Главная · Персонал · «Пять тысяч «где», семь тысяч «как», сто тысяч «почему. Сто тысяч «как» и «почему Киплинг сто тысяч почему

«Пять тысяч «где», семь тысяч «как», сто тысяч «почему. Сто тысяч «как» и «почему Киплинг сто тысяч почему

Сто тысяч почему

Сто тысяч почему
Из стихотворения английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга (1865-1936) «Есть у меня шестерка слуг...» в переводе Самуила Яковлевича Маршака (1887- 1964):
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них...
Но у меня есть милый друг -
Особа юных лет.
Ей служат сотни тысяч слуг -
И всем покоя нет.
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч Где, семь тысяч Как,
Сто тысяч Почему.

Выражение «сто тысяч почему» стало особенно популярным после того, как С. Я. Маршак так назвал свою книгу (1929), изданную под псевдонимом «М. Ильин». В этой книге он рассказывает детям о происхождении и свойствах самых обыкновенных вещей, которые их окружают.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Сто тысяч почему" в других словарях:

    Разг. Множество вопросов (обычно употребляется при характеристике любознательности). /i> Восходит к стихотворению Р. Киплинга «Шесть слуг». БМС 1998, 468 …

    Сто тысяч почему. Разг. Множество вопросов (обычно употребляется при характеристике любознательности). /i> Восходит к стихотворению Р. Киплинга «Шесть слуг». БМС 1998, 468. Через почему? Жарг. мол. (Одесск.). По какой причине? Смирнов 2002, 248 … Большой словарь русских поговорок

    Лапшин Николай Фёдорович Дата рождения: 6 января 1888(1888 01 06) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 1942& … Википедия

    Имя при рождении: Илья Яковлевич Маршак Дата рождения: 29 декабря 1895 (10 января 1896)(1896 01 10) Место рождения: Бахмут Дата смерти … Википедия

    - (псевдоним; настоящие фамилия и имя Маршак Илья Яковлевич) , русский советский писатель. Окончил Ленинградский технологический институт (1925). В 1927 опубликовал… … Большая советская энциклопедия

    Илья Яковлевич Маршак (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический … Википедия

    - (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический факультет… … Википедия

    Илья Яковлевич Маршак (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический … Википедия

    Илья Яковлевич Маршак (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический … Википедия

Книги

  • Сто тысяч почему , Коллектив авторов. Эта книга`Сто тысяч почему`была написана в 1929 году. Написана замечательным автором, писавшим под псевдонимом М. Ильин. Настоящее имя автора - Маршак Илья Яковлевич младший брат более…

Познание – процесс в человеческой жизни, который никогда не прекращается. От рождения и до кончины люди учатся, узнают что-то новое. Особенно активно познают мир дети. Сравнивая их мыслительную деятельность с деятельностью взрослого человека, Редьярд Киплинг писал:

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.


Я по морям и по лесам

Гоняю верных слуг.

Потом работаю я сам,

А им даю досуг.

Я по утрам, когда встаю,

Всегда берусь за труд,

А им свободу я даю –

Пускай едят и пьют.

Но у меня есть милый друг,

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг –

И всем покоя нет.

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где, семь тысяч

Как Сто тысяч Почему!

Редьярд Киплинг (перевод Я.С. Маршака)

Задача взрослых – создать для ребят условия для познания, направить их так, чтобы они овладевали знаниями целенаправленно, планомерно. И в этом помогает игра.

11 февраля в читальном зале библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова состоялась интерактивная игра «Что? Где? Когда?». Инициаторами этого мероприятия были родители и дети – члены общественной организации «Многодетный Волгоград», с которой у нашей библиотеки сложились дружеские отношения. Мы с удовольствием сотрудничаем с многодетными семьями.

Желающих поиграть было так много, что пришлось изменить привычный формат игры, взяв для него отдельные элементы брейн-ринга. За игровые столы село сразу пять разновозрастных команд. Две команды составили малыши из начальной школы, ещё две были созданы из учащихся среднего звена (4-6 классы), и, наконец, в последней – самой взрослой команде – были мамы.

Каждая команда выбрала название и капитанов, которые должны были озвучивать результаты коллективного решения.

Роль ведущей досталась Ларисе Гусейновой, а функции арбитра (проверка правильности ответов и выставление баллов) взяла на себя ведущий библиотекарь Елена Сергеевна Короткова.

В первом туре игры команды ждали вопросы на логику, во втором – на точное знание того или иного предмета, а третий тур состоял из видео-вопросов от сверстников. На подготовку ответа давалась одна минута, окончание которой сопровождалось звуковым сигналом.

Все активно работали, отвечали на вопросы, спорили друг с другом, принимая решение. Несмотря на дух соревнования, азарт игры, атмосфера в зале была дружеская и весёлая, поэтому показалось, что раундов в «Что? Где? Когда?» было маловато.

В конце игры состоялось награждение медалями и грамотами, а лучших игроков наградили статуэтками «Совы» - почти также, как это делается в настоящей телевизионной игре.

И дети, и родители игрой остались довольны. Ребята и взрослые живо интересовались вопросами, которые были заданы игрокам других команд (ведь, вполне естественно было, что командам из разных возрастных групп доставались разные вопросы).

Родители улыбались, признавая, что не только дети, но и они сами узнали в этот день много нового. Они пожелали дальше сотрудничать с библиотекой.

Дети очень любознательны от природы, их бесконечные «а почему?», ставят в тупик даже родителей со стажем, что уже говорить о молодых родителях. Чаще всего, взрослые могут ответить лишь на немногие вопросы правильно и по существу. На некоторые вопросы им не хочется отвечать честно, приходится врать, отмахиваться или игнорировать их. Между тем, важно не оставлять вопросы малыша без ответа, чтобы познавательный интерес не сошел на нет.

Почему эти «почему»?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает своё «я» всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша - возраст «почемучек» . Малыши вступают в него по-разному - кто-то в 2,5-3 года , кто-то ближе к 4-5 годам . На самом деле, этот возраст - явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растёт, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днём голубое, а ночью - чёрное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слонёнку из сказки Киплинга хочет знать обо всём на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти «что» и «почему» - не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации - близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех учёных и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Малыш открывает для себя закон постоянства, а ответы на вопросы рождают новые вопросы. Каждое новое знание расширяет границы мира, а в нём ещё так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности - это старательно отвечать на вопросы малыша. Именно сейчас, в возрасте «почемучек», закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это - основа дальнейшего успешного школьного обучения .

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…» ). Пару раз посмеяться над сказанной ребёнком нелепостью. Пару раз на вопрос «почему?» ответить «по качану!», ещё лучше «по качану и по капусте!» . А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что!» . Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите «по качану» в ответ на какой-нибудь свой вопрос…

Не получая ответы на вопросы, ребёнок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность - норма для ребёнка, признак его одарённости. И если он задаёт вопросы - это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задаёт! Наберитесь терпения, заручитесь поддержкой бабушек и дедушек, объясните им, как важно отвечать на каждое «почему», даже если ваш малыш в десятый раз задаёт один и тот же вопрос, ни в коем случае не срывайтесь и, уж конечно не кричите на малыша. Ведь проще всего убить в ребёнке любознательность, и рано или поздно он найдёт того, кто расскажет ему много чего «интересного», но это будете уже не вы.

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу вспоминается очень старый анекдот:

Идут папа и пятилетний сын, сын жуёт яблоко:

- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, - железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трёхвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно.

Для примера рассмотрим детский вопрос «Почему солнце не падает?» и как можно на него ответить.

Ответ-пустышка

"Ну потому что не падает и все".

"Потому что. Ты еще маленький и не поймешь".

"Иди спроси у бабушки".

"Подрастешь - поймешь".

Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупый и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдываем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его глазах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах.
Ответ-провокация

"А почему ты считаешь, что оно должно упасть? "

"А почему Земля не падает на Солнце?"

Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (заглянуть в энциклопедию или другие источники).
Ответ со ссылкой на мироздание

"Так устроен мир."

"Законы физики не дают ему упасть".

"Так захотел Бог".

Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили. А главное ребенку - нет пищи для размышления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего.
Научные, слишком длинные ответы "Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему - в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…" Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. К тому же такой ответ просто не оставит ребенку шансов что-то доосмыслить, прийти к какому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в ходячий словарь. В некоторых случаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с рождения жить в мире, где уже все описано и изучено.
Сказочные и антропоморфные ответы

"Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем. "

"Потому что оно лучиками держится за небо. "

Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки, а в сказках все животные и явление природы - очеловечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «почемучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре корректировать сложившиеся в детской голове знания.
Ответы с вариациями

"Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. "

"А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…"

Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывает разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?».
Лаконичный ответ по существу

"Солнце не может упасть".

"Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. "

"А упасть может только то, что близко от земли."

Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе - хорошо. Вы ответили по сути простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ваш ребенок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговоренность, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям.


Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все.

Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесёт ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: «А ты сам как думаешь?» Малыш начнёт выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал - и сам нашёл ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребёнок осознаёт свои возможности, поймёт, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Но не всегда можно дать простой ответ, особенно если ребёнок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка?

Дети - существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали.

Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти ещё можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой «переводить» даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребёнка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребёнок - человечек очень умный, вдумчивый, в чём-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определённый смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас «зацепить». Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Что бы чистой была». «Зачем что бы чистой была?» «Что бы есть из неё было приятно». «Зачем что бы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребёнок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример.

Маше 3,10, спрашивает на прогулке: «Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?» Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: « Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!»

Не бойтесь ситуаций, когда малыш задает вопрос, на который вы, к сожалению, не знаете ответ.

Откровенно признайтесь ребёнку в этом, но пообещайте обязательно выяснить или предложите разобраться во всём вместе. Это только укрепит ваш авторитет в глазах ребёнка, покажет ему, что мама или папа могут всё. Всячески поощряйте интерес вашего малыша к окружающему его миру, задавайте ему встречные вопросы в ответ, продолжая развивать заданную тему. Все дети обожают загадки, с их помощью можно научить ребёнка размышлять, расширить его словарный запас, развить чувство юмора.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы - это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать - это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чём он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребёнка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаёте вы, а ребёнок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?»

Ответы могут быть как серьёзными, так и шуточными: «Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в «почемучку» наоборот, задавая вопросы «цепочкой»: «Зачем тебе велосипед?» «Что бы кататься» «Зачем кататься?» «Потому что мне нравится» «Почему нравится?» и т.д.

Предложите малышу поиграть в «интервью». Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии. Например, о вашей работе. Или о том, как вы были маленькой. Или о бабушке. И обязательно хвалите малыша за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!

«Сказки слово в слово» Джозефа Редьярда Киплинга впервые целиком выпущены на русском языке. Некоторые сказки из этого сборника - «Кошка, гулявшая сама по себе», «Слоненок» - хорошо известны русскоязычному читателю в классических переводах Корнея Чуковского. Другие истории для многих станут открытием: специально для этого издания их перевели Рената Муха, Владимир Левин, Евгения Канищева и Ян Шапиро.

Большинство сказок посвящено диким экзотическим животным. Несмотря на свои «научно-популярные» названия («Откуда у леопарда пятна», «Отчего у дикобраза такая прическа»), сказки фактически лишены прямолинейной «познавательности» и напоминают мифы древнего населения Земли, отражающие картину мира первобытного человека. Здесь появляется краб, который играет морем, топающий ногой мотылек, пляшущий кенгуру. Киплинг пишет о «новеньком» мире, в котором всё происходит впервые: верблюд «на глазах» читателя получает свой горб, леопард - пятна, а человек придумывает алфавит.

Каждая сказка представляет собой развернутый ответ на детское «почему»: откуда у слона хобот? Отчего у верблюда горб? Почему кенгуру ни на кого не похож? Только ответы здесь дает не биолог-эволюционист, а философ. «Сказки слово в слово» - настоящий учебник… чего? Фантазии? Любопытства? Скорее всего, понимания.

Джозеф Киплинг известен большинству российских читателей как автор «Маугли» (это сокращенная версия двухтомной «Книги джунглей»). Между тем история про мальчика, выросшего в волчьей стае, - лишь одно из многих творений Киплинга. Он создал сотни стихотворений, статей, рассказов, несколько романов, и почти во всех текстах так или иначе затрагивал тему образования и воспитания. Неслучайно он постоянно обращается к своему «юному читателю», «сыну», просит его запоминать, думать, ведет с ним прямой и непосредственный диалог: «Слушай, мой милый мальчик, слушай, внимай, разумей!» «Маугли» - это тоже роман о становлении человека. Квитэссенцией «философии воспитания по Киплингу» стало знаменитейшее стихотворение «If»*.

