Главная · Бухгалтерия · Мосэнергосбыт срок оплаты. Порядок оплаты электроэнергии: законно ли требование аванса? Промежуточных авансовых платежей за электрическую энергию

Мосэнергосбыт срок оплаты. Порядок оплаты электроэнергии: законно ли требование аванса? Промежуточных авансовых платежей за электрическую энергию

1. Я сдаю в аренду нежилое помещение, с меня требуют 70% предоплаты за электроэнергию, законно ли это? Договор еще не подписан.

1.1. Здравствуйте.
Если у Вас установлен счётчик, платите за фактически потреблённую электроэнергию. Если поставщик электроэнергии требует предоплату, как условие заключения договора на поставку электроэнергии, обращайтесь в прокуратуру и на основании ст. 10 ФЗ-3,О прокуратуре РФ, требуйте защиты Ваших прав и законных интересов. Прокуратура обязана провести по Вашему заявлению всестороннюю проверку и если в действиях поставщика будут найдены нарушения закона, прокуратура внесёт представление об устранении нарушений, с сообщением Вам о принятых мерах.

2. Я арендую магазин. Обязан ли я платить предоплату за электроэнергию?

2.1. Вам нужно изучить договор аренды. Арендные платежи включают в себя оплату электроэнергии и в каком порядке. (обычно по выставлению счета по показаниям прибора учета электроэнергии)

3. С нас второй месяц пытаются взять предоплату за электроэнергию. Я не плачу. Я задавала вопрос по телефону, мне ответили, что это такая политика компании по отношению к частному сектору. Дом у нас в деревне, зимой не живем. Нагорело 39 квт., а прибавили ещё 87 предоплаты. Есть ли какой-то закон по этому поводу?

3.1. Если Вы потребляете электроэнергию как физическое лицо, то оплачивать должны за потребленную электроэнергию. Предоплата при расчетах с физическими лицами законодательством не предусмотрена. Только обратите внимание на своевременную передачу показаний счетчиков. Как это лучше сделать и в какие сроки уточните у энергетиков. Если показания передали позже, чем предусмотрено договором, либо вообще не передали, оплату за электроэнергию Вам выставят исходя из предыдущих платежей.

4. Единственный поставщик электроэнергии требует по договору предоплату за текущий месяц. Не будет предоплаты - полное ограничение режима потребления. Можно ли через суд устранить диктат предоплаты? Других энергоснабжающих компаний нет.

4.1. Здравствуйте. Для этого мне нужно обращаться в суд, у них есть вышестоящий орган, который осуществляет контроль за их деятельностью - это антимонопольная служба.

4.2. Уважаемый Сергей, здравствуйте!
А ранее как плата производилась?
Посмотрите положения договора: если там нет предоплаты, то действия поставщика неправомерны.

Удачи Вам и всего самого доброго! С наилучшими пожеланиями, юрист Кондратьева Марина.
За помощью Вы можете обратиться к выбранному Вами юристу на сайте.

5. В СНТ произвели предоплату за электроэнергию, а пза этот период повысился тариф на электроэнергию надо ли делать пересчет за оплаченные киловатт часы.

5.1. Если иного договором поставки электроэнергии не предусмотрено - надо. Общее правило - оплачивается по цене, существовавшей во время, когда состоялось пользование, в том месте, где оно происходило.

6. Мы находимся в торговом помещении. НЭСК взымает предоплату 70% за электроэнергию ежемесячно. Правомерны ли их действия? Можно ли за это подать на них в прокуратуру?

6.1. Для ответа на ваш вопрос необходимо изучить договор на поставку электроэнергии.
Без этого затруднительно ответить на ваш вопрос. Скорее всего в договоре прописаны условия предоплаты.

С уважением.

6.2. Здравствуйте, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вы имеете право написать жалобу в прокуратуру, а они обязаны будут провести проверку и принять меры.

6.3. Смотрите условия договора.
Если хотите, то конечно...

ГК РФ Статья 450. Основания изменения и расторжения договораПозиции высших судов по ст. 450 ГК РФ >>>

1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Многосторонним договором, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена возможность изменения или расторжения такого договора по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в указанном договоре, если иное не установлено законом. В указанном в настоящем абзаце договоре может быть предусмотрен порядок определения такого большинства. (абзац введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:КонсультантПлюс: примечание.

Изменение или расторжение договора по данному основанию влечет последствия, предусмотренные частью 5 ст. 453 настоящего Кодекса.

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

4. Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Статья 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

7. Надо ли платить предоплату за электроэнергию ИП. законно ли это?

7.1. Сергей,
Читайте условия заключенного вами договора. Т.к. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

8. Мосэнергосбыт требует предоплату за электроэнергию, и в случае неоплаты отключает всё предприятие. Законно ли это? В акте сверки предоплату никогда не отображают. Письменных разъяснений по предоплате тоже не предоставляют.

8.1. Внимательно изучите договор на поставку электроэнергии, заключенным между вами, как юридическим лицом, и поставщиком электроэнергии. Там должна быть предусмотрены авансовые платежи в пределах лимита потребления, который согласован сторонами. Окончательный расчет за потребленную энергию рассчитывается с учетом авансовых платежей. Платить в авансовые платежи вы должны по договору. В акте сверки может и не отражают, но суммы авансовых платежей должны быть в счетах, которые предъявляет электропоставляющая компания. Успешно решить Ваш вопрос можно с юридической помощью.
Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!

9. Возможно ли начисление пени на предоплату за электроэнергию? В договоре прописано условие о предоплате.

9.1. Если договором установлена обязательная предоплата, то в случае нарушения условия договора (невнесения предоплаты в установленный договором срок) начисление пени законно.

10. Имеют ли право в нст собирать деньги предоплатой за электроэнергию, на зимний период, ссылаются на электросети.

10.1. Как решит собрание, просто так - не могут заставить, законом не предусмотрена предоплата за услуги, только по факту потребления.

10.2. Здравствуйте, Владимир.
Нет, не имеет право СНТ собирать деньги предоплатой за электроэнергию. Такое возможно лишь, если решением общего собрания члены СНТ согласуют такие сборы.

11. В СЧЕТЕ-НАКЛАДНОЙ МНЕ НАЧИСЛЯЮТ ПОМИМО ПОТРЕБЛЕННОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ЕЩЕ 30% И 40% ПРЕДОПЛАТЫ ЗА СЛЕДУЮЩИЙ МЕСЯЦ ССЫЛАЯСЬ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ №442. сПРАВЕДЛИВО ЛИ ЭТО?

11.1. Оплачивайте по факту

11.2. Здравствуйте
Напишите жалобу в прокуратуру и роспотребнадзор.
Должны начислять только фактически потребляемую энергию.
Аванс платится по желанию

11.3. Здравствуйте. Увы, это законно.

12. Физ. лицо собственник нежилого помещения. Законно ли требовать предоплату 75% за электроэнергию?

12.1. Все зависит от условий вашего договора

13. Законно ли требовать предоплату за электроэнергию с садоводческих товариществ.

13.1. Здравствуйте
Нет, Вы должны платить по факту, по показаниям счетчиков

14. В садоводческом товариществе при подключении электроэнергии требуют предоплаты в размере 400 руб. за сотку-хотя у меня стоит счётчик.
Говорят что в конце сезона пересчитают по показаниям и вернут лишнии деньги.
Законно ли это?

14.1. Здравствуйте! Нет,незаконно.

14.2. навязывание услуг - запрещено законом - ст. 16 ЗоЗПП - так и укажите руководству
также оплату можно расценить как поборы для личного обогащения

15. Законно ли требования Николаевоблэнерго садоводческим обществам о предоплате за электроэнергию на месяц вперед.

15.1. Читайте договор который председатель заключал с ними

16. Каков размер предоплаты за электроэнергию для и.п.?

16.1. Регулируется условиями договора.

17. Является ли предоплата задолжностью по оплате за электроэнергии и с какого времени наступает ограничение подачи электроэнергии?

17.1. Предоплата не является задоженностью по оплате за элзенергию Ограничение подачи наступает через 30 дней после уведомления Если в это время долг не будет погашен

18. С юр.лица требует предоплату за электроэнергию Дальэнергосбыт за 2 месяца вперёд, имеют ли право?

18.1. Здравствуйте! Если предоплата предусмотрена договором, то могут требовать

19. Сгорел магазин электрики требуют электроэнергию оплатить предоплату за другой месяц которой я не пользовалься потому что магазина не была.

19.1. оплату могут просить по факту за потребление, так как не пользуетесь то и платить не должны

20. Сгорел магазин электрики требуют электроэнергию оплатить предоплату за другой месяц которой я не пользовалься потому что магазина не была.

20.1. Подавайте исковое заявление в суд - ничего не оплачивайте.

21. Надо ли платить предоплату за электроэнергию ИП.

21.1. Здравствуйте! Да.как правило,договор предоставления эл.энергии требует авансовых платежей.

22. Законна ли предоплата за электроэнергию за месяц вперед.

22.1. Добрый день! Однозначно не законна.

23. В садоводческом товариществе требуют внести предоплату 2000 рублей за электроэнергию. Это законно? Спасибо.

23.1. Здравствуйте. Нет, это не законо. Подавайте жалобу в прокуратуру.
Порядок обращения: согласно инструкции Ген. Прокуратуры:

Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

24. Имеет ли право энергосбытовая компания требовать предоплату за электроэнергию? Если да, то в каