетние и кустарники.

    Достижение максимальной выразительнос­ти всех элементов пространственного каркаса растительности и обеспечение их композицион­ной целостности, наряду с гармоничным взаи­модействием с ближайшим окружением, состав­ляет одну из главных задач ландшафтного ди­зайна пешеходных пространств города.Геомет­рический рисунок расположения кустарников и почвопокровных растений позволяет, даже оперируя минимальным набором видов расти­тельности, добиваться наибольшего разнообра­зия их композиций.

    Динамичность конфигурации растительно­го материала связывается, в первую очередь, с использованием S-образных кривых, более точно известных как cyma recta и cyma reversa. Контуры растительности, следуя очерта­ниям этих кривых, создают эффект движения в пространстве и обладают множеством точек выгодного визуального восприятия. Различныевиды кустарников, включая цветущие, наи­более подходят для закрепления в городской среде характерной геометрии природных форм. Причем наряду с использованием криволиней­ных посадок, не менее выразительными явля­ются рядовые посадки формованного кустарника (рис. 19).

    Рис. 19. Приемы размещения кустарников и почвопокровных растений в композиции пешеходных пространств

    а – увязка линии посадки кустарника и контура почвопокровных растений с очертаниями S–образных кривых; б – прием ландшафтного дизайна пешеходных пространств с динамичной конфигурацией посадок кустарника и почвопокровных растений

    Применение живых изгородей нетрадиционного типас силуэтными профилированиемверхнего контура растительности расширяет набор пластических средств достижения выразительности нижнего яруса транзитных пространств города. Сочетание стриженного и свободно растущего кустарника в одной композициипозволяет раскрыть декоративнее возможности каждого из элементов. Очертания растительного материала могут способствовать выявлению точек изменения направления движения, фиксировать входные пространства или подчеркнуть перепады рельефа. Во всех случа­ях декоративные особенности конкретного вида растительности позволяют максимально раз­нообразить городскую среду, связывая каж­дый из фрагментов пространства города с ха­рактерным рисунком природных материалов. Наложение геометрического рисунка конту­ров кустарника на слой акцентирующих почвопокровных растений относится к одному из наи­более распространенных приемов современного ландшафтного дизайна.Заполняя отдельные участки поверхности между полосами транзит­ного движения и линиями посадок кустарни­ка, почвопокровные растения не только спо­собствуют лучшему выявлению очертаний бо­лее высокой растительности, но и могут каче­ственно изменять текстуру и колористку са­мой поверхности земли.

    Почвопокровные растения, обладая малой высотой (150 - 300 мм), в то же время могут выступать в качестве барьера от вандализма перед другими, более выразительными элемен­тами ландшафтных композиций на городских улицах и площадях. Эти же растения позволя­ют достаточно эффективно разграничивать от­дельные участки пешеходных пространств в случае различного характера их функциональ­ного использования. В сочетании с цветочным оформлением городских открытых пространств почвопокровные растения составляют важное средство достижения колористического разно­образия среды.

    3.3. Использование малых архитектурных форм и сооружений

    К числуэлементов ландшафта, оказываю­щие влияние на эстетику бульварных пространств и непосредственно формирующих представление об уровне комфортности для человека, относятся малые архитектурные формы и парковые сооружения.

    Обычно на бульварах размещают немногие сооружения: при незначительной ширине бульвара перечень их ограничивается сооружениями утилитарного характера. На более широких бульварах, кроме того размещают декоративные сооружения.

    С частью из них человек соприкасается непосредственно (включая ска­мьи, лестницы, игровые устройства для детей), другие способствуют улучшению условий использования парков (светильники), третьи вносят существенное разнообразие в композицию садово-паркового ландшафта (декоративные ограждения, водные устройства).

    Малые архитектурные формы классифицируются на следующие типы (или категории):

    - декоративные МАФ - скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоёмы, декоративные стенки и др.;

    - утилитарного характера МАФ ; кним относятся пандусы, лестницы, подпорные стенки, торговые киоски, скамейки, ограды и др.

