Главная · Бухгалтерия · Психоанализ зигмунда фрейда. Классический психоанализ зигмунда фрейда Понятие психоанализа фрейда

Психоанализ зигмунда фрейда. Классический психоанализ зигмунда фрейда Понятие психоанализа фрейда

Многие из вас конечно же видели сцену когда психотерапевт выслушивает бред лежащего рядом на кушетке больного, но не многое задавались вопросом зачем весь этот цирк. Вот как раз это мы сейчас и узнаем, механизм и принцип работы психоанализа.

Итак, что же такое классический психоанализ Зигмунда Фрейда и с какой стороны откусывать?

Немного истории

Самое первое направление психотерапии. В 1895 году вышла в свет книга австрийского невролога и психиатра Зигмунда Фрейда — «Толкование сновидений».

В этой работе он впервые изложил теорию психоанализа, основанную на многолетних практических наблюдениях за пациентами. Фрэйда смело можно называть первым психотерапевтом в истории. До него психотерапии как таковой не существовало. В своих работах Фрэйд показал, что у человека есть скрытая от него самого часть психики — бессознательное, и она очень сильно влияет как на жизнь человека, на его межличностные отношения, так и на развитие психических недугов. В то время это было настоящим прорывом, раз и навсегда изменившим наш взгляд на человеческую природу.

Сегодня мы постоянно используем в обиходе выражения«подсознательно», «я сделал это неосознанно» и тд. То, что сегодня мы называем тревогой, апатией, депрессией, в конце ХIХ века считалось дегенерацией нервной системы. Лечение, которое применялось в то время — это ванны, массаж, целебные грязи. Всем известный душ Шарко (массаж сильным напором воды) был изобретен психиатром Жаном Мартеном Шарко для лечения психических недугов и укрепления нервной системы. Он применяется до сих пор в некоторых лечебных заведениях психиатрического профиля.

Психоанализ, психоаналитическая психотерапия как никакое другое направление обросло слухами, мифами, своеобразными толкованиями и т.д. Скорее всего, это связано с неправильным пониманием сложнейших работ Фрейда. Несмотря на то, что современные психоаналитические знания ушли далеко вперед по сравнению с тем, что было 100 лет назад, работы Фрейда до сих пор являются предметом пристального изучения и осмысления.

Работы Зигмунда Фрейда , его исследования, которые он проводил в период с 1856 по 1939 гг. в дальнейшем развивались другими авторами, и легли в основу разных направлений психотерапии. За последние 100 лет психоанализ значительно развился. На сегодняшний момент эта методика является наиболее мощной и эффективной, позволяющей работать с самым широким спектром психических нарушений.

Не ограничившись изучением и лечением пациентов с психопатологией, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Он разработал модель психического аппарата человека со своими законами и принципами.

В чем отличие психоаналитической психотерапии и психоанализа?

Психоанализ . Частота встреч 3-5 раз в неделю, пациент лежит на кушетке, психоаналитик сидит за головой пациента. Считается, что в лежачем положении пациент больше погружается в свой внутренний мир, за счет чего становится возможен доступ к его глубинным переживаниям.

Психоаналитическая психотерапия.Частота встреч 1-3 раза в неделю, пациент сидит лицом к лицу с терапевтом. В настоящее время эта модификация психоанализа применяется гораздо чаще, чем классический психоанализ.

100 лет назад, когда Зигмунд Фрейд начал работать с пациентами, его метод имел большой успех, пациенты приезжали из разных стран, количество пациентов с каждым годом росло. Фрейд много работал, был сильно загружен, больше всего он уставал от глаз и взглядов пациентов. Именно поэтому он стал класть пациентов на кушетку, что бы избегать многочасового визуального контакта с пациентами. В дальнейшем использование кушетки приобрело вышеуказанное значение.

Основные понятия и толкование слов

Ид (в переводе с латинского означает «оно») - исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Чаще всего речь идет о следующих: эрос (стремление к удовольствию, жизни, сексуальному удовлетворению) и танатос (стремление к разрушению, агрессии, угасанию, смерти). В Древней Греции слово «эрос означало любовь. У Платона эрос - побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. Танатос — в греческой мифологии бог смерти, ассоциируется с хаосом, мраком, сном.