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Киплинговский идеальный человек, владетель мира, появляется и в «Сказках слово в слово» - то в образе Моряка, то в образе Вождя. Как стать этим идеальным человеком, рыцарем без страха и упрека? Один из ответов на этот вопрос содержится в так называемом «тегумайском цикле». Три сказки этого цикла повествуют не о животных, а о людях из семьи «простого Первобытного Человека» по имени Тегумай Бопсулай (что значит «Человек-который-ни-за-что-не-станет-торопиться»). В сказке «Как было написано первое письмо» дочь Тегумая Таффи отправляется с отцом на рыбалку и случайно изобретает письменность. А через неделю после этой истории Таффи, вновь оказавшись на рыбалке, придумывает алфавит, о чем рассказывает вторая сказка цикла. В третьей истории Тегумай, Таффи и вождь племени накладывают табу на свою реку, чтобы сохранить в ней рыбу («Истории про тегумайские табу»).

Казалось бы, зачем современному ребенку читать про какие-то первобытные табу? Да знает ли он вообще, что это такое - табу? Скорее всего, нет. Зато он наверняка знаком с многочисленными (и зачастую непонятными и бессмысленными) запретами, которые с рождения окружают наших детей. В такой же ситуации растет и Таффи, дочь первобытного охотника. Родительские запреты она постоянно нарушает, за что отец грозит ей жуткими наказаниями: он сварит дочь живьем, спустит с нее шкуру, а самое ужасное - не поцелует на ночь!

«Идеальный человек» Киплинга, подобно Тегумаю, сочетает в себе нежность и жесткость, он очень дисциплинирован, обладает огромной внутренней свободой и твердыми внешними границами, которые создает себе сам. «История про тегумайские табу» рассказывает о том, как Таффи начинает понимать необходимость запретов и важность их соблюдения. Это история о самоконтроле и об умении владеть собой, о том, как стать властителем не только животного мира, но и самого себя. И эта история адресована детям.

«Сказки слово в слово» надо читать медленно, вслух, как и рекомендует автор. И, по возможности, обсуждать с ребенком. Потому что каждая из сказок Киплинга - шаг в становлении личности, одного из ключевых ее качеств. Названия сказок обманчивы: в сказке про глотку Кита рассказывается о том, как смелость и находчивость помогают Моряку добраться до родины. Сказка про Верблюда - история о лени и трудолюбии. Сказка про Носорога повествует о связи внешнего и внутреннего облика человека, а сказка про Кенгуру - про гордость и самолюбие.

И ветер, и зной,
И дождь проливной,
И голод, и труд благотворный
Разгладят ваш горб,
Невиданный горб,
Косматый, мохнатый и черный!

Кстати, многие свои педагогические идеи Киплинг озвучивает сам, в авторских комментариях и рисунках, которые впервые опубликованы в этом сборнике. Вряд ли эти комментарии заинтересуют детей (в отличие от сказок), зато для взрослых они могут стать поводом для серьезных размышлений.

Анна Рапопорт

___________________________

*Существуют десятки вариантов перевода этого текста, познакомиться с ними можно на специализированном сайте

Как можно было заметить, я три дня был в братской Белоруссии (там они себя называют Беларусь, но это отличие не принципиально). И как отметили комментаторы моего , сказал там несколько вещей, которые вызвали активную реакцию. Ну, точнее, острую. По этой причине хочется сказать несколько слов о специфике любого радиоэфира, не являющегося новостным

Целью такого эфира не является доведение до слушателей строгих и четких фактов. Это просто невозможно: подробное описание каждого серьезного факта это подчас сотни страниц достаточно сложного текста. Те, кто читает наши политические обзоры , эти тексты видят, их вообще невозможно понять с первого раза, не будучи подготовленными. То есть нужно читать первый, второй, третий и, наконец, из вереницы отдельных эпизодов, фрагментов, новых и старых персонажей начинает формироваться картинка… Собственно, если говорить о мировой экономике, то у меня такая картинка сложилась уже достаточно давно, но описать ее целиком физически невозможно, слишком сложная и большая задача. Можно только вычленять отдельные фрагменты и про них рассказывать.

Такие фрагменты, безусловно, не могут быть ни прогнозами, ни даже частями прогнозов, это вырванные из контекста отдельные элементы виртуальных сценариев. Которые совершенно не обязательно реализуются, в том или ином варианте.

