Главная · Документация · Разница между шиитами и суннитами. Отличия между шиитами и суннитами

Разница между шиитами и суннитами. Отличия между шиитами и суннитами

Ислам наряду с христианством и буддизмом одна из самых распространенных религий в мире. Особенно много государств, исповедующих Ислам, находиться на востоке Европы и в северной Африке. Несмотря на это у мусульман есть противоречия, которые вылились в настоящую войну. Весь Исламский мир разделился на две враждующие друг с другом группировки: суннитов и шиитов.

Основным их отличием является то, что сунниты отрицаю возможность связи с Аллахом через духовенство , они исповедуют ислам как завещал им пророк, а шииты наоборот верят, что духовенство может и должно принимать важные решения касающиеся мусульманского права. Многие сунниты вообще не считаю шиитов мусульманами. Численность последних мала, поэтому они стараются избегать прямых вооруженных конфликтов.

С чего же все начиналось, откуда могли взяться эти различия?

Раскол начался сразу же после смерти Пророка Мухаммеда. Как только его не стало, пришла пора выбрать нового духовного лидера, большинство мусульман отдали предпочтение одному из друзей Мухаммеда Абу Бакра, по совместительству он еще являлся и его тестем. Это большинство в последствии и стало называться суннитами.

Оставшееся меньшинство поддержало двоюродного брата Пророка Мухаммеда, Али . Есть версия, что его назвал приемником сам Мухаммед. Все те, кто последовал за Али стали именовать себя шиитами и указывая на его кровное родство с Мухаммедом желали, чтобы именно он стал новым халифом. За это сунниты убили сына Али - это привело к отрытому противостоянию между этими двумя течениями, победа досталась суннитам, ведь у них и было большинство.

С годами разница во взглядах между этими двумя течениями только растет. И хотя все они уважают законы «Корана», в идеологическом плане их течения сильно различаются. Например шииты допускают существование «временного брака», по другому складывают руки во время молитвы, у них появились новые молитвы, которые сунниты считают необязательными, но самое главное они ждут появление на земле нового Пророка из числа последователей Мухаммеда.

Основные отличия суннитов от шиитов

По настоящему трудно сказать, что разница между этими течениями велика. Например в христианстве намного больше противоречий между католиками и православными. К какому бы из двух течений не относился мусульманин, он почитает лишь одну книгу - «Коран». Бытует ложное мнение будто у шиитов к «Корану» есть дополнение из десяти заповедей, это не более чем выдумка.
Вот самые распространенные выдумки, которые рассказывают сунниты про шиитов:

  • Сунниты думают, будто шииты считают настоящим Пророком не Мухаммеда, а Али, на самом деле это абсолютная лож. Ни один уважающий себя шиит никогда с этим утверждением не согласится. Они уважают власть Али, лишь из-за того, что он имеет родственные связи с самим Мухаммедом. Авторитет самого Пророка Мухаммеда здесь не подлежит сомнению.
  • Еще одно заблуждение, многие сунниты думают, что шииты признают имамов равными Мухаммеду. В реальности это совсем не так. Все началось с 12 потомков Пророка, ставших в последствии имамами, все они почитаются и уважаются шиитами. Они были не обычными детьми Али, они были кровными родственниками Пророка. Только за эту связь они и пользуются таким огромным авторитетом, считается что имамы - это потомки Мухаммеда, неуважительно относится к ним, значит уменьшать авторитет самого Пророка.
  • У мусульман существует такой налог, как закят - это обязательное пожертвование, его сбором занимаются специальные сборщики закята, все средства полученные таким путем идут на помощь нищим. Шииты признают этот налог, но считают что выплачивать его необходимо не сборщикам закята, которые могут распорядиться частью этих средств по своему личному усмотрению, а напрямую самим нищим. Так же у шиитов есть еще один налог - хумс, пятая часть свободных от основных расходов денег отдается в пользование имама.


Нельзя сказать, что такие особенности шиитов в корне противоположны учениям суннитов. Сейчас обе эти группы живут мирно, но несмотря на это, многие сунниты называют шиитов неверными. Существует множество экстремистски настроенных сект, постоянно подстрекающих друг друга к насилию. Помимо этого разногласия зачастую происходят по политическим мотивам, эти разногласия усиливают конфликт между мусульманами всего мира.

Сунниты и шииты сейчас

Вооруженные конфликты в мусульманском мире зачастую происходят на фоне суннито-шиитского противоборства, несмотря на это большинство мусульман не смогут объяснить, какие именно расхождения в их течениях вынуждают их взяться за оружие и прибегать к насилию.