    Малые формы утилитарного характера должны быть выполнены в соответствии с ландшафтно-архитектурными и эстетическими требованиями, предъявляемыми к объекту озеленения, из прочных материалов, отличающихся высокой степенью устойчивости к воздеиствию факторов внешней среды.

    Все МАФ по способам изготовления подразделяются на две крупные группы:

    1) МАФ изготовления по специально разработанным и индивидуальным проектам;

    2) МАФ изготовления по типовым проектам из типовых элементов и конструкций.

    МАФ из типовых элементов широко применимы на бульварах. В настоящее время проектными организациями выпущен в свет ряд альбомов типового оборудования для объектов озеленения. Существует целый ряд специаль­ных конструкторских бюро и производственных фирм, занимающихся производством, сборкой МАФ из типовых элементов, а также их установ­кой на объектах по разработанному проекту.

    Группа - это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.

    В русских парках XVIII-XIX вв. группы создавались преимущественно из 7-10-17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам.

    Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII-XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

    Довольно редко встречается дуб в смешанных группах. Начиная с XVIII в. и до настоящего времени дубы преимущественно высаживают солитерами или чистыми группами.

    Группы с участием хвойных обычно являются композиционными центрами, а поэтому вводятся ограниченно.

    Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее окраской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются кустарниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие); для создания плотной, облиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в единую композицию; для построения выразительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения.

    В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшафта структуры групп специфичны. Наиболее типичными для Таврического сада являются группы из 3-10 деревьев; района долины Славянки в Павловске - 2-6 экземпляров, для Парадного поля - 9-18, района Белой березы - 100-200, Марсова поля - 5-10 кустарников.

    В парках встречаются группы с количеством деревьев и кустарников от 2 до 25-30 и более, причем качество групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их размещения. Группа из 2 деревьев (признанная, по литературным данным, как неудачная) в натуре часто производит хорошее впечатление: величественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролистные на фоне массива из ели обыкновенной (Зеленогорск); ель обыкновенная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шуваловский парк).

    Создание групп из 2 экземпляров разных видов требует тщательного подбора пород.

    По величине группы разделяются на малые, средние и большие с учетом площади открытого пространства и самого парка. Группа, состоящая из 2-5 деревьев II или III величины (для быстрорастущих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка является небольшой (площадь проекций крон 25-60 м2); группы в возрасте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) является большой для любой площади парка. Величину групп можно определить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать следующее подразделение групп по величине: малые - диаметр проекции кроны не более 25 м, средние - не более 50, большие - до 80 м. Высота группы определяется по самому высокому дереву (высота в парковом пейзаже является величиной относительной и оценивается путем сравнения).

    Классификация групп по внешним признакам: А - структура: грубая, средняя, тонкая; Б - сомкнутость: 0,8, 0,3; В - форма насаждений: простая, сложная; Г - цвет: темная, светлая; Д - габитус: симметричная, асимметричная; Е - величина: большая площадь проекции крон, малая

    Классификация групп по составу пород: 1 - чистые группы: а, б - лиственные, в, г - хвойные; 2 - смешанные группы: д - лиственные, е - хвойные, ж - смешанные
    Схемы построения групп: А 1 - группа, 2 - ядро группы, 3 - подгруппы; Б - разнообразие восприятия группы (видовые точки 1 и 2); В - группы с различными формами просветов; Г (видовые точки 1 и 2) - ель и липа на первом плане, ива на первом плане
    Кустарники в группах: 1 - обогащение цвета, фактуры; 2 - длительность цветения; 3 - создание монолита: а - при освоении новых территорий, б - при реконструкции старых

    По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные. Группы с небольшим количеством экземпляров от 2 до 5- 7 чаще бывают чистыми, например группы долины р. Славянки; в Таврическом саду; на Марсовом поле.

    Группы от 10 до 20 растений - преимущественно смешанные по составу (район Парадного поля в Павловске, Верхний парк в Ломоносове).

    Наблюдается следующее соотношение между количеством экземпляров и пород в группах:

    Павловский парк: группа из 4 деревьев включает 1 породу; из 5 - от 1 до 4 пород; 8 - от 1 до 3; 6 - от 1 до 4; 11-3 породы; 16 - 4; 19 -5 и т. д.

    Екатерининский парк в г. Пушкине: группа из 2 деревьев включает 1 породу, из 3 - 1-3 породы; 6 - 1-2; из 11 - 5 пород и т. д.

    Группы, смешанные по составу, обладают потенциальной вариабельностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав древесных растений определенного типа леса, характерный для местных физико-географических условий.

    Следует учитывать, что в смешанных группах происходит потеря декоративных качеств в случае совмещения деревьев и кустарников с различной долговечностью или в результате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы приводит к изменению ее декоративного облика.

    В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесообразующими породами. В современной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом. Рассмотрим примеры положительных сочетаний древесных растений.

    Дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный (примесь клена должна составлять не более 20%); липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий, береза пониклая; сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколистная; лиственница сибирская, ясень обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная; ель обыкновенная, дуб черешчатый, липа мелколистная, рябина обыкновенная (группа с малым количеством экземпляров, примесь дуба не более 20%); сосна обыкновенная и ель обыкновенная; сосна обыкновенная и лиственница сибирская; лиственница сибирская и ель обыкновенная.

    Особую категорию составляют группы, создаваемые в лесных насаждениях путем ландшафтных рубок. Группы площадью более 0,3 га представляют собой небольшие участки леса (район Белой березы в Павловском парке).

    Расположение деревьев и кустарников (построение) в группах имеет большое значение для формирования здорового, жизнеспособного фитоценоза и художественного облика.

    Деревья в группах могут размещаться на равных расстояниях, симметрично по отношению друг к другу или несимметрично (свободное расположение).

    Они бывают плотными, ажурными, часто объединенными тройками типа квинкус.

    Расстояние между деревьями проектируется с учетом биологических особенностей каждой породы. Например, для светолюбивых пород (берез, ясеней, сосен), 3-5-7 м, для теневыносливых (кленов, лип) -1 -1,5-2-3-5 м. Несмотря на теневыносливость елей и пихт, при недостаточном доступе света они теряют нижние ветви, поэтому в больших группах для пихты рекомендуется расстояние 3-4 м, для ели - 4-5, для туи и можжевельников - от 0,4 до 2 м.

    В малых по количеству экземпляров группах (2-5) растения почти не страдают от недостатка света. При близкой посадке растений (0,5 м) отмирают скелетные ветки, ориентированные внутрь группы, при расстоянии между деревьями 5-7 м кроны развиваются равномерно.

    С увеличением количества деревьев в чистой группе меньшее значение имеет расположение их в плане, в смешанных целесообразно построение отдельными подгруппами растений по видам.

    Кустарники в группах размещаются на 0,5-3 м друг от друга, в зависимости от их величины. Крупные (боярышник, сирень) высаживают на расстоянии 1-3 м друг от друга; средние (виды и сорта роз, снежноягодник) - 0,8-1,5; мелкие (барбарис Тунберга, некоторые виды спирей) - 0,1-0,7 м.

    Древесные растения, образующие ядро средних и больших групп, высаживают на более близком расстоянии (иногда до 0,7-0,8 м) по сравнению с периферией группы, где растения высаживают иногда на 3-5-8-10 м от ядра группы и на 3-5 м друг от друга. Этим достигается высокая декоративность групп - здоровые, хорошо развитые кроны деревьев и кустарников.

    При размещении растений на расстоянии 8-14 м группа может потерять свое значение и стать участком с рединным типом пространственной структуры.

    В группах из деревьев 2-3 видов быстрорастущие светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые с медленным ростом - второй; деревья, размещенные по краю группы, развиваются более равномерно.

    Таким образом, по построению группы разделяются на регулярные и иррегулярные, контрастные и нейтральные (построенные на нюансах одного декоративного признака), по цвету, структуре, форме, которые, в свою очередь, членятся на имеющие «ядро» и не имеющие его. Ядро группы формируется из одного или нескольких растений, обычно более высоких. Оно может быть чистым и смешанным по составу. Чаще наблюдаются чистые по составу и спокойные по цвету, реже - яркие или пестрые. При компоновке ядра из нескольких видов подбираются растения, близкие по окраске листвы, структуре, создающие плавный переход от светлых к более темным деревьям и образующие компактную основу группы.

    При формировании ядра из хвойных деревьев с окружением из лиственных между растениями допускается расстояние 4-8 м.

    В тех случаях, когда ядро создается из деревьев с ажурной светлой кроной, группа производит впечатление светлой, радостной; из деревьев с густой, темной кроной - строгой, торжественной.

    Деревья, скомпонованные подгруппами, в больших смешанных группах находятся в лучших условиях для своего развития (площадь питания), что усиливает декоративность объема компонента. В редких случаях подобные группы строятся без ядра. Малые смешанные группы создают с учетом оценки декоративных качеств каждого экземпляра и в большинстве своем не имеют ядра.

    По густоте посадки (или структуре) растения в группах можно разделить на: а) плотные, или густые, б) рыхлые, или ажурные, в) группы с просветами.

    Плотные группы образуют монолитный объем, лишенный сквозной просматриваемости, а поэтому изолирующий пространство. Посадочные места в таких группах обычно сближены, имеются насаждения во втором ярусе и в опушке - словом, они строятся таким образом, чтобы получить густую массу зелени. Для построения плотной темной группы высаживают деревья соответствующей структуры (с густым ветвлением и облиствением) и окраски, на 0,5-3,5 м друг от друга или создают сложную по форме многоярусную группу из деревьев различного возраста так, чтобы крона одного дерева проектировалась на другую и закрывала просветы между деревьями. Подобные группы составляют из пород теневыносливых, и по размерам они бывают средние и большие. Используя разнообразные виды деревьев и кустарников, можно достигнуть той или иной плотности (густоты) смешанной группы. Чистые по составу пород, густые без просветов группы скомпоновать сложнее.

    Для размещения кустарников под пологом древесных насаждений подбираются породы теневыносливые, такие, как дерен сибирский, снежноягодник, смородина альпийская, смородина золотая, жимолость обыкновенная, можжевельник обыкновенный, бузина красная, калина обыкновенная и др. Кустарники, не выносящие затенения, высаживают на расстоянии 2-5-10 м от деревьев. При этом они лучше растут и развиваются, имеют здоровый вид. Кустарники рядом с деревьями (0,3-1 м) хуже развиваются, а вблизи деревьев, имеющих поверхностную корневую систему, погибают.

    Кустарники, окаймляющие группу, могут закрывать ее кольцом в том случае, если она - элемент регулярной композиции. В пейзажной композиции это производит впечатление искусственности, лишает группу интересных объемов - выступов, углублений. Группа более живописна при размещении кустарников в одном или нескольких местах. Кустарники высаживают по 3-5 или 7-12 экземпляров.

    Рыхлые, или ажурные, группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквозную просматриваемость (поэтому их называют еще сквозистыми), т. е. сквозь стволы и кроны деревьев виден задний план пейзажа - луг, вода, стена насаждений.

    Для построения ажурных групп деревья высаживают на расстоянии от 3 до 9 м друг от друга. Они формируются преимущественно из светолюбивых (сосна, береза, лиственница), а также теневыносливых пород (пихта, ель, липа) - при редком размещении деревьев. Ажурные группы состоят из 3-10 экземпляров с интервалом посадки 0,5-3- 5-11 м. При этом ажурность создается благодаря тонкой структуре высокоподнятых крон и редкой расстановке деревьев.

    Для создания ажурных групп из кустарников подбираются растения тонкой структуры, которые высаживают на расстоянии 2-3 м и более друг от друга.

