Главная · Основы бизнеса · Проверяется налоговая декларация. Камеральная проверка: что выявляют налоговики в сданной отчетности. Как проверить налоговую декларацию? Пошаговая инструкция

Проверяется налоговая декларация. Камеральная проверка: что выявляют налоговики в сданной отчетности. Как проверить налоговую декларацию? Пошаговая инструкция

После сдачи отчетности автоматически начинается камеральная проверка каждой представленной декларации или расчета. Что на практике выявляют налоговики при проверке отчетности и каковы последствия данных ошибок, читайте в статье.

Как проводится проверка

Камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. Данная проверка регламентируется ст. 88 НК РФ. Датой начала проверки считается дата представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию декларации, расчета или сведений.

Проверяются все без исключения поступившие от налогоплательщиков декларации и расчеты. Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, решение о ее назначении не принимается.

Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки выявляются ошибки или несоответствие сведений, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам установленных нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота, по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Ошибки при сдаче отчетности

Разногласия между налоговой инспекцией и налогоплательщиками часто возникают уже при предоставлении отчетности. Если декларации и расчеты заполнены некорректно, программа проверки отчетности автоматически отказывает в их приеме, указывая на ошибки.

Что это за ошибки:

1. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует либо сама доверенность, либо данные на представителя.

2. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в информационном сообщении о доверенности указана доверенность без права подписи.

3. Декларацию подписывает руководитель организации. Но его данные в декларации не совпадают со сведениями в ЕГРЮЛ.

4. Представляется первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот.

5. Отчетность сдается по устаревшим и недействующим формам.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки.

Нарушения устанавливаются различные:

1) простые арифметические ошибки;

2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ;

4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

6) занижение выручки;

7) завышение расходов;

8) по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ;

9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества.

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

С III квартала 2017 года при камеральных налоговых проверках вашей отчетности будет применяться еще один источник информации о доходах — сведения с онлайн-касс. Не забудьте в полном объеме и без ошибок отразить эти сведения в отчетности, чтобы не пришлось предоставлять пояснения и документы для проверок и оплачивать штрафные санкции.

Требование представить пояснения к отчетности - не повод для штрафа

Если налоговики обнаружат в представленной отчетности ошибки, неточности, противоречия, они вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения. У последнего есть 5 дней на то, чтобы это сделать либо подать в инспекцию скорректированную отчетность.

Если ошибка в отчетности привела к недоплате налога в бюджет, налоговики наложат штраф. Однако нарушение подтверждает только акт налоговой проверки.

Таким образом, если до вынесения решения по «камералке» компания успеет подать в ИФНС исправленную отчетность, а также переведет в бюджет недоплаченную сумму налога и пени, то штрафа можно избежать.

Примечание редакции:
стоит добавить, что высшие судьи считают штраф в рассматриваемом случае правомерным. По мнению ВС РФ, если налогоплательщик устранит нарушения после того, как налоговики вышлют ему требование представить пояснения к отчетности, то ответственности за недоплату налога ему не избежать (определения от 27.03.2017 № 305-КГ17-1782, от 10.10.2016 № 305-КГ16-12560).

В каком виде нужно представлять пояснения к декларациям и расчетам

Если в ходе камеральной проверки налоговики найдут ошибки либо несоответствия в представленной отчетности, они вправе запросить у налогоплательщика пояснения. У проверяемого лица есть 5 дней на представление пояснений либо корректировку сданных ранее форм.

Если неточности найдены проверяющими в декларации по прибыли, имуществу или транспорту, а также НДФЛ-отчетности, то подать пояснения можно в любом виде (на бумаге или по ТКС). А вот если налоговая недовольна НДС-декларацией, то объясниться с ИФНС нужно исключительно в виртуальном виде по установленному ФНС РФ формату. В противном случае пояснения будут считаться непредставленными и последует штраф.

Напомним, что центральный аппарат ФНС РФ в решении по жалобе налогоплательщика утверждал, что ИФНС на местах должны принимать НДС-пояснения в любом электронном виде, но они необязательно должны соответствовать формату.

Как отправить НДС-пояснения при наличии нескольких адресов

Компании (ИП), сдающие электронные НДС-декларации, представляют в ИФНС по ее требованию пояснения в такой же форме и по формату, определенному ФНС РФ (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

Эта обязанность появилась с начала 2017 года.

Сдать бумажные пояснения — это все равно, что не сдать их вообще.

При этом закон разрешает компаниям пользоваться услугами нескольких операторов ЭДО, поэтому у фирмы может быть не один электронный адрес.