Инициаторами таких конфликтов чаще всего бывают сунниты, это объясняется их численным превосходством. Причины по которым они вступают в вооруженный конфликт, можно мягко назвать надуманными. Большим раздражением для всех суннитов является то, что шииты изменили текст декларации веры и к обычным словам добавляют: «Али друг Аллаха». Это очень сильно злит суннитов, но все же не так сильно, чтобы ради этого проливать кровь.

Политические конфликты подливают масла в пламя, поэтому в последнее время появляется все больше экстремистских организации. И хотя шииты всегда винят своих оппонентов в агрессии именно у них появилась такая экстремистская группировка как «Хезболла». Большинство экспертов сходится во мнении, что их внутреннее противостояние не столько опасно, сколько внешние воздействие. Страны из вне, постоянно пытаются стравить государства играя именно на таких противоречиях. Последствия этих действий мы можем видеть уже сейчас, одним из них является появление на свет такой группировки как «Исламское государство»(запрещена в РФ).

Сунниты и шииты – крупнейшие течения ислама, приверженцы которых находятся в состоянии непрекращающейся вражды друг с другом, обостряя и без того напряжённую обстановку на Ближнем Востоке. По данным исследовательского центра Pew Research, 40 процентов суннитов считают, что шииты не являются истинными мусульманами.

Разногласия суннитов и шиитов уходят корнями в далёкое прошлое.После смерти в 632 году пророка Мухаммеда между его последователями разгорелся спор о том, кто должен унаследовать политическую и духовную власть над арабскими племенами. Большинство поддержало кандидатуру Абу Бакра, друга Пророка и отца его жены Аиши.

Это большинство и сформировало впоследствии лагерь суннитов, которые сегодня составляют 80% всех мусульман. Другие же поддержали двоюродного брата и зятя Пророка Али, заявив, что Пророк назначил его своим преемником. Впоследствии их стали называть шиитами, что в переводе с арабского означает дословно «сторонники Али». В этом споре верх одержали сторонники Абу Бакра, который и получил титул халифа.

В 680 году солдаты суннитской армии убили Хуссейна, сына Али, что привело к дальнейшему усилению противоречий между суннитами и шиитами. Сунниты продолжали оставаться у власти, в то время как шииты постоянно находились в тени, признавая истинными лидерами своих имамов, первые 12 из которых являлись прямыми потомками Али.

Сегодня все мусульмане единодушно признают, что Аллах – это единственный бог, а Мухаммед – его Пророк.

Все они следуют пяти основным постулатам ислама, в том числе, соблюдение поста в месяц Рамадан, главной священной книгой для всех является Коран. Однако приверженцы суннизма в своей практике ислама особое внимание уделяют следованию учению (сунне) Пророка, в то время как шииты считают своих аятолла посланниками Бога на земле. Из-за этого сунниты часто обвиняют шиитов в ереси, а те, в свою очередь, указывают на чрезмерный догматизм учения суннитов, который приводит к появлению экстремистских движений, таких как ваххабизм.

В большинстве направлений шиизма центральным элементом считается вера в то, что двенадцатый и последний из имамов сокрыт Богом и однажды явится этому миру, чтобы выполнить его священную волю.

Однако свои «перегибы» есть и у шиитов. Например, во время траурных мероприятий в день Ашура – день смерти Хуссейна, сына Али – некоторые шииты наносят себе ранения, чтобы почтить эту дату.

В истории противостояния суннитов и шиитов никогда не было серьёзных столкновений, подобных 30-летней войне, разразившейся в 17 веке между сторонниками различных направлений христианства.

Частично это объясняется тем, что шииты стараются избегать конфликтов, осознавая численное превосходство суннитов.

Несмотря на то, что недавняя череда политических переворотов в ряде ближневосточных государств способствовала обострению отношений между шиитскими (Иран) и суннитскими (Саудовская Аравия, Катар) правительствами, в большинстве случаев и те, и другие мирно живут бок о бок друг с другом.

В последнее время ислам из второй по счету мировой религии превратился в настоящую идеологию. Его влияние настолько сильно, что многие считают его одним из наиболее важных факторов политики. Вместе с тем данная религия достаточно неоднородна, и нередко между ее сторонниками возникают серьезные конфликты. Поэтому будет полезно разобраться, в чем состоят различия суннитов и шиитов, двух основных ветвей ислама. Их названия довольно часто упоминаются в новостях, и в то же время у большинства из нас очень смутное о данных течениях представление.

Сунниты

Приверженцы такого направления в исламе получили свое название из-за того, что главным для нах является «сунна» - совокупность устоев и правил, основанных на поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Данный источник объясняет сложные моменты из Корана и является к нему своеобразным дополнением. В этом и состоит ключевое различие между суннитами и шиитами. Отметим, что это направление является в мусульманстве доминирующим. В некоторых случаях следование «сунне» приобретает фанатичные, крайние формы. В качестве примера можно привести афганских талибов, которые особое внимание уделяли не только типу одежды, но и длине бороды у мужчин.

Шииты

Данное направление ислама допускает свободное толкование наставлений пророка. Впрочем, право на это имеют не все, а лишь избранные. Различия суннитов и шиитов включают в себя еще тот факт, что последние считаются более радикальными, их религиозным процессиям присущ определенный драматизм. Данная ветвь ислама является второй по численности и значению, а название ее сторонников означает «приверженцы». Но на этом различия суннитов и шиитов не заканчиваются. Последних нередко именуют «партией Али». Это связано с тем, что после того как умер пророк, в возник спор относительно того, кому следует передать власть. По мнению шиитов, халифом должен был стать Али бин Аби - ученик Мухаммеда и его ближайший родственник. Раскол произошел почти сразу после кончины пророка. После этого началась война, в ходе которой в 661 году Али был убит. Позднее его сыновья, Хусейн и Хасан, также погибли. При этом смерть первого из них, которая случилась в 680 году, до нынешнего времени воспринимается шиитами как историческая трагедия всех мусульман. В память об этом событии до сих пор в сторонники данного течения проводят эмоциональные траурные шествия, в ходе которых участники процессии бьют себя саблями и цепями.

В чем еще состоят различия суннитов и шиитов

Партия Али считает, что власть в халифате должна быть возвращена имамам - так они называют прямых потомков Али. Поскольку шииты верят в то, что верховная власть по своей сути божественна, они отвергают саму возможность выборов. Согласно их представлениям, имамы - это своего рода посредники между Аллахом и людьми. В противоположность этому сунниты считают, что поклоняться следует непосредственно самому Аллаху, и поэтому концепция с посредниками является для них чуждой. Впрочем, как бы ни отличались между собой различия между этими течениями во время хаджа забываются. Паломничество в Мекку - это важнейшее событие, которое объединяет всех мусульман, вне зависимости от того, какие у них могут быть различия в вере.

Шиизм — одно из основных течений ислама , по числу приверженцев занимает второе место после суннизма. По статистике, каждый десятый мусульманин является шиитом.

С арабского "шиа" переводится как "партия", "приверженцы", "группировка".

Ключевым постулатом шиизма, явившемся причиной раскола и разделения мусульман на шиитов и суннитов, является признание единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али и его потомков.

Это разночтение возникло во второй половине седьмого века, когда активизировалась борьба за власть в Халифате и остро встал вопрос преемнике Мухаммеда. Шииты настаивали на передаче власти Али , который был двоюродным братом и зятем Пророка. Сунниты придерживались мнения о выборности предводителя и не разделяли тезис о божественной природе Али и его потомков.

Итогом данного противостояния явилось фактическое военное поражение шиитов , в результате которого они оказались на обочине политической жизни. В середине восьмого века шиизм разделяется на два течение — крайнее и умеренное . К первому относились собственно "крайние" (гулат ) и исмаилиты , ко второму — зейдиты и имамиты . Также известны и другие, менее магистральные направления шиизма — друзы, алавиты, кайсаниты .

Последователи шиизма встречаются практически во всех исламских странах , но больше всего их в Иране, Азербайджане . Значительная часть населения является шиитами в Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейн е . На территории России шиитов немного, главным образом — азербайджанцы. В Советском Союзе одним из очагов шиизма была Горно-Бадахшанская область Таджикистана.

Шиизм сыграл большую роль как знамя различных народных движений , использующих его идеи во время восстаний. Простым людям был близок постулат шиизма о непогрешимости имама , с приходом которого должно установиться царство справедливости .

Согласно шиитской легенде, последний 12-й имам исчез в возрасте 9 лет, это событие случилось не позднее 878 года. Есть версия, что он не умер, а находится под покровительством Аллаха и должен вернуться . Шииты называют последнего имама — "Скрытым имамом" или сахиб аз-заман (властелин времени, мунтазар (ожидаемый махди-мессия)). Надо отметить, что в шиизме, в отличие от того же суннизма, имам является посредником между Богом и человеком, своеобразным носителем божественной субстанции. Шииты верят, что имам непогрешим , обладает сверхъестественными способностями, обладает оккультными знаниями.

Сторонники шиизма придерживаются определённой иерархии религиозных деятелей, во главе которой стоит аятолла . Ему подчиняются муджтахиды , которые могут высказывать свое мнение по религиозным вопросам.

В целом, учение шиизма имеет четыре основы :

  • Таухид вера в единого Бога ,
  • Вера в Пророков и пророчества ,
  • Вера в Имамат ,
  • Вера в пришествие "Совершенного шиита".

Последние два постулата отличают шиизм от суннизма.