Эго (в переводе с латинского означает «я») — компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эволюционирует из Ид и заимствует часть энергии из Ид .

Суперэго - общественные нормы и стандарты поведения - система ценностей, норм и этики, разумно совместимая с теми, что приняты в окружении. Приобретается в процессе социализации, которая трактуется как процесс формирования суперэго.

Зигмунд Фрейд ввел также в научный обиход понятие «либидо» (от лат. libido - влечение, желание, стремление). Исходно это понятие обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений энергию, использовалось как синоним сексуального влечения. В более поздних работах это слово использовалось как синоним эроса.

Бессознательное . Ид и давящая на него часть Суперэго располагаются в бессознательном.

Предсознательное . То, что в обычных условиях не осознается, но при наличии определенных условий может быть осознано. Здесь находятся части Эго и Суперэго.

Сознание, контакт с внешним миром. Здесь также представлены компоненты Эго и Суперэго .

Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: «Где было Ид, там будет Эго» , т. е. психические процессы, протекающие на бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию. Человек должен договориться с реальностью. 3. Фрейд писал о сублимации (от лат. sublimo - возношу) — защитном механизме (защита от выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов), дающем возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы так, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. 3. Фрейд считал этот механизм единственным конструктивным защитным механизмом. В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования:

Ну и собственно сам Психоанализ Зигмунда Фрейда

1. Метод свободных ассоциаций . Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно к тому, насколько тривиальными, абсурдными или нелогичными они могут показаться. Терапевт находится вне поля зрения клиента, чтобы у него уменьшилось напряжение. Считается, что одна ассоциация влечет за собой другую, более глубоко расположенную в бессознательном. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных эмоций и чувств. Таким образом, свободные ассоциации вовсе не являются свободными. В процессе работы с клиентом методом свободных ассоциаций высвобождается психическая энергия, которую можно использовать в целях лучшей адаптации.

2. Интерпретация сопротивления . Клиент может неосознанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфликтов и импульсов. Необходимо помочь ему осознать уловки своего сопротивления, когда работа застопорилась.

3. Анализ сновидений . Содержание их, согласно З.Фрейду, раскрывает вытесненные желания. З.Фрейд называл анализ сновидений "королевской дорогой к бессознательному". Сон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские переживания.

4. Анализ трансфера . Трансфер - замещение в процессе работы с клиентом, которое представляет собой защитный механизм. При этом неосознанный импульс разряжается на каком-нибудь человеке или объекте, но не на том именно, на которого он был направлен изначально. Пример: перенос на аналитика чувств любви и ненависти, которые изначально приписывались родителям.

В трансфере отражается потребность человека найти объект, чтобы получить возможность выразить свое вытесненное чувство любви. Трансфер можно обнаружить в вербальных коммуникациях, свободных ассоциациях, содержании сновидений. Аналитик поощряет развитие трансфера до состояния "невроз трансфера", когда поведение клиента становится явно неадекватным. Данное состояние повышает вероятность появления у клиента инсайта (в переводе с англ. - проницательность, понимание; имеется в виду непосредственное постижение, "озарение"). Клиент должен внезапно осознать свои прочно укоренившиеся способы переживаний, чувства и реакции на значимых людей, начиная с первых лет жизни. Он должен такжеосознать связь этих переживаний с нынешними актуальными трудностями.

5. Эмоциональное переучивание . На завершающих этапах работы с клиентом поощрение его к использованию новых для него интеллектуальных озарений в повседневной жизни. Например, клиент, который осознал, что потратил большую часть жизни на то, чтобы досаждать своими выборами потенциальных невест и поведением своему отцу, должен начать относиться к нему, исходя из реалий сегодняшнего дня, функционировать независимо от родителей и строить более зрелые межличностные отношения.

6. Интерпретация - разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены должны стать осознанными. Интерпретация включает следующие процедуры:

  • идентификация (обозначение);
  • разъяснение (собственно толкование);
  • перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

Основные правила интерпретации:

  • Идти от поверхности вглубь.
  • Интерпретировать то, что клиент уже готов принять.
  • Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе.

Основные защитные механизмы:

1. Отрицание - информация, которая тревожит и может привести к внутреннему конфликту, не воспринимается. Например, при массовом социологическом обследовании взрослым людям задавали вопрос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. «Да» сказали 54% некурящих и только 28% курящих. Принятие материала означало бы осознание серьезной опасности для собственного здоровья.