Есть и еще один вариант радио рассуждений. Это как раз вскрытие отдельных элементов тех сотен страниц, о которых я уже говорил выше. Дело в том, что когда людям в головы вбита некоторая конкретная версия событий, то они склонны забывать, что она построена на некоторых фактах, домыслах, рассуждениях и откровенных придумках, которые можно и нужно внимательно рассматривать. Опытный человек сразу видит натяжки и просто говорит: «Не верю!» (я вот сразу вижу вранье правительства, ориентированное на простого обывателя), менее опытный может не понимать, в чем дело, но чувствует, что что-то не так. Ну а обыватель, особенно если он находится под контролем пропагандистской машины, таких моментов не замечает.

А вот теперь нужно вернуться к конкретной передаче и, собственно, главной его теме, ВКЛ, Великому княжеству Литовскому. Зачем я вообще об этом говорил и, чего, собственно, хотел добиться? А хотелось мне достичь нескольких целей. Первое. Показать масштаб предстоящих изменений. Дикий шум, поднятый вокруг Крыма, создал у большого количества людей, особенно тех, кто уважительно относится к пропаганде Брюсселя (в смысле, Евросоюза), ощущение, что такого повториться не может. И мне было принципиально важно показать, что Крым - это только самое-самое начало грандиозного процесса изменения границ, который нам предстоит в достаточно близком будущем.
Второе. Это, естественно, противодействие пропаганде ЕС. Именно по этой причине выбран пример, который, с точки зрения этой пропаганды, вообще недопустим. Но описанный мною сценарий, теоретически, вполне себе возможен и даже (сегодня) уже не кажется таким уж экзотическим. Это когда я его впервые описал (лет несколько тому назад), он казался феерическим и фантастическим, а сегодня… Как только человек начинает думать на эту тему, он тут же понимает, что вероятность такого развития событий вполне себе положительна. Другое дело, насколько она положительна.


Третье. Сам пример выбран актуальным с точки зрения слушателей и все-таки на сегодня во всяком случае, не является наиболее вероятным. Но его масштаб (с точки зрения даже не перекраивания границ в Европе, а с точки зрения изменения менталитета и геополитической идеологии) косвенно говорит о том, насколько серьезными будут изменения в мире вообще и Европе в частности. Ну и, конечно, неявно вылетает главный вопрос: если сегодня ЕС категорически против таких сценариев, то может ли существовать ЕС на тот момент, когда такие сценарии будут публично обсуждаться?

Вот это, собственно, и есть главная задача, которую я перед собой поставил перед передачей: чтобы люди, которые ее выслушали, сами перед собой поставили вопрос, а являются ли те силы, которые еще недавно считались доминирующими в мире, не то, что в Европе, реально определяющими «правила игры» сегодня? Так ли уж они сильны, так ли уж все контролируют. А если не контролируют, то кто тогда ведет игру или она, даже, все сильнее и сильнее скатывается в хаос. Ну и, к слову, задумались бы над тем, почему рейтинг Путина и Трампа в мире растет, а Меркель и Мэй падает (никакого намека на гендерное отличие здесь нет).

Я вовсе не собирался давать ответ на этот вопрос в передаче. И потому что ее формат ограничен, и потому, что ориентирована она все-таки на людей, которые с нашей позицией и нашей логикой знакомы не очень хорошо. Но советская школа все-таки должна о себе давать знать. Кстати, в этом смысле очень тяжелая ситуация с молодежью: в силу своей тотальной безграмотности в истории и географии, она часто не в состоянии определить заведомую ложь, чем часто пользуются вполне себе злокозненные пропагандисты.

В общем, в заключение, я еще раз повторю: целью моих передач является не столько доведение до слушателей каких-то конкретных фактов и связанных с ними обстоятельств, сколько попытка показать такие аспекты или варианты развития событий, которые покажут, что, во-первых, общеизвестные пропагандистские версии не совсем верны (чтобы не сказать совсем не верны), а, во-вторых, что есть некоторый обязательный перечень вопросов, которые нужно задавать самому себе, когда читаешь какой-нибудь геополитический или просто политический анализ. Как там, у Киплинга: «Пять тысяч «где», семь тысяч «как», сто тысяч «почему»!