Формируя ответ с пояснениями, компания может сама указать идентификатор декларации, отображенный в квитанции о приеме (извещении о вводе НДС-отчета).

Также не возбраняется сообщить налоговикам о том адресе, на который надо направлять корреспонденцию по ТКС.

Как представить пояснения к декларации: отвечает ФНС

Вопрос


Ответ


Если при поступлении требования о представлении пояснений налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и нарушений не установлено, надо ли отвечать на требование?

Необходимо представить в адрес налогового органа пояснения, подтверждающие отражение счета-фактуры в разделе налоговой декларации

Если налогоплательщику пришло требование о представлении пояснений с указанием счетов-фактур, которые, по его мнению, отражены корректно в декларации, что делать в таком случае?

По возможности провести сверку с контрагентом на предмет корректности отражения идентификационных показателей счетов-фактур в декларации покупателя и продавца и сообщить ИФНС об отсутствии ошибки

В случае направления налогоплательщиком пояснений по ТКС в ответ на требование, будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом данных пояснений?

Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной подписью инспекции. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме

Если представленные пояснения не устранили выявленные расхождения, будет ли инспекция информировать об этом налогоплательщиков, или будет выставлено повторно новое требование о представлении пояснений?

Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, ИФНС вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля

Будет ли налоговый орган информировать налогоплательщика, если представленные пояснения устранили выявленные расхождения?

Нет, НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов информировать налогоплательщика об устранении расхождений

Необходимо ли прилагать документы к ответу на требование о представлении пояснений?

Налогоплательщик вправе дополнительно представить в инспекцию копии документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию

Может ли быть продлен срок представления пояснений?

Налоговый кодекс не предусматривает продление сроков представления пояснений

Возможен ли отказ в приеме пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

Только в случае нарушения формата представления в электронной форме ответа на требование о представлении пояснений

Можно ли представить пояснения вместе с подачей уточненной налоговой декларации по НДС?

Налоговый кодекс не запрещает представление пояснений вместе с подачей уточненной налоговой декларации

В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование о представлении пояснений, а в каких случаях — уточненная налоговая декларация?

В случае выявления в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, организация обязана подать уточненную декларацию. Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога к уплате, то «уточненку» подавать необязательно. В таких случаях может быть представлено пояснение

Каков срок представления пояснений в ответ на требование?

Пояснения представляются в течение 5 дней с момента передачи по ТКС в налоговый орган квитанции о приеме

Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования о представлении пояснений? Каков срок отправки квитанции о приеме данного требования?

Да. При получении требования о представлении пояснений налогоплательщик обязан передать ИФНС квитанцию о приеме такого документа в электронной форме по ТКС в течение 6 дней со дня отправки налоговым органом требования

«Уточненка», представленная в день проверки, на ее результаты не влияет

В последний день проверки организация подала скорректированную декларацию по НДС за контролируемый период.

Инспекторы факт сдачи «уточненки» в своем решении не отразили.

ФНС РФ, рассмотрев жалобу налогоплательщика, указала следующее: «уточненка» была отправлена в момент между составлением акта проверки и оформлением решения по ней.

НК РФ не предусматривает развитие таких событий.

Поэтому налоговики самостоятельно определяют регламент рассмотрения уточненной декларации:

  • проведение дополнительной проверки;
  • «камералка»;
  • повторный визит в организацию.

Учитывая то, что «уточненка» отражала сумму, доначисленную по результатам контроля, и факт неоплаты ее в бюджет, ФНС РФ признала решение инспекторов справедливым.

Подавать «уточненку» по прибыли можно, даже если сделку признали недействительной

В 2015 году банк совершил сделку по продаже недвижимости, которую суд позже признал недействительной. В связи с этим кредитное учреждение подало уточненную прибыльную декларацию за этот период.

ИФНС выразила несогласие с поданной декларацией. Тем не менее из-за признания сделки недействительной в соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ банк обязан был возместить покупателю все, что тот заплатил. Следовательно, банк лишился прибыли от сделки.

Банк подал «уточненку» по прибыли, так как в соответствии со ст. 81 НК налогоплательщик имеет право представить скорректированную отчетность, если он допустил огрехи в декларации, которые привели к переплате налога в бюджет.

По мнению ФНС РФ, в данном случае банк поступил правомерно.

За неформализованные пояснения НДС-декларации штрафовать не должны

Камеральная проверка уплаты НДС имеет свои особенности. Большинство компаний по указанному налогу сдают электронную отчетность.

