Регистрация ИП через МФЦ — пошаговая инструкция

Регистрация ИП через МФЦ

Многофункциональные центры по всей стране позволяют гражданам и владельцам бизнеса в короткие сроки получать государственные услуги без прямого обращения в органы. Во взаимодействии предпринимателей с налоговой службой они также выступают посредниками. Регистрация ИП через МФЦ проходит в штатном режиме при наличии необходимого пакета документов и отсутствии причин для отказа.

Как зарегистрировать ИП в МФЦ

Регистрация предпринимательской деятельности может быть произведена разными способами:

  1. Лично при обращении в ФНС.
  2. Через государственный портал Госуслуг.
  3. Через банк, который предоставляет такую услугу при одновременном открытии расчетного счета.
  4. Через ближайшее отделение МФЦ.
  5. Через посредника по доверенности.
  6. Через агентство на основе платного договора.

Центры не имеют полномочий в проведении регистрации — они принимают от заявителя бумаги и передают их в налоговую инспекцию по месту жительства. Следует учитывать, что не каждое отделение «Мои документы» (новое название МФЦ) оказывает данные услуги. Их список уточняется заранее. Чтобы попасть на прием в центр, можно записаться через интернет или взять талон для обращения на месте.

Индивидуальным предпринимателем может стать только дееспособный гражданин РФ или иностранное лицо, проживающее на территории страны легально и имеющее на то подтверждающие документы. Согласно ст. 27 ГК РФ, заниматься предпринимательской деятельностью разрешается с 16 лет при условии письменного согласия родителей, усыновителей или опекунов. До достижения возраста 18 лет обращение в МФЦ с целью открытия бизнеса возможно исключительно через законного представителя.

Порядок подачи заявления на регистрацию ИП через МФЦ

Составлению заявления на регистрацию предшествует ряд действий:

  • физическое лицо определяет код ОКВЭД, который будет применен к его основной деятельности;
  • выбирается наиболее выгодная система налогообложения (в противном случае ФНС применит основную систему по умолчанию).
Читать также:  Проверка готовности документов в МФЦ

Бланк формы Р21001 может быть заполнен вручную чернилами черного цвета или с помощью программного обеспечения (шрифт — Courier New, высота — 18 пунктов) с последующей печатью. Подробные инструкции изложены в Приложении №20 к Приказу ФНС России NММВ-7-6/25@.

Регистрация ИП через многофункциональный центр происходит следующим образом:

  1. Работник МФЦ устанавливает личность заявителя по паспорту и сверяет его данные с теми, что указаны в форме заявления. Если обращение происходит со стороны посредника, проводится проверка на наличие у него соответствующих полномочий.
  2. В присутствии сотрудника МФЦ физическое лицо заполняет последний лист своего заявления. Если оно на момент обращения уже было заполнено, принимающий документы просить поставить подпись повторно.
  3. Сотрудник центра заверяет подпись обратившегося, указав свою должность и ФИО. При этом в соответствующих графах сведения о регистрирующем органе заменяется на аббревиатуру «МФЦ».
  4. Принятые документы регистрируются.
  5. Заявитель получает расписку с указанием способа предоставления им документов, наименования центра и данных о его работнике. Документ составляется в 3 экземплярах: для обратившегося лица, МФЦ и налоговой службы.
  6. Через 3-7 дней указанным в заявлении способом индивидуальный предприниматель получает лист записи ЕГРИП или решение об отказе с пояснением причины.

Список необходимых документов

Обязательному предъявлению подлежат следующие документы для регистрации ИП через МФЦ:

  • копия паспорта и его оригинал для установления личности;
  • заполненное без ошибок и помарок заявление по форме Р21001 (кроме страницы, на которой ставится подпись заявителя);
  • квитанция об уплате государственной пошлины в размере 800 руб., которую можно произвести в самом отделении (при оплате важно указать реквизиты многофункционального центра, а не ФНС).

Если регистрацию проходит иностранный гражданин, он должен предъявить дополнительно копии документов, подтверждающих право проживания на территории России или временную регистрацию. Для несовершеннолетних граждан обязательным является предоставление нотариально заверенного согласия родителей или опекунов на предпринимательскую деятельность ребенка. Альтернативой может стать копия решения органов опеки (п.3 ст. 22.1 Федерального закона №129-ФЗ).

Читать также:  Получение свидетельства о рождении ребенка в МФЦ

Для осуществления деятельности, связанной с образованием, воспитанием или досугом детей, необходимо также подготовить справку об отсутствии судимости.

Сроки регистрации

При непосредственном обращении в ФНС по месту жительства срок внесения сведений и получения на руки листа записи ЕГРИП составляет 3 рабочих дня с момента подачи документов. Он увеличивается до 5-7 дней при открытии ИП через МФЦ.

В каких случаях могут отказать в открытии, закрытии ИП

Решение об отказе в регистрации или ликвидации ИП принимается налоговой службой. Сотрудник МФЦ обязан взять от обратившегося документы, если они предоставлены в полном составе и заполнены надлежащим образом.

Причины для отказа в регистрации:

  • после проверки были выявлены ошибки в заполнении бланка заявления или несоответствие сведениям о физическом лице, имеющимся в базах других государственных органов (например, в связи с браком изменилась фамилия, но паспорт еще не был заменен);
  • ИП уже зарегистрован;
  • гражданин отстранен судом от возможности заниматься предпринимательской деятельностью на срок, который еще не истек;
  • с момента объявления предпринимателя банкротом не прошел 1 год (ст. 216 Федерального закона №127-ФЗ);
  • оплата пошлины была произведена некорректно или средства не дошли до адресата;
  • заявление было подписано неуполномоченным лицом.

К этим же причинам для отказа в ликвидации по желанию предпринимателя добавляются:

  • наличие иска со стороны кредиторов, направленного в суд;
  • отсутствие необходимых отчетов и выплат со стороны заявителя в ФНС и бюджетных фондах;
  • непроизведенный окончательный расчет с сотрудниками.

Любое решение налоговой службы или отказ в принятии документов сотрудником МФЦ можно обжаловать через суд.

Плюсы и минусы регистрации через МФЦ

Обращение в МФЦ с целью регистрации предпринимательской деятельности имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Читать также:  Оформление военного билета и постановка на воинский учет в МФЦ

К преимуществам можно отнести:

  • услуга бесплатная, физическое лицо оплачивает только госпошлину (для ряда категорий граждан она не предусмотрена);
  • экономия нервов и времени в случае, если центров для обращения много, а необходимый филиал ФНС — один;
  • нет необходимости собирать дополнительные документы;
  • вместе с регистрацией ИП можно попутно решить ряд других вопросов;
  • большинство центров работает по удобному графику с 8:00 до 20:00;
  • есть электронная очередь;
  • можно воспользоваться дополнительными платными услугами (распечатка, заполнение заявлений, разработка устава и пр.);
  • в том же отделении можно забрать лист записи ЕГРИП после регистрации.

Среди недостатков можно выделить следующее:

  • отделения МФЦ есть не в каждом городе, многие из них имеют ограниченный перечень предоставляемых услуг;
  • сотрудники центров не всегда грамотно выполняют свою работу и могут пропустить ошибку в документах, тогда как инспекторы ФНС проверяют бумаги досконально на месте;
  • срок регистрации увеличивается с 3 до 5-7 дней;
  • нет возможности вместе с заявлением на регистрацию ИП подать заявление на применение подходящего режима налогообложения — с этой целью необходимо обратиться в налоговую инспекцию.

После регистрации предпринимателю может потребоваться лицензия на оказание отдельных видов деятельности, открытие расчетного счета, подача за сотрудников отчетов в фонды и налоговую службу — эти и многие другие услуги также оказывают МФЦ. Это универсальный посредник для взаимодействия с разными органами, который во многом облегчает жизнь начинающему бизнесмену.

Остались вопросы, проконсультируйтесь у юриста

(бесплатно, круглосуточно, без выходных):

Ссылка на основную публикацию