Важно отметить, что в последнее время предпринимаются попытки уменьшить напряженность отношений между суннитами и шиитами. Этому способствует донесение до мусульман достоверной информации о приверженцах противоположного им направления. Например, среди суннитов существует много ошибочных представлений о шиитах , якобы те имеют другой Коран, поклоняются Али как Богу (в исламе не допустимо поклонение кому-либо кроме Аллаха), не признают первых трёх халифов (правивших до Али), заменяют пять обязательных ежедневных молитв (намаз) одной, не выплачивают закят (2,5% сбережений в пользу бедных) и т.д. Легко убедиться, что эти представления не соответствуют действительности , и их развенчание позволит наладить диалог между шиитами и суннитами в рамках их общей веры ислама.

В связи с конфликтами в арабском мире, которые в последнее время находятся в центре внимания СМИ, термины “шииты” и “сунниты”, означающие две основные ветви ислама, сейчас хорошо знакомы многим немусульманам. В то же время далеко не все понимают, чем одни отличаются от других. Рассмотрим историю этих двух направлений ислама, их различия и территории распространения их последователей.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. У этого движения – политические корни. После смерти пророка в 632 году сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам, к которым они относили его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба и его детей от дочери Мухаммеда Фатимы. Поначалу эта группа являлась лишь политической партией, но по ходу веков изначальные политические разногласия между шиитами и другими мусульманами укреплялись, и она переросла в самостоятельное религиозно-правовое течение. Сейчас шииты составляют около 10-13% из 1,6 миллиарда всех мусульман в мире и признают власть Али как божественно назначенного халифа, считая, что обладающие законным божественным знанием имамы могут происходить только из числа его потомков.

По версии суннитов, Мухаммед не назначил преемника, и после его смерти община арабских племен, незадолго до этого обращенная им в ислам, оказалась на грани краха. Последователи Мухаммеда спешно выбрали его преемника сами, назначив халифом Абу Бакра, одного из ближайших друзей и тестей Мухаммеда. Сунниты считают, что община вправе выбирать себе халифа из числа лучших ее представителей.

По данным некоторых шиитских источников, многие мусульмане полагают, что Мухаммед назначил преемником Али, мужа его дочери. Разделение началось примерно в тот момент – те, кто поддержали Али, а не Абу Бакра, стали шиитами. Само название происходит от арабского слова, означающего “партия” или “приверженцы”, “последователи”, а точнее – “партия Али”.

Сунниты считают праведными четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, который занимал эту должность с 656 по 661 год.

Основатель династии Омейядов Муавия, умерший в 680 году, назначил халифом своего сына – Язида, превратив правление в монархию. Сын Али, Хусейн, отказался присягать дому Омейядов и попытался выступить против. 10 октября 680 года он был убит в иракской Кербеле в неравном бою с войсками халифа. После гибели внука пророка Мухаммеда сунниты еще больше укрепили свою политическую власть, а приверженцы рода Али, хоть и сплотились вокруг мученика Хусейна, значительно утратили позиции.

По данным исследовательского центра религиозной и общественной жизни Pew Research, по меньшей мере 40% суннитов в большинстве стран Ближнего Востока считают, что шииты не являются истинными мусульманами. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма.

Различия в религиозной практике

Помимо того, что шииты совершают 3 намаза в сутки, а сунниты – 5 (хотя и те, и другие произносят по 5 молитв), между ними существуют различия в восприятии ислама. Обе ветви основаны на учении Священного Корана. Второй наиболее важный источник – Сунна, священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для всех мусульман и известное как хадисы. Мусульмане-шииты также рассматривают как хадисы слова имамов.

Одним из основных различий между идеологиями двух сект является то, что шииты считают имамов посредниками между Аллахом и верующими, унаследовавшими достоинства благодаря божественному повелению. Для шиитов, имам – не просто духовный лидер и избранник пророка, но его представитель на Земле. Поэтому шииты не только осуществляют паломничество (хадж) в Мекку, но и к могилам 11 из 12 имамов, которые считаются святыми (12-й имам Махди считается “скрытым”).

Мусульмане-сунниты не относятся к имамам с таким благоговением. В суннитском исламе имам заведует мечетью или является лидером мусульманской общины.

Пять столпов суннитского ислама – декларация веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество.

В шиизме пять основных столпов – монотеизм, вера в божественное правосудие, вера в пророков, вера в имамат (божественное лидерство), вера в Судный день. 10 прочих столпов включают в себя идеи, заложенные в пяти суннитских, в том числе – молитвы, посты, хадж и так далее.

Шиитский полумесяц

Большинство шиитов проживают в Иране, Ираке, Сирии, Ливане и Бахрейне, составляя на карте мира так называемый “шиитский полумесяц”.