2. Вытеснение - истинные, но неприятные мотивы вытесняются, отвергаются «цензурой» на пороге сознания с тем, чтобы их заменили другие, приемлемые с точки зрения общества. Вытесненный мотив создает эмоционально-вегетативное напряжение, которое субъективно воспринимается как состояние неопределенной тревоги, страха.

3. Проекция - бессознательное приписывание другому лицу собственных чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.

4. Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, но желательных для себя. У детей это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей. Благодаря идентификации достигается также символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. Идентификация в расширенном смысле этого слова - неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость, чувство неполноценности.

5. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного («кислый виноград») или преувеличить ценность имеющегося («сладкий лимон»). Например, если человек пренебрежительно относится к высшему образованию, не исключено, что он, таким образом, защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться.

6. Включение - значимость травмирующего фактора снижается за счет того, что прежняя система ценностей помещается как часть в новую, более глобальную систему. Относительная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис (от греч. katharsis - очищение) - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании драматическим ситуациям других людей, существенно более тягостным и травмирующим, чем собственные. Издревле катарсис связывался с театром.

7. Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, деятельность может переводиться из практической плоскости в область фантазии.

8. Изоляция , или отчуждение - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. Неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-либо событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Утрачивается эмоциональная связь с другими людьми. С этим защитным механизмом связаны феномены дереализации, деперсонализации, расщепления личности (множественность «Я»).

9. Регрессия - форма психологической защиты, заключающаяся в возвращении к ранним, связанным с детством, типам поведения, переходом на предшествующие уровни психического развития. Актуализируются успешные в прошлом способы реагирования. Индивид возвращается к той стадии психического развития, на которой переживается чувство удовольствия (например, от еды).

10. Реактивное образование — человек защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Социально одобряемое поведение при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, которая испытывает тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами.

11. Сублимация - энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - футбол, хоккей, другие виды спорта. В рамках классического психоанализа принято считать, что сублимация сексуальных импульсов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре.

Личности Фрейда и его детищу - психоанализу посвящена огромная, можно сказать необозримая, литература: философская, медицинская, психологическая, искусствоведческая, языковедческая, этнографическая и другая.

"Личность Зигмунда Фрейда стала уже легендой" признала К.Б. Клеман - соавтор одной из немногих содержательных книг о психоанализе.

И американский философ Г. Уэлс пишет о "двух гигантских фигурах"; Павлове и Фрейде создателях крупнейших, хотя и разных, научных школ о природе и механизмах психики в ее нормальных и патологических проявлениях.

Выдвижение психоаналитического учения о человеке произошло на рубеже 19 - 20 вв.

Когда австрийский врач-невропатолог Фрейд (1856-1939) предложил новый метод лечения неврозов, получивший название психоанализа.

Его метод стал известен как метод свободных ассоциаций.

Суть ее в том, что индивид, наблюдая одно явлений, подразумевает другое, причинно связанное и эта ситуация находится под контролем сознания и мышления.

Зигмунд Фрейд рассматривает ассоциацию с целью полного исключения сознания.

Объектом изучения является цельная человеческая личность. Личность рассматривается, как продукт биологической эволюции с тесной зависимостью от общественно-культурной среды.

Фрейд пытается провести баланс между жизнью и смертью. Основным предназначением «инстинкта к жизни» является воспроизводство раздражений.

Носителями раздражения является психосексуальная энергия. Укрощая жизненную сексуальную энергию, организм стремится к смерти.

Механизмом, осуществляющим баланс между «стремлением в жизни» и «стремлением к смерти», является влечение (способность организма к восстановлению какого-либо прежнего состояния).

При достижении устойчивости психического состояния человека, влечения могут выполнять конструктивную и деструктивную роль (садизм - внутренний пассивный успокоитель сексуального раздражителя, направлен вовне: вытесненное стремление к смерти).

Согласно Фрейду, течение психических процессов регулируется принципами постоянства, удовольствия, реальности.

Бессознательные процессы подчинены принципу удовольствия, содержание которого определяет индивидуальное развитие психики.

Состояние удовольствия всегда находится в зависимости от количества, имеющегося в психике какого-либо возбудителя.

Оно обеспечивается системой влечения и имеет своим результатом удовольствие, т.е. понижение количества раздражений.

Но в организме всегда существует то, что содействует нарастанию возбуждения, а это нарушает нормальные функции психической деятельности и воспринимается как неудовольствие.

Поэтому, психический аппарат удерживает имеющееся в нем количество возбуждения на постоянном уровне. В этом постоянстве - самосохранение организма.

Фрейд постоянно подчеркивал, что психоанализ открыл область бессознательных душевных процессов, тогда как все остальные концепции идентифицируют психику и сознание.

Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд пытается переосмыслить представления о тождестве человеческой психики с сознанием.

Он принимает гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но, тем не менее, реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания.

Он не только рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, то есть сознанием и бессознательным, но и стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания.

Для Фрейда быть сознательным - значит иметь непосредственное и надежное восприятие.

Причем переход в сознание - это отнюдь не обязательный процесс, ибо, по мнению Фрейда, далеко не все психические акты становятся сознательными.

По мысли Фрейда психически реальное существует в различных процессах точно так же, как бессознательное психическое может проявляться в разнообразных выражениях.

Более того, для Фрейда фантазия оказывается такой формой человеческого существования, в которой индивид освобождается от каких либо притязаний со стороны внешней реальности не обретает былую свободу, ранее утраченную им в силу необходимости считаться с окружающим его реальным миром.

В основе понимания происходящего с человеком в психоанализе З.Фрейда заложен так называемый психопатологический подход, который придает преувеличенное значение болезненным проявлениям и низшим аспектам человеческой натуры.

Соответственно теория и техника психоанализа базируется в основном на клинических данных, полученных при изучении неврозов.

З.Фрейд, делая новые открытия, тщательно разрабатывал множество понятий (стадии психосексуального развития, комплексы, защитные механизмы, и мн.др.) и обязательно приводил их в соответствие с принятой в его время психиатрической нозологией.

З.Фрейд считал, что наиболее существенные компоненты личности являются относительно фиксированными и стабильными, и разработал детальную концепцию структуры личности (Ид, Эго и Суперэго).

Фрейд рассматривал человека как энергетическую систему и создал динамическую теорию личности для объяснения того, каким образом энергия разряжается, трансформируется или сдерживается.

З.Фрейд подчеркивал роль инстинктивных влечений (сексуального и агрессивного) как движущих сил развития личности. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. - М., «Когито-Центр», 2013.

В психоанализе З.Фрейда понятие «личностный рост» не употребляется.

Однако анализ теоретических воззрений З.Фрейда позволяет говорить о его обращении к данной проблематике.

Хотя, по мнению современников З.Фрейда, наличие у человека побудительного мотива к росту категорически им отрицалось, что было обусловлено отсутствием «веры в человечество».

Сам З.Фрейд считал, что стремление к совершенствованию проистекает из нарциссических желаний к самовозвеличиванию и превосходству над другими.

О стремлении к совершенствованию он говорит как о приятной иллюзии, которую нет необходимости щадить.

То, что наблюдается у людей (при этом небольшой их части) как постоянное стремление к дальнейшему усовершенствованию, рассматривается им как последствия того, что вытесненные влечения никогда не перестают стремиться к полному удовлетворению.

«Путь назад к полному удовлетворению, - пишет З.Фрейд, - как правило, закрыт препятствиями, которые поддерживают вытеснение, и, таким образом, не остается ничего другого, как идти вперед, по другому, еще свободному пути развития, во всяком случае, без видов на завершение этого процесса и достижение цели.

Процессы при образовании невротической фобии, которые суть не что иное, как попытка к бегству от удовлетворения влечения, дают нам прообраз возникновения этого кажущегося «стремления к самосовершенствованию», которое мы, однако, не можем приписать всем человеческим индивидуумам».

Сам З.Фрейд при работе с невротическими пациентами наметил направления гармонизации, совершенствования личности.

Так, в контексте известной структурной модели З.Фрейда, где личность проявляется в динамическом взаимодействии трех ее структур: разумное начало (Эго), несущее в себе адаптивную функцию, неконтролируемое бессознательное (Ид) и интериоризированная система запретов (Супер-Эго), - можно сказать, что растущая личность стремится к равновесию между всеми этими тремя структурами, не позволяя одной из них доминировать над остальными.