    Группы с просветами представляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп. По количеству экземпляров они отличаются от ажурных групп. В группу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными, из светолюбивых и теневыносливых растений.

    Величина просвета в небольшой группе бывает 0,5-3-5 м (для взрослых деревьев), но не более, иначе нарушаются единство и цельность. В больших группах величина просвета может доходить до 5-9 м.

    Группы кустарников чаще создают сплошные, но иногда, чтобы открыть вид на дерево, кустарник, цветник, группу разрывают небольшим просветом до 2-3 м величиной.

    Наиболее характерные приемы построения групп:

    1. Регулярное размещение растений (квинкус, простые ряды, шахматный порядок, круг, «подкова» и др.)

    2. Сближенное расположение растений или высадка в один котлован - группы-букеты (смешанные и чистые по составу).

    3. Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозрастных саженцев.

    4. Создание групп смешанного состава типа «шатер» из деревьев и кустарников.

    5. Создание групп со свободным размещением деревьев - чистые и смешанные по составу породы.

    6. Создание групп протяженной композиции, рассчитанные на 2-3 основные видовые точки (группы вдоль дорог, группы-арки на дорогах).

    7. Группы, формирующиеся в сочетании с солитерами.

    Форма группы является одним из основных декоративных качеств. Она оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора древесно-кустарниковых растений и их компоновки. Из растений с регулярным и иррегулярным типом крон компонуются группы с симметричным и асимметричным равновесием, сферические, островершинные и контрастные (одноярусные простые и многоярусные сложные).

    При соответствующей компоновке растений группа в зависимости от видовой точки меняет форму (до 3-5 вариантов). Силуэт больших групп (при участии высоких деревьев с пирамидальной, колонновидной формой) строится с 2-3 вертикалями. Наиболее интересными в пейзажных парках являются асимметричные группы с большей высотой по отношению к ширине и четким определенным силуэтом.

    Архитектоника группы определяется типом ветвления, толщиной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пластинок древесных растений. Различаются группы с грубой, средней, тонкой и смешанной структурой. Фоном чаще всего служат деревья, близкие по структуре. Компоновка групп определяется их назначением в пейзаже. Для увеличения глубины перспективы на первый план высаживаются деревья с грубой структурой, а на задний - с тонкой.

    Красочность группы зависит от составляющих ее видов и является очень важным качеством, от которого иногда полностью зависит эффект композиции. В парках встречаются как однотонные группы (50-70%), так и контрастные (30- 35%) по цвету. Цветовой эффект группы обычно рассчитан на разные сезоны года.

    По назначению в пейзаже выделяются:

    Группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепляют повороты дорожек, у воды;

    Группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;

    Группы как переход от массива к открытому пространству;

    Группы, образующие парковые кулисы - «рамы», разграничивающие пространство на отдельные виды и группы, создающие многоплановые перспективы;

    Группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.

    Все рассмотренные свойства древесных групп необходимо учитывать при их анализе и оценке. При этом, как правило, в первую очередь воспринимается степень яркости группы, ее величина, высота, форма, структура и красочность. В некоторых случаях только одно качество выступает особенно рельефно и производит эффект - величина, форма или цвет. При комплексном воздействии этих качеств живописность и выразительность группы увеличиваются. К этим качествам можно было бы отнести еще аромат и шелест листвы, рассчитанные на обоняние и слух человека.

    При создании групп - компонентов паркового пейзажа следует использовать опыт, накопленный в садово-парковой, лесокультурной и лесоводственной практике.

    Возраст древесно-кустарниковых групп . Состав пород определяет долголетие групп. Л. Рубцов подразделяет породы по долговечности на 3 категории: малая, средняя и большая. Деревья малой долговечности начинают дряхлеть во второй половине первого столетия, например многие тополя, березы, черемухи, яблони, груши, рябины. Деревья средней долговечности - со второго столетия жизни, к ним можно отнести большинство наших лесообразующих пород (ель, пихта, клен). Деревья большой долговечности - начиная с третьего столетия, к ним можно отнести дуб, ясень, орех маньчжурский, лиственницу.