Как прописано в п. 3 ст. 33 НК РФ, запрошенные инспекцией пояснения к виртуальной декларации необходимо направить только в электронной форме по ТКС в утвержденном формате. Пояснения на бумаге не считаются представленными.

Если затребованные при «камералке» пояснения или уточненная декларация не представлены в 5-дневный срок, то последует штраф по ст. 129.1 НК РФ в размере 5 тыс. рублей, за повторный проступок в том же календарном году он вырастет до 20 тыс. рублей.

Недавно вышестоящий налоговый орган рассмотрел спор по вопросу уплаты 5-тысячного штрафа в пользу компании.

Она в марте получила требование о предоставлении пояснений к НДС-декларации за III квартал прошлого года. Пояснения были направлены в инспекцию вовремя по ТКС, но обычным письмом, к которому были прикреплены первичные документы.

Налоговики посчитали пояснения непредставленными, так как компанией не был соблюден формат письма, утвержденный Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. За это ей выставили штраф 5 тыс. рублей.

Вышестоящая налоговая инстанция отменила решение инспекции. Поскольку статья 88 НК РФ не предусматривает указаний на то, что неформализованные электронные пояснения не считаются представленными.

А статья. 129.1 Кодекса наказывает только за их непредставление, а не за нарушение электронного формата.

Поэтому компанию, направившую в ИФНС пояснения простым письмом по ТКС, нельзя привлечь к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

Решение Центрального аппарата ФНС РФ от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@.

Примечание редакции:

данное решение поможет организациям, оказавшимся в подобных ситуациях, избежать штрафа без обращения в суд. Достаточно сослаться на него при появлении такой необходимости.

Напомним, что требование о представлении пояснений к декларации по НДС будет направлено, если налоговики выявят противоречия, несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации налогоплательщика и его контрагента или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. К требованию прилагается перечень операций, по которым установлены расхождения.

Алгоритм заполнения пояснений зависит от факта наличия ошибок в декларации, приведших к занижению налога.

Если такая ошибка закралась, надо подать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ). Прилагать к ней пояснения, раскрывающие причину неточностей, или нет - решает сама организация, ведь НК РФ не запрещает и такой вариант представления документов.

Если компания уверена в правильности заполнения отчетности, то в пояснениях это надо донести до контролеров. К примеру, раскрыть причину расхождений между «прибыльной» базой и НДС-базой (могли присутствовать операции, освобожденные от НДС) или причину несоответствия данных книги покупок и книги продаж контрагента (после сверки с ним). При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов.

Обнаруженные в отчете неточности, не повлиявшие на расчет налога или не занизившие его уплату, не приводят к необходимости подачи «уточненки». Это надо отразить в пояснениях.

Однако последнее правило работает не всегда. Для налоговых агентов установлен иной порядок уточнения расчетов, подробности - в следующем обзоре.

Порядок подачи «уточненок» иной, если налог платит налоговый агент

Финансисты напомнили специальную норму п. 6 ст. 81 НК РФ, которая обязывает налоговых агентов, в том числе по НДС, представлять уточненные расчеты в следующих случаях:

  • в поданной отчетности не отражены (неполностью отражены) какие-либо данные;
  • при завышении или занижении налоговых обязательств.

Минфин РФ разъяснил, что уточненная декларация должна содержать все те разделы, которые были заполнены в первичной отчетности, даже при отсутствии в них ошибок.

При составлении «уточненки» вносятся исправления в ранее заполненные разделы. При этом заполняются новые разделы, например, раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента», если в первичной декларации он по ошибке не был заполнен.

Разделы, не требующие исправлений, остаются без изменений.

Письмо ФНС РФ от 11.01.2017 № АС-4-15/200.

Примечание редакции:

таким образом, для налоговых агентов не имеет значения, завышен или занижен платеж, чужой налог надо пересчитать в любом случае.

Компании - налоговому агенту при обнаружении искажений, указанных в письме, декларацию надо уточнить.

Это касается и расчета по форме 6-НДФЛ.

Например, если мартовская ошибка замечена в конце года после сдачи расчета по итогам 9 месяцев, то подавать придется три «уточненки»: за I квартал, полугодие и 9 месяцев. Ведь раздел 1 формы заполняется нарастающим итогом, и такая ошибка оказывается во всех расчетах, сданных за отчетные периоды (письмо ФНС РФ от 21.07.2017 № БС-4-11/14329@).

Искажения в расчете приводят к штрафу в размере 500 рублей.

Пятидневный срок для подачи уточненной декларации установлен НК РФ только при выставлении налогового требования (пояснить или уточнить несоответствия). В других случаях срок не установлен. Но лучше ее подать пораньше, чтобы ошибка, занизившая сумму к уплате, не привела к штрафу в размере 20 процентов недоимки (ст. 122 НК РФ). Ведь налоговики могут первыми ее найти, тогда наказания не избежать.

Перед тем как представить «уточненку», надо уплатить недоимку и пени (п. 4 ст. 81 НК РФ).

К убыточной декларации запросят пояснения, объясняющие размер убытка

Если в «прибыльной» декларации заявлен убыток, то такую отчетность налоговики не пропустят и потребуют пояснить причину отсутствия прибыли.

Так случилось и с компанией, заявившей по итогам I квартала прошлого года убыток в размере 285 тыс. рублей.

ИФНС выставила требование от 26.05.2016, в котором указала о необходимости в 5-дневный срок пояснить ситуацию либо внести исправления в декларацию.

Фирма сочла это требование незаконным и пыталась обжаловать действия инспекторов сначала в досудебном порядке. Но подмосковная УФНС лишь подтвердила компетенцию контролеров.

Пришлось идти в суд. Мнения судей разделились. Первая инстанция согласилась с компанией: налоговики не указали в требовании, какие конкретные пояснения они хотят видеть, поэтому организацию лишили возможности исполнить его.

Однако апелляция, а потом и кассация посчитали решение своих коллег ошибочным. Действия инспекторов судьи признали правомерными, не нарушающими права компании.

Судами установлено, что с 01.01.2014 в НК РФ появилась норма, дающая налоговикам право требовать пояснения о размере заявленного убытка. Также Кодекс обязывает хранить документы, подтверждающие его объем и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, в каждом налоговом периоде, в течение всего срока использования права корректировки базы на сумму убытка.

Если налоговики сомневаются, что фирма правильно уплатила налоги, они обязаны истребовать у нее дополнительные сведения, документы и информацию, чтобы исключить налоговое нарушение.

В случае декларирования убытка компания должна быть готова пояснить причины его появления, а также обосновать его размер.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2017 № Ф05-3940/2017.

Примечание редакции:

таким образом, бессмысленно оспаривать в суде правомерность направления требования пояснить убыток.

В пояснениях необходимо перечислить все обстоятельства, которые привели к отрицательному налоговому результату. Также в наличии должна быть «первичка», обосновывающая объем этого убытка.

При «камералке» контролеры могут потребовать пояснения (документы) в ограниченных случаях, указанных в ст. 88 НК РФ. Перечислим основные из них.

В декларации обнаружены:

Что затребуют:


— ошибки;

— пояснения или «уточненку»;

— противоречия между данными декларации и сведениями из полученных документов или имеющихся в инспекции;

— пояснения или «уточненку», а также документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации (Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 № 14951/11);

— сведения, противоречащие другим сведениям из этой же декларации или из декларации (журнала учета счетов-фактур), представленной другим лицом


— пояснения и любые документы (счета-фактуры, «первичка» и пр.), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия (письмо ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395)

В ИФНС представлена:

Что затребуют:

— убыточная декларация;

— пояснения, обосновывающие размер убытка;

— «уточненка», в которой налог к уплате заявлен в меньшей сумме, чем в ранее поданной декларации;

— пояснения с обоснованием уменьшения налога к уплате;

— декларация, к которой не приложены обязательные сопутствующие документы;

— документы, которые компания должна приложить, например, в подтверждение нулевой НДС-ставки;

— декларация с заявленными в ней льготами;

— пояснения и документы, подтверждающие льготное право, в частности, возможность истребования документов распространяется на перечисленные в ст. 149 НК РФ операции, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы (например, пп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ, Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33);

— декларация, в которой НДС заявлен к возмещению

— документы, подтверждающие правомерность вычетов

Начало весны – традиционное время для подачи деклараций о доходах. В числе прочих в обязательном порядке о своих заработках будут сообщать государственные служащие. Проверка доходов чиновников в плановом порядке ведется уже несколько лет. С 2009 года проверкам подвергаются еще две категории граждан – сотрудники милиции и прокуратуры, а также – выборных учреждений (муниципальных советов).

Еще одна группа специалистов – должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), – пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.

Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата. Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м — полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Это снимает с силовиков обязанность – устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.

Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более – не сравнивают его с зарплатой. Как ни странно – даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, — у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности. За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура – отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. «Город 812» побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.

— Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
— Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников – супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, – проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, – это становится поводом для проверки полноты представленных сведений.
Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов.

— И много было таких сигналов?
— За последние годы – ни одного.

— В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
— Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба.

— Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?

— Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины – через ГИБДД, недвижимость – через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве – через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем.

— Что обычно скрывают госслужащие?
— Именно эту сторону своей жизни – по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой – чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир.
Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы – например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м.

— А машины какие скрывают?
— В основном отечественного производства. Из современных – про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti.

— Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
— Из государственных служащих — выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.
Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих.

— Это только чиновники?
— Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания.

— А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?
— В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.

— Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?
— В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.

— А как можно не знать, чем владеет жена?
— Если речь идет о квартире в общедолевой собственности, то такие оправдания, конечно, смешны. Но если дело в акциях, то все возможно — супруга могла про них и не говорить.
Кстати, если гражданин вдруг осознает, что что-то не указал, он в любой момент может прийти в кадровую службу и попросить дополнить свой материал. Мало ли, жена вдруг вспомнила, как когда-то на нее была зарегистрирована фирма… Главное, чтобы это произошло до того, как об этом узнает прокуратура или кадровая служба.

— Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?
— Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.

— Неужели дисциплинарное взыскание – так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?
— Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе – это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация – и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.

— Но уголовная-то ответственность возможна?

— Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, – эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.

— Сейчас чиновник обязан помнить обо всем своем имуществе? Даже если оно не приносит никаких дивидендов? Например, есть у человека акция родного колхоза, который приватизировали в 1993 году…
— Такие случаи – с акциями, полученными за приватизационные чеки, не выявлялись, и их возможность крайне редка. Если коммерческая организация ликвидирована, налоговый орган нам так и сообщает. Чаще чиновники утверждают, что фирма фактически не действует. Но это не основание, чтобы сведения о ней не указывать в кадровую службу. Такие аргументы мы не принимаем.

Нина Астафьева

От реального срока камеральной проверки 3-НДФЛ зависит, как быстро инспекция сможет вернуть в виде вычета подоходный налог (его часть) и/или насколько правильно физическое лицо (ИП) заявило о своих доходах в минувшем году. Ввиду важности этого вопроса рассмотрим его подробнее – сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в 2019 году?

Длительность по закону

Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ четко установлено, сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ – максимум 3 месяца со дня сдачи этой декларации. Исключений из данного правила нет. Причем этот срок актуален не только для формы 3-НДФЛ, а для любой налоговой отчетности.

Если подаёте декларацию почтовым отправлением, то срок камеральной проверки этой 3-НДФЛ стартует не с дня, когда документ считается поданным, а с даты получения налоговиками соответствующего почтового отправления с описью вложения. Логика здесь простая: инспекция не может начать проверку до получения на руки пакета документов. Это подтверждают разъяснения Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52.

Инспектор начинает ревизию и сопоставление всего сданного пакета документов автоматически: какого-либо специального разрешения руководства ИФНС ему на это не нужно.

На установленные законом сроки камеральной проверки декларации 3-НДФЛ не влияет, что именно заявил плательщик в этом отчете:

  • только доходы за прошедший календарный год;
  • только положенные ему вычеты;
  • и доходы, и вычеты.

И только в одном случае сроки камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ подлежат аннулированию. Это когда инспектор еще не закончил проверять первичный отчет, а физлицо уже сдало исправленный (уточненный) вариант этой декларации. Значит, 3 месяца стартуют заново. Об этом сказано в тоже пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Проводить повторную камеральную проверку 3-НДФЛ инспекция не имеет законного права.

Также учтите, что инспекции разрешено анализировать только тот период, за который сдан отчетный документ. При этом, если вы хотите вернуть подоходный налог за 2 или 3 года сразу, то придется подать по одной декларации за каждый из них. Поэтому сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в целом зависит еще и от количества:

  • поданных деклараций 3-НДФЛ;
  • заявленных вычетов.

Длительность на практике

Работа инспекций Налоговой службы РФ показывает, что налоговики довольно оперативно проверяют декларации 3-НДФЛ и приложенные к ним документы. Поэтому реальные сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ на самом деле короче. Значит, и налог вам вернут быстрее, если был заявлен вычет.

По практике, сколько идет камеральная проверка 3-НДФЛ, зависит от того, насколько скрупулёзно инспектор будет изучать вашу декларацию, заявленные в ней показатели и сопоставлять их с приложенным пакетом документов. Если будут выявлены ошибки, противоречия и иные неточности, ревизия затянется.

Таким образом, сколько проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, напрямую зависит от:

  • качества заполнения этой декларации;
  • отсутствия противоречий с приложенными к ней документами.
  1. Онлайн в личном кабинете физлица на официальном сайте ФНС.
  2. С помощью программы ФНС «Декларация 2017»:

Как отслеживать

Имейте в виду, что мониторить ход и срок камеральной проверки 3-НДФЛ можно на официальном сайте ФНС в личном кабинете физического лица . Там система показывает процент проверки сданной декларации. С каждым днем он становится больше. Однако это не значит, что инспекция анализирует ваш отчет по несколько строчек в день.

Дело в том, что в личном кабинете ход проверки 3-НДФЛ отражается в виде расчетного процента от 3-х месяцев – со дня старта камеральной ревизии до текущей даты.

Влияние срока на вычет НДФЛ

От того, сколько проходит камеральная проверка 3-НДФЛ, также напрямую зависит, как быстро заявителю вернуть рассчитанную им сумму подоходного налога. Например, при покупке квартиры.

При этом назвать конкретные сроки возврата налога невозможно. Максимально они могут составить 4 месяца, которые складываются:

  • из того, сколько идет камеральная проверка декларации 3-НДФЛ (максимум – 3 месяца);
  • плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.

Полученная налоговой инспекцией, тщательно проверяется. Камеральную проверку заявленных в отчетном документе показателей проводит инспектор, ответственный за данную процедуру.

Контрольные мероприятия необходимы для выявления ошибок или несоответствий в представленной информации.

Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ

Российским законодательством предусмотрена обязанность плательщика, не имеющего статус предпринимателя, подать налоговую декларацию 3-НДФЛ только в случае получения в отчетном периоде какого-либо дохода. Для получения социального или имущественного гражданин может обратиться в инспекцию в порядке осуществления своих прав, а не обязанностей.

При проведении контрольных мероприятий налоговый инспектор обязан уложиться в срок, предусмотренный ст. 88 Налогового кодекса РФ. Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году не должен превышать 3-х месяцев с момента ее подачи. За этот период работником налогового органа проверяется:

  • Соблюдены ли сроки подачи декларации;
  • Наличие или отсутствие ошибок в представленной информации;
  • Законность и обоснованность заявленных вычетов;
  • Соответствуют ли сведения, содержащиеся в отчете, данным полученным от других источников (факультативных участников налогового контроля, таких как Регистрационная палата или органы ГИБДД).

Срок проверки декларации 3-НДФЛ для налогового вычета в 2018 году также, как и в случае отражения в отчете полученных доходов, составляет 3 месяца. Причем, если декларация была отправлена по почте, датой ее представления в налоговый орган будет считаться дата ее отправки. Несмотря на то, что начать проверочные действия должностное лицо ФНС может только с момента получения декларации, срок начала контрольных мероприятий будет исчисляться с даты календарного штемпеля места отправления отчета.

Этапы проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

От того, сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ, зависит период возврата из бюджета заявленных вычетов. Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ проводится только по информации, заявленной плательщиком налогов, и только за один год.

Ход проверки декларации определяет последовательность действий работника налогового органа. После проведения всех необходимых мероприятий он выносит решение по результатам проведенной проверки. В зависимости от итогов завершенного контроля налоговым органом направляется в адрес налогоплательщика извещение:

  • О принятом налоговым органом решении о возврате суммы излишне уплаченного налога;
  • О необходимости представления в налоговый орган уточняющего отчета.

Поэтому на то, сколько проверяют декларацию 3-НДФЛ в налоговой, влияет и правильность заполнения отчета. Уже начатая камеральная проверка 3-НДФЛ обнуляется в случае предоставления физическим лицом уточненных сведений.

В случае обнаружения инспектором ошибок и противоречий в заявленной информации, он попросит уточнить отчет, что обнулит первоначальный контроль, и срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ начнет исчисляться заново. Также при выявлении каких-либо расхождений или недочетов проверку приостанавливают и запрашивают у заявителя разъяснений в установленный законом срок 5 дней с момента получения уведомления о необходимости разъяснить спорный момент.

Как проверить статус камеральной проверки 3-НДФЛ

Чтобы проверить статус проверки 3 НДФЛ, необходимо:

  • Обратиться непосредственно в администрирующий налоговый орган с паспортом и свидетельством о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • Зарегистрироваться на портале налог.ру и следить за ходом контроля через сервис «личный кабинет налогоплательщика».

Проверка 3-НДФЛ через интернет

Для того, чтобы узнать прошла ли камеральная проверка по налоговому вычету через онлайн-портал налоговой инспекции необходимо:

  • Пройти процедуру регистрации на официальном сайте ФНС;
  • Воспользоваться интернет-сервисом «личный кабинет налогоплательщика».

Процедура регистрации на сайте ФНС заключается в получении логина и пароля, причем логином является идентификационный номер налогоплательщика. Зарегистрироваться на сайте для отслеживания всей налоговой информации можно одним из 3-х способов:

  1. Обратиться непосредственно в инспекцию;
  2. Активировав доступ к налоговым сведениям с помощью усиленного ключа электронно-цифровой подписи;
  3. Через уже имеющуюся регистрацию на портале Госуслуг.

После прохождения активации доступа к личному кабинету ход контрольных мероприятий можно отследить следующим образом:

  • Войти в личный кабинет налогоплательщика;
  • Перейти в раздел «Налог на доходы ФЛ»;
  • Выбрать пункт «Декларация по форме 3-НДФЛ».

В открывшимся окне появится вся информация о ходе идущей и уже завершенных проверок, там отражены сведения:

  • Даты поступления в инспекцию деклараций;
  • Их регистрационные номера;
  • Статусы проверок;
  • Даты завершения;
  • Результаты проведенных проверок, если они уже завершены.

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ

Камеральная проверка 3-НДФЛ больше 3 месяцев по законным основаниям может длиться только в случае выявления инспектором каких-либо ошибок или противоречий, требующих приостановки срока контрольных мероприятий. Продлить срок, отведенный на контроль налоговым законодательством, должностное лицо налогового органа не имеет права.

О приостановке контроля налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика путем направления в его адрес:

  • Уведомления о представлении уточнения;
  • Извещения о вызове в инспекцию.

На практике при заполнении декларации налогоплательщик обязан указать телефон для связи. По нему инспектор может связаться с заявителем и попросить недостающие документы, если они должны были быть представлены.

Если камеральная проверка по 3-НДФЛ длится больше 3 месяцев, но никаких извещений и уведомлений гражданин не получал, то это повод обратиться в инспекцию за разъяснениями. Информацию о ходе проверочных действий налогоплательщик может получить путем подачи заявления или жалобы на действия (бездействия) должностных лиц в инспекцию по месту регистрации либо в вышестоящий налоговый орган. Отреагировать на заявление или жалобу ФНС обязана в течении 15 рабочих дней.

Нарушение сроков камеральной проверки 3-НДФЛ не несет никаких последствий для налогового органа. Но несмотря на затягивание сроков контроля перечислить возврат налога казначейство должно вовремя и этот срок не может быть более 4-х месяцев с момента подачи декларации: 3 месяца, отведенные на проверку, и 30 дней на перечисление излишне уплаченных сумм.

Если налоговая за этот срок не возвратила, причитающийся гражданину вычет, то с инспекции взыскивается пеня за просрочку возврата. Расчет суммы пени производится по формуле: 1/365 от ставки рефинансирования умноженная на сумму возврата и на количество дней просрочки.

Камеральная проверка представляет собой установление правильности предоставленных данных только по декларации и прилагающимся к ней справкам и документам и только в месте нахождения налогового органа. Подробнее о декларации и порядке её заполнения читайте .

Под данными, которые содержатся в отчетной форме, статьей 229 НК РФ подразумеваются суммы доходов, полученные за тот год, за который подается отчетность, а также вычеты и налоги, которые были удержаны из доходов отчитывающегося лица.

Проводится такая процедура для того, чтобы выявить возможные ошибки и неточности в предоставленных налогоплательщиком сведениях и дать ему возможность исправить найденные недочеты и предъявить верные сведения.

В каких ситуациях она проводится?

Обстоятельства, которые составляют повод для осуществления камеральной проверки декларации 3 НДФЛ, представляют собой обращение в налоговую инспекцию гражданина:

  • с целью предъявления права на различные вычеты;
  • для получения обратно излишне уплаченных сумм налога на доходы физлиц;
  • для отчета о доходах за истекший год.

Для проведения указанной процедуры нужна сама форма 3 НДФЛ, а также обосновывающие указанные в ней цифры документы. Если каких-то справок, платежных документов и т. д. не хватает, то налоговая инспекция запрашивает их у налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган может запрашивать объяснения по нуждающимся в разъяснении вопросам у налогоплательщика. То, как проводится процедура рассматриваемой проверки поданной документации, описано в статье 88 НК РФ .

Сроки проведения проверки НДФЛ-3 декларации

Отчет по получению дохода физлицами сдается по общему правилу до 30 апреля года, следующего за тем, за который отчитывается налогоплательщик. А вот для предоставления вычета и излишних сумм налога срок сдачи декларации не важен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ на установление корректности сведений, отраженных в отчетности, отводится три месяца. Процедура считается начатой с того момента, как специалист налоговой инспекции получает от гражданина заполненную декларацию.