Цель психоанализа З.Фрейда состояла в том, чтобы освободить ранее недоступный бессознательный материал так, чтобы с ним можно было работать сознательно.

Если этот материал становится доступным, энергия высвобождается и может быть использована Эго на более здоровые цели.

Таким образом, с помощью психоанализа люди могут быть освобождены от страданий, которые они тем или иным способом сами себе приносят, и могут осуществлять свой личностный рост.

З.Фрейд и его школа впервые стали чрезвычайно внимательно относится к проявлениям бессознательного в человеке.

Кроме описательного смысла (то, что не осознается), оно имеет и смысл динамический.

Бессознательное - это то, что подверглось вытеснению со стороны сознания и продолжает удерживаться вне поля восприятия.

И именно процесс вытеснения является образующим динамическим фактором психической жизни.

При этом вытеснению подвергаются все те психические явления, которые не согласуются с требованиями реальности или культуры. Вследствие этого вытесняется значительная часть либидиозных стремлений и связанных с ним переживаний детства.

Вытесненные из сознания переживания не исчезают бесследно, они продолжают жить в бессознательном, оказывая зачастую роковое воздействие на сознательную психику.

Индивиду приходится развивать в себе защитные механизмы, или внутренний контроль, чтобы сдерживаться от неконтролируемых вспышек и не выражать сексуальные и агрессивные импульсы.

Защитные механизмы помогают индивиду избежать опасности наказания за нарушение социальных правил, охраняют его чувства тревоги и вины, которые могут быть вызваны желаниями нарушить родительские и социальные нормы.

При недостаточной выработке мер защиты появляются невротические симптомы. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М., Наука, 2014.

З.Фрейда, который мало полагался на обычный экспериментальный подход, хотя и был убежден в том, что его работа носит научный характер, а анализ историй болезни пациентов и его собственный самоанализ, по его мнению, дают достаточно оснований для выводов.

З.Фрейд же сам себя в большей степени считал исследователем, чем терапевтом, а методы свободных ассоциаций и толкования сновидений рассматривал преимущественно как способы сбора данных, а то, что эти методы обладали еще и терапевтическими качествами, по его мнению, имело лишь вторичное значение.

Его страстью и подлинным интересом всегда было научное исследование, создание теории функционирования человеческой личности.

Однако фрейдовский метод сбора данных неоднократно подвергался критике с разных сторон.

Дело в том, что З.Фрейд строил свои заключения на тех сообщениях, которые он получал во время психоаналитических сеансов.

Приверженцы объективных методов исследования, в частности экспериментального метода систематического сбора объективных данных в контролируемых условиях наблюдения, предъявляют З.Фрейду ряд претензий.

Эти претензии в систематизированном виде представлены в работе Д.Шульц и С.Шульц «История современной психологии». Обратим внимание на некоторые из них.

Во-первых, все свои наблюдения З.Фрейд проводил несистематическим и неконтролируемым образом, что выражалось в том, что он не вел дословных записей во время сеанса, а делал отдельные заметки через несколько часов по его окончании.

Ввиду несовершенства памяти часть исходных данных ввиду искажения неизбежно терялась.

Во-вторых, представляется вероятным то, что, воспроизводя по памяти сообщения пациентов, З.Фрейд подвергал их некоторой интерпретации.

Третья претензия касается того, что, работая с сообщениями о детских переживаниях, необходимо было тщательнее использовать опрос родственников и друзей пациентов.

Таким образом, заключают Д.Шульц и С.Шульц, исходный момент в построении любой теории - сбор данных - в данном случае может быть охарактеризован как неполный, несовершенный и неточный. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Издательство Просвещение, 2014.

З.Фрейд в своих работах не скрывал того, как им осуществляется сбор данных, и обосновывал его определенными трудностями, с которыми сталкивается практикующий психоаналитик.

Так, в работе «Фрагмент анализа одного случая истерии», в которой был представлен известный случай Доры, З.Фрейд говорит о том, какие трудности приходиться преодолевать врачу, который принимает в день по шесть или восемь пациентов, при этом не может даже делать записей, чтобы этим не пробудить недоверие больного, и не помешать себе в осмыслении воспринимаемого материала.

При этом история болезни им была записана по памяти только после завершения лечения, «…пока, - пишет З.Фрейд, - мое воспоминание еще было свежим, а из-за интереса к публикации - обостренным. Таким образом, эта запись не верна абсолютно, то есть фонографически, но она может претендовать на высокую степень достоверности. Ничего существенного в ней не изменено за исключением последовательности объяснений в некоторых местах, что сделано мною ради связности».

Кроме того, в статье «Психоанализ», вышедшей в Бонне в 1923 году в «Настольном словаре по прикладной сексологии», З.Фрейд размышляет о психоанализе не как о системе, будучи однажды сформулированной и не имеющей места для свежих открытий или лучшего понимания, а наоборот, как об области знания, стремящейся «разрешить непосредственные проблемы наблюдения, нащупать свой путь вперед с помощью опыта».

Психоанализ «всегда неполный и всегда готов исправить или модифицировать свои теории».

Тем самым З.Фрейд признает возможность ошибок, разрешением которых займутся будущие поколения психоаналитиков.

И действительно, как говорят Д.Шульц и С.Шульц, многие понятия фрейдовского психоанализа подвергались экспериментальным проверкам на основе анализа случаев из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин, где была доказана научная достоверность выводов З.Фрейда по многим проблемам, которые он поднимал в своих работах.

З.Фрейд развил идею того, что все человеческие взаимоотношения - это взаимоотношения, определяемые переносом.

Под этим он понимал, что все люди познают друг друга через свой опыт, накладывая восприятия и образы прошлого на любого вновь встреченного человека.

Каждый человек бессознательно вносит в современные отношения определенные аспекты прошлых отношений и, прежде всего, с родителями.

Эффективность психоанализа в значительной степени зависит от особых отношений, устанавливающихся обычно между пациентом и аналитиком, в основе которых и лежит феномен переноса.

Механизм этого феномена заключается в том, что пациент подсознательно идентифицирует аналитика с объектами своих догенитальных сексуальных влечений.

Аналитик в своей работе прилагает большие усилия для того, чтобы создать такую аналитическую ситуацию, которая бы максимально способствовала проявлению различных реакций переноса.

Уже с момента лечения Доры З.Фрейд осознал, что реакция переноса и его сопротивления весьма важны для получения патогенного материала.

Перенос - явление в основном бессознательное, и поэтому переживание пациентом реакций переноса не оказывает целительного действия.

А именно анализ, или доведение до сознания бессознательного содержания реакций переноса (в виде интерпретаций), и является психотерапевтическим процессом.

Характеризуя идеального индивида и конечную цель психоанализа, З.Фрейд говорит о человеке, который достаточно глубоко проанализировал свои догенитальные фиксации и конфликты, чтобы выйти и удержаться на генитальном уровне функционирования.

Генитальная личность, с точки зрения З.Фрейда, идеальна. Она любит гетеросексуальность вне острой зависимости от орального характера; полноценно трудится без компульсивности анального характера и довольна собой без тщеславия фаллического характера. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., «Просвещение», 2014.

Идеальному индивиду присущи альтруизм и великодушие, лишенные святошества анального характера; он полностью социализирован и приспособлен, и при этом не испытывает страданий, связанных с цивилизацией.

Конечная точка психоаналитического процесса зависит от появления у пациента способности к самоанализу.

Процесс проведения самоанализа предполагает наличие следующих развитых способностей и умений пациента:

  • 1. Способность принимать сигналы бессознательного конфликта; например, иррациональная реакция воспринимается без немедленной сверхкомпенсации защитными механизмами, такими, как смещение и проекция.
  • 2. Умение без слишком большой тревоги позволять мыслям идти своим ходом, свободно ассоциировать и создавать сравнительно свободный доступ к Ид.
  • 3. Способность дольше ждать понимания значения бессознательного конфликта, не разочаровываясь и не сдаваясь.

Развитие этой способности является показателем того, насколько пациент способен идентифицироваться с той частью аналитика, которая уверенно ждала в течение анализа, пока пациент будет готов к разрешению конфликта.

4. Способность идти вслед за инсайтом и достигать перемены в себе. Эта способность формируется, как только Эго стало достаточно сильным, и если пациент был способен во время анализа действительно ощутить, что инсайт может, в самом деле, привести к модификации Эго.

«Структурное изменение» есть цель лечения, когда Эго вновь приобретает инсайт и способность действовать.

Так З.Фрейд в работе «Я и Оно» выразил мысль: «Психоанализ - инструмент, дающий возможность Эго добиваться прогрессирующей победы над Ид».

В последующем в лекциях «Введение в психоанализ» он писал, что психоанализ в основном направлен на то, чтобы «усилить Эго, сделать его более независимым от Супер-эго, расширить сферу действия перцепции и укрупнить его организацию так, чтобы оно могло присвоить свежую порцию Ид. Где было Ид, там будет Эго».

И снова в работе «Анализ конечный и бесконечный» З.Фрейд утверждает: «дело анализа - обеспечить, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Эго, только в этом случае он выполнит свою задачу». Нуркова В.В. Психология.- М Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 2014.

психоанализ бессознательный удовольствие фрейдовский

Берет в конце девятнадцатого века. Идеи Фрейда основывались на двух важных этапах, которые стали предпосылками к созданию психоанализа. В первую очередь, это метод, разработанный Йозефом Брейром, врачом из Вены, второй момент, предшествующий теории Фрейда - метод психиатра Ипполита Бернхейма. С Брейером Зигмунд работал непродолжительное время, а за работой метода Бернхейма профессор наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов. Как охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко? Стоит начать с истоков.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого - катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния. История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных - труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ".

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты - защитный механизм психики любого человека. Впоследствии Фрейд вместо гипноза использовал метод свободных ассоциаций. Результатом работы стало введение понятия сознательного заместителя для вытеснения бессознательного.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Главная идейная составляющая теории и понятие характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства - основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше - они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».

Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ". И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

  • Метод свободных ассоциаций;
  • Толкование сновидений;
  • Использование случайных оговорок, а также ошибочных действий человека.

Любой сеанс базируется на одном главном правиле - пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору. И только если следовать этому правилу появится возможность «вытащить» из человека тот материал, который даст возможность психоаналитику вытеснить все комплексы. Именно так можно объяснить суть психоанализа Зигмунда Фрейда кратко.

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия - это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап - это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений - очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Техника классического психоанализа

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

  • Психоаналитик настаивал на том, что пациент во время сеанса должен лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, находиться позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений, и уж тем более не оказывать влияния на то, что говорит больной.
  • Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
  • Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
  • Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
  • Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ - это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Юнг, Карен Хорни, Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда - от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.

Писал: "Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем". Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г.

С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями.

Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу», а фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию.

Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих позиций стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления.

Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии.


Психоанализ зигмунда фрейда

Для рассмотрения основных вопросов реферата необходимо провести разграничение основных понятой используемых в ходе работы.

Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир.

В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо ") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

Психоанализ - как метод психотерапии;



Психоанализ - как метод изучения психологии личности;

Психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировозренческой системе.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью.

Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов"" - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.

Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта.

Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо.

Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

Как появился психоанализ?

В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

Базовые идеи психоанализа

Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.

Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.

  • К области бессознательного относятся бессознательные инстинкты, никогда не доступные сознанию. Сюда же можно отнести вытесненные из сознания мысли, чувства и переживания, которые воспринимаются сознанием человека как не имеющие права на существование, грязные или запрещённые. Область бессознательного не подчиняется временным рамкам. Например, какие-то воспоминания из детства, вдруг снова попав в сознание, будут такими же интенсивными, как и в момент своего появления.
  • К области предсознания относится часть области бессознательного, способная в любой момент стать доступной для сознания.
  • Область сознания включает в себя всё то, что осознаёт человек в каждый момент своей жизни.

Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:

  • Либидо , являющееся энергией жизни
  • Агрессивная энергия , являющаяся инстинктом смерти

Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.

Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:

  • Оно (Ид)
  • Я (Эго)
  • Сверх-Я (Супер-Эго)

Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.

Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.

Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:

  • Функция совести
  • Функция самонаблюдения
  • Функция, формирующая идеалы

Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.

Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:

  • Сновидения
  • Сублимация
  • Компенсация
  • Блокировка механизмами защиты

Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.

Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».

Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.

Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами , такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.