    При проектировании парков необходимо учитывать продолжительность жизни видов, входящих в состав групп. Различная долговечность составляющих группу растений приводит к разрушению структуры задуманной художественной композиции. Л. Рубцов приводит пример группы из клена Шведлера и тополя черного ф. пирамидальная (клен в 30 лет вступает в период полного развития, а тополь дряхлеет к 50 годам; замена тополя более долговечным пирамидальным дубом могла бы сохранить композицию).

    Динамика развития деревьев в группе:

    При составлении групп необходимо представлять ход роста и развития составляющих их древесных растений.

    Быстрорастущие древесные породы скорее достигают кульминации возраста и прекращают рост, а медленнорастущие - позднее.

    Неблагоприятные условия местопроизрастания (уплотнение почвы, вытаптывание, недостаток питательных веществ и др.) приводят к отставанию в росте, появлению суховершинности, преждевременной гибели насаждений. Особенно большое количество питательных веществ необходимо в период усиленного роста (в 10-40 лет), когда образуется основная масса ветвей и листьев.

    Деревья редко доживают до своего предельного возраста. Причиной их гибели являются ветровалы, лесные пожары, рекреационные нагрузки, а в городе - целый комплекс неблагоприятных факторов.

    Процесс старения дерева внешне выражается постепенным и притом устойчивым ослаблением его жизнедеятельности - отмиранием веток, уменьшением количества листвы, ослаблением прироста. Процесс отмирания скелетных веток у взрослых деревьев, как показывают наблюдения, начинается суховершинностью, которая вначале наблюдается на наиболее слабых скелетных ветвях высших порядков.

    В средних и больших одновозрастных группах процесс старения начинается раньше у деревьев, расположенных в середине группы, у которых отмирание происходит обособленными секторами кроны, начиная от наиболее слабых и хуже ориентированных скелетных веток и кончая сильными.

    Из древесных пород, доживающих до 200 лет, можно создавать долговечные группы, которые на протяжении десятков лет дают равный по силе эффект (взрослые деревья), а следовательно, в целом сохраняющие задуманный характер парковой картины. Продолжительность эффекта такой группы следует оценивать не только неделями, годами, но и на протяжении всей жизни дерева - это так называемый «постоянный» эффект.

    Деревья до 25-30-летнего возраста довольно заметно меняют свой облик, а затем производимый эффект становится более или менее постоянным в течение многих лет и даже усиливается. У долговечных древесных растений этот период может продолжаться 100-300 лет, у недолговечных - 50-70 лет. В конце этого периода декоративность утрачивается - деревья, доживая до своего предельного возраста, постепенно отмирают. У кустарников сроки жизни иные, они ежегодно меняют облик до 6-15 лет, затем наступает равновесие в развитии и, наконец, постепенное отмирание.

    По И. Малько ежегодное отмирание деревьев происходит примерно в размере 2%, а кустарников - 4-5% от общего количества.

    Кустарники менее долговечны, чем деревья, но некоторые из них доживают до 100-400 лет. Как указывает Кожевников, кусты шиповника доживают до 400 лет (предельный возраст) , лещина - 100, можжевельник - 300, мелкие кустарнички брусники - 300 и более лет. До своего предельного возраста кустарники в садах доживают редко, так как теряют декоративность, и обычно их омолаживают или заменяют.

    Кустарники к старости оголяют стволы, высоко поднимают кроны и приобретают неряшливый вид (например, чубушник обыкновенный, спирея средняя, жимолость татарская, роза морщинистая и др.). Некоторые кустарники, несмотря на большой возраст, долго сохраняют декоративность (боярышник сибирский, ирга круглолистная и др.).

    В период формирования парка особое значение имеют быстрорастущие породы или породы с малой долговечностью, которые затем постепенно удаляют, освобождая место растениям со средней и большой долговечностью.

    Основные парковые композиции следует создавать из долговечных пород. В больших парках древесные насаждения в основном состоят из пород средней и большой долговечности.