Момент получения отчетности различается в зависимости от того, каким способом специалист службы получает декларацию:

  1. лично в руки – момент фактической передачи;
  2. по электронной почте – момент отправки электронного письма;
  3. по обычной почте – момент отправки письма.

Что именно уточняется во время этой процедуры?

В процессе проведения указанной процедуры в отношении 3 НДФЛ выявляют возможные недочеты в:

  • самой декларации;
  • составе предоставленного пакета документов (все ли необходимые документы приложены);
  • соответствии данных, указанных в форме 3 НДФЛ данным, которые приложены к ней (например, 2 НДФЛ – справке от работодателя о доходе, полученном у него физлицом);
  • применении ставок налога и его исчислении;
  • применении налоговых вычетов.

ВАЖНО! Если в процессе установления корректности данных будут обнаружены, ошибки, неточности, несовпадение предоставленных сведений, недостающие данные, то налогоплательщик должен за пять рабочих дней (в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 88 НК РФ) внести коррективы в декларацию.

Как проверить налоговую декларацию? Пошаговая инструкция

В этом разделе подробно будет рассказано, как проверить НДФЛ-3 декларацию.

Моментом начала процедуры считается момент предоставления специалисту налогового органа отчетной формы с соответствующими подтверждающими содержащиеся в ней данные документами. О начале проверки никаких специальных уведомлений налогоплательщику не направляется.

Также не требуется и никаких распоряжений или приказов о произведении камеральной проверки, ответственное лицо налоговой инспекции проводит ее без указания от руководства.

Ответственный специалист проверяет содержащиеся в декларации данные и, в случае выявленных несоответствий, обязывает налогоплательщика устранить найденные нарушения не более чем за 5 рабочих дней. Для этого проверяющий связывается с гражданином, подавшим декларацию, либо по телефону, либо в письменном виде.

Поиск ошибок и несоответствий данных в декларации производится частично в автоматизированном режиме, поскольку проверяется специальной программой. Далее процедура осуществляется вручную путем логического сверения данных.

Если в процессе установления корректности данных обнаружены недочеты, то возможно принятие решения о проведении проверки с выездом.

Поэтому в конце камеральной проверки оформляется перечень лиц, в отношении которых принято такое решение.

Так, алгоритм камеральной проверки отчетной представляет собой следующую последовательность:


Как узнать статус операции, в том числе по ИНН?

Чтобы подавший гражданин мог отслеживать статус ее проверки, он может:

  1. зарегистрироваться на странице налоговой службы https://www.nalog.ru и по своему ИНН выяснять статус проверки (с этой целью нужно зайти в раздел «Статус проверки 3 НДФЛ»), этот путь является наиболее удобным;
  2. взять при подаче налоговой декларации номер того отдела или специалиста, который будет заниматься его декларацией, и уточнять статус проверки по телефону;
  3. обратиться лично в налоговую инспекцию по месту жительства;
  4. написать запрос в официальной форме в налоговую инспекцию.

Так гражданин в любой момент сможет узнать, на каком этапе находится камеральная проверка поданной им отчетности.

Если найдены нарушения, чем это грозит?

Результаты проведенной проверки могут выражаться в следующем:


Если отказано в вычете или возврате сумм налога, нужно выяснить, почему. Обычно это происходит из-за недостачи каких-либо документов. Гражданин, подавший декларацию, может быть не согласен с вынесенным решением, тогда нужно подать письменное заявление о несогласии с результатом проверки.

Если принято решение предоставить вычет или вернуть излишне оплаченную сумму налога, то в течение месяца с окончания проверки (3 месяца) денежные средства должны поступить на счет, который указал гражданин в своем заявлении.

Если в течение этого срока деньги не поступают, то гражданин вправе потребовать возмещения процентов за незаконное пользование его средствами.

Если обнаружены ошибки в декларации, то может быть принято решение и о проведении выездной проверки. Если же налогоплательщик сам обнаруживает ошибку в своей декларации до того, как о ней сообщает налоговая инспекция, то имеет смысл сразу же подать откорректированную декларацию. В этом случае налогоплательщик не будет нести ответственности за неправильно поданные сведения.

Следует помнить о том, что камеральной проверке подвергается любая поданная в налоговую инспекцию декларация. Все подаваемые в налоговую службу данные, независимо от целей, должны быть тщательно проверены на наличие возможных неточностей или несоответствий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .