Главная · Бухгалтерия · Заседание президиума совета при президенте российской федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. О совете при президенте российской федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам Президиумом совета при президенте российс

Заседание президиума совета при президенте российской федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. О совете при президенте российской федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам Президиумом совета при президенте российс

О ходе реализации проектов по направлению «Международная кооперация и экспорт», о специальном инвестиционном контракте.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

У нас с вами заседание президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Это наша первая встреча после формирования нового состава Правительства. Мы, по всей вероятности, и состав президиума должны будем обновить с учётом того, что происходило.

Сегодня обсудим, как наиболее эффективно организовать работу по национальным проектам, которые предстоит разработать в рамках майского указа Президента. Они охватывают все самые важные направления развития нашей страны – и в экономике, и в социальной сфере.

Разумеется, мы с вами в таком составе начинаем не с нуля. За последние два года мы не только запустили приоритетные проекты и программы. Мы активно работаем по их исполнению. Однако новые задачи требуют обновления подходов к проектной деятельности, переформатирования ряда позиций, новых механизмов работы.

Что хотел бы сказать вначале, перед тем, как мы с вами обсудим общие вопросы работы над проектами в нынешний период?

Во-первых, теперь кураторами национальных проектов будут заместители Председателя Правительства – каждый по своим вопросам. Непосредственными руководителями проектов выступают министры, и они будут нести персональную ответственность за их реализацию. В каждом министерстве необходимо определить заместителя министра, который отвечает за проектную работу. Исхожу из того, что коллеги уже это сделали. Хотел бы, чтобы мне обобщённый список был представлен, кто в каждом конкретном министерстве отвечает за работу по национальным проектам. Ну а в субъектах Федерации ответственность за национальный проект ложится на руководителей регионов. В каждом субъекте планируется сформировать проектный офис, который займётся организацией проектной деятельности.

Во-вторых, мы вырабатываем показатели национальных проектов. Определяем результаты, к которым должны прийти, контрольные точки по их достижению. Всё это нужно сделать так, чтобы это было понятно людям, будь то строительство жилья или обустройство городской среды, поддержка малого бизнеса или развитие здравоохранения и так далее.

В-третьих, национальные проекты должны финансироваться приоритетно – именно потому, что это и есть приоритеты, то есть в первую очередь. Чтобы обеспечить эту задачу, всю проектную деятельность нужно синхронизировать с бюджетным циклом. Мы только что на эту тему с коллегами говорили на совещании с участием вице-премьеров.

Сегодня мы рассмотрим проекты в рамках направления «Международная кооперация и экспорт». Президентом была поставлена задача – создать в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агрокомплексе, высокопроизводительный экспортно ориентированный сектор. В цифрах – это увеличение объёма несырьевого неэнергетического экспорта до 250 млрд долларов к 2024 году. И до 100 млрд долларов – объёма экспорта услуг.

Нужно серьёзно поработать над развитием экспортных возможностей. Это и промышленность, и аграрно-промышленный комплекс, и сфера услуг. Среди первоочередных мер – отмена избыточных требований при лицензировании экспорта и требований валютного контроля, который в избытке существует тоже в ряде случаев. Развитие на базе Росэкспортцентра системы «одного окна», которая позволит минимизировать вмешательство контролирующих структур. Создание и улучшение логистической инфраструктуры – это прежде всего касается экспорта сельхозпродукции.

По оценкам Российского экспортного центра, чтобы выйти на заявленные позиции, нам нужен ежегодный объём несырьевого экспорта примерно 50 млрд долларов. А это невозможно сегодня без новых инвестиций, новых производств, без активного участия государственных институтов развития – я имею в виду Внешэкономбанк и другие институты.

Кроме того, нужно модернизировать российские торгпредства за рубежом. Завершить формирование эффективной и современной системы финансовой поддержки экспорта.

В целях совершенствования деятельности по стратегическому развитию Российской Федерации и реализации приоритетных проектов постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

2. Утвердить прилагаемые:

5. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:

а) утвердить положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации с учетом задач и полномочий Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам и его президиума;

б) издать нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Указа.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Положение
о Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

1. Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет) является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием Российской Федерации и реализацией приоритетных проектов.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по разработке, реализации и актуализации целей, приоритетных направлений и показателей по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, в том числе в сфере социально-экономической политики, определение важнейших задач, базовых подходов к способам, этапам и формам их решения;

б) определение ключевых параметров для формирования перечня приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации (далее - приоритетные проекты и программы);

в) координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, экспертного и предпринимательского сообществ при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных проектов и программ;

г) анализ и оценка реализации приоритетных проектов и программ, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию деятельности в соответствующих сферах, а также по развитию передовых методов целевого и проектного управления;

д) организация мониторинга достижения целей, приоритетных направлений и показателей по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, в том числе в сфере социально-экономической политики, а также реализации приоритетных проектов и программ.

5. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;

б) заслушивать на своих заседаниях должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;

в) привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ научные и другие организации, а также ученых и специалистов;

г) пользоваться в установленном порядке государственными банками данных.

6. Совет формируется в составе председателя Совета, заместителя председателя Совета, ответственного секретаря Совета и членов Совета.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации, заместителем председателя Совета - Председатель Правительства Российской Федерации.

7. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета.

В президиума Совета входят председатель президиума Совета, его заместители, ответственный секретарь и члены президиума Совета.

Состав президиума Совета утверждается Президентом Российской Федерации.

Председателем президиума Совета является Председатель Правительства Российской Федерации.

8. Президиум Совета:

а) предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета;

б) формирует перечень приоритетных проектов и программ, осуществляет оценку их реализации;

в) принимает решения о начале и завершении (в том числе досрочном) реализации приоритетных проектов и программ, утверждает значимые промежуточные и итоговые результаты их реализации, а также вносит изменения в приоритетные проекты и программы;

г) формирует органы управления приоритетными проектами и программами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

д) осуществляет мониторинг реализации приоритетных проектов и программ, а также оценку достижения ключевых показателей проектной деятельности;

е) осуществляет иные функции, возложенные на президиум Совета в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

ж) координирует деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Совета и президиума Совета;

з) создает в соответствии с возложенными на Совет задачами для проведения аналитических и экспертных работ временные рабочие группы из числа членов Совета, а также из числа представителей органов и организаций, не входящих в состав Совета;

и) определяет направления деятельности создаваемых временных рабочих групп, а также утверждает их руководителей и составы;

к) решает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ, касающихся реализации приоритетных проектов и программ.

9. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета и президиума Совета осуществляют соответственно ответственный секретарь Совета и ответственный секретарь президиума Совета.

Решение текущих вопросов деятельности Совета и президиума Совета осуществляют ответственный секретарь Совета и ответственный секретарь президиума Совета в соответствии с их компетенцией.

10. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседания президиума Совета проводятся не реже одного раза в месяц.

Заседания Совета и президиума Совета считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины их членов.

Заседание Совета ведет председатель Совета либо по его поручению председатель президиума Совета.

Заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета.

11. Решения, принятые на заседаниях Совета и президиума Совета, оформляются протоколами.

12. Для реализации решений Совета могут издаваться указы и распоряжения, а также даваться поручения и указания Президента Российской Федерации.

13. Для реализации решений президиума Совета могут издаваться постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также даваться поручения Председателя Правительства Российской Федерации.

14. Контроль за исполнением решений Совета и решений президиума Совета осуществляют соответственно ответственный секретарь Совета и ответственный секретарь президиума Совета.

15. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Экспертное управление Президента Российской Федерации.

16. Организационно-техническое обеспечение деятельности президиума Совета осуществляет Аппарат Правительства Российской Федерации.

Состав
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(утв. Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306)

Путин В.В. - Президент Российской Федерации (председатель Совета)
Медведев Д.А. - Председатель Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Совета)
Белоусов А.Р. - помощник Президента Российской Федерации (ответственный секретарь Совета)
Акимов М.А. -
Бабич М.В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
Беглов А.Д. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
Белавенцев О.Е. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе
Бречалов А.В. - секретарь Общественной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Булавин В.И. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
Голикова Т.А. - Председатель Счетной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Голодец О.Ю. -
Дворкович А.В. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Катырин С.Н. - президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Козак Д.Н. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Кудрин А.Л. - заместитель председателя Экономического совета при Президенте Российской Федерации
Левитин И.Е. -
Матвиенко В.И. - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
Меликов С.А. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе
Нарышкин С.Е. - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
Никитин А.С. -
Приходько С.Э. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Репик А.Е. - президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию)
Рогожкин Н.Е. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
Рогозин Д.О. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Силуанов А.Г. -
Трутнев Ю.П. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
Улюкаев А.В. -
Устинов В.В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе
Фортов В.Е. - президент Российской академии наук
Фурсенко А.А. - помощник Президента Российской Федерации
Хлопонин А.Г. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Холманских И.Р. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
Шохин А.Н. - президент Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию)
Шувалов И.И. - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Состав
президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(утв. Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306)

Медведев Д.А. - Председатель Правительства Российской Федерации (председатель президиума Совета)
Шувалов И.И. - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)
Белоусов А.Р. - помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)
Слепнев А.А. - помощник Председателя Правительства Российской Федерации (ответственный секретарь президиума Совета)
Абызов М.А. - Министр Российской Федерации
Акимов М.А. - первый заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Артамонов А.Д. - Губернатор Калужской области (по согласованию)
Браверман А.А. генеральный директор акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (по согласованию)
Гордеев А.В. - губернатор Воронежской области (по согласованию)
Дворкович А.В. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Ливанов Д.В. - Министр образования и науки Российской Федерации
Мантуров Д.В. - Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Мень М.А. - Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Минниханов Р.Н. - Президент Республики Татарстан (по согласованию)
Никитин А.С. - генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (по согласованию)
Никифоров Н.А. - Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Силуанов А.Г. - Министр финансов Российской Федерации
Скворцова В.И. - Министр здравоохранения Российской Федерации
Собянин С.С. - Мэр Москвы (по согласованию)
Соколов М.Ю. - Министр транспорта Российской Федерации
Топилин М.А. - Министр труда и социальной защиты Российской Федерации
Улюкаев А.В. - Министр экономического развития Российской Федерации

Перечень
указов Президента Российской Федерации, утративших силу

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 36, ст. 4871).

2. Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 2013 г. № 156 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 8, ст. 804).

3. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651 "О Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30, ст. 4089).

4. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 860 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6093).

5. Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. № 61 "О внесении изменений в Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья и в состав этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 6, ст. 570).

6. Указ Президента Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 371 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 22, ст. 2851).

7. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 2016 г. № 6 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 2, ст. 320).

8. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 11 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 3, ст. 472).

9. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 242 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 22, ст. 3197).

Повестка: о национальных проектах «Международная кооперация и экспорт», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Культура», «Экология», «Жилье и городская среда», о комплексном плане модернизации и развития инфраструктуры.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

У нас сегодня большое заседание президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Вначале хочу сказать, что работа по формированию национальных проектов входит в завершающую фазу, в федеральном бюджете на ближайшие три года Правительство предусмотрело все необходимые средства для их реализации. Сегодня обсудим последние редакции с учётом замечаний и поправок, которые были предложены на предыдущих президиумах, а также проектными комитетами под руководством моих заместителей.

При неизменности целей национальных проектов - они определены в указе - способы их достижения могут корректироваться в зависимости от социально-экономической обстановки, возможностей бюджета и других факторов.

Сегодня закончим разработку паспортов шести национальных проектов, которые касаются экспорта, малого и среднего бизнеса, производительности труда, жилья, культуры и экологии.

Начну с экспорта. Это проект «Международная кооперация и экспорт». Нам предстоит качественно повысить конкурентоспособность российских товаров и расширить их присутствие на мировых рынках. На это должна быть сориентирована наша промышленная и торговая политика, включая действующие инструменты государственного регулирования, отраслевые и корпоративные программы.

Отдельное внимание следует уделить экспорту услуг. Есть целый ряд областей, где мы можем успешно продвигаться. Это, например, IT, строительство, финансы, туризм. В секторе аграрно-промышленного комплекса мы ждём увеличения доли товаров с высокой добавленной стоимостью. Для этого требуется модернизация производства, перевооружение предприятий. Предстоит усовершенствовать всю товаропроводящую инфраструктуру. Нужно устранять торговые барьеры, создавать полноценную систему позиционирования и продвижения российской продукции за рубежом.

Свой вклад в экспортные поставки мы предлагаем внести и небольшим компаниям. Им посвящён отдельный национальный проект - «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Уже достаточно много сделано для улучшения условий ведения бизнеса. Мы занимаемся этим не первый год, результаты есть. Тем не менее остаётся целый ряд неохваченных сфер, в том числе упрощение налоговой отчётности, создание более благоприятных условий для самозанятых.

Спрос на льготные кредиты всё ещё превышает предложение. Нужно заниматься этим таким образом, чтобы малый и средний бизнес всё-таки имел более значительные возможности кредитоваться на приемлемых для него условиях. Включая доступ к дополнительным источникам финансирования через фондовый рынок, к лизинговым инструментам. Малые и средние предприятия должны знать, на какие меры поддержки они могут рассчитывать. Их нужно шире вовлекать в систему государственных закупок. Есть множество областей с высоким спросом на услуги малого и среднего предпринимательства. В частности, это городская среда, деятельность социальных учреждений. Нужно на них делать упор.

Производительность труда и поддержка занятости. Здесь нужно разработать меры стимулирования, включая финансовые - предоставление льготных займов, налоговых преференций и ряд других, причём как на федеральном, так и на региональном уровне. Также здесь надо сокращать административные барьеры и улучшать трудовое законодательство, корректировать нормы, которые касаются цифровой экономики, поскольку там постоянно появляются всё новые возможности, которые должны быть учтены в регулировании. В частности, уточним квалификационные требования к существующим и новым профессиям.

Отдельная тема - международное сотрудничество по опросам производительности.

Следующая тема - культура. Мы намерены создать условия для того, чтобы как можно больше людей посещали театры и музеи, концертные залы и библиотеки. Планируется ремонтировать и строить новые учреждения культуры в больших городах, в сельской местности, разумеется, внедрять цифровые технологии. Все эти мероприятия необходимо увязывать с комплексным развитием городской среды - это национальный проект «Жильё и городская среда» .

Здесь мы ставим четыре задачи.

  • Во-первых, надо улучшить механизмы финансирования жилищного строительства, сделать ипотеку более доступной для различных семей.
  • Во-вторых, надо создать новый механизм переселения людей из непригодных для нормальной жизни помещений.
  • В-третьих, увеличить объёмы жилищного строительства.
  • В-четвёртых, продолжить масштабные мероприятия по благоустройству российских городов.

Вся эта работа должна улучшать экологическую ситуацию, в данном случае я говорю уже о национальном проекте «Экология». Здесь ключевые меры - это формирование системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, ликвидация свалок, снижение выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду, улучшение качества воды через модернизацию систем водоснабжения. Для этого надо создавать стимулы, чтобы осуществлялся переход на лучшие доступные технологии. За этим будет следить не только государство, но и сами граждане нашей страны, для чего формируется система общественного контроля.

В целом на реализацию этих шести национальных проектов мы предусмотрели в проекте федерального бюджета на следующий год (подчёркиваю - на следующий год) свыше 310 млрд рублей, точнее, 314. Деньги очень значительные, но и это не предел, просто надо будет смотреть, каким образом идёт финансирование тех или иных национальных проектов, и тогда уже будем принимать решение, в зависимости от того, как развиваются события. Конечно, мы ожидаем максимальной отдачи от каждого вложенного рубля.

Ещё один вопрос повестки - план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Это результат совместной работы Минэкономразвития, Минтранса и Минэнерго. У нас инфраструктура является ключевым фактором развития . Длина скоростных магистралей на 1 миллион человек у нас составляет 5 км, в то время как в Германии - 38 км, в Китае - 16 км, в Турции - 9 км. Вот такая разница. Одна из главных причин - нехватка инвестиций, неразвитость государственно-частного партнёрства в этой сфере. Поэтому мы будем развивать, в соответствии с указом, транспортные коридоры «Запад - Восток» и «Север - Юг», расширять железнодорожную, автодорожную, авиационную, морскую и речную инфраструктуру. Важно, чтобы этот план был увязан с национальными проектами (в частности, «Международная кооперация и экспорт» и «Безопасные и качественные дороги»). По состоянию на текущий момент в проекте федерального бюджета на следующий год было заложено на Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры порядка 323 млрд рублей. Развитие инфраструктуры - общая задача, ожидаем, что компании, в том числе частные компании, примут в этом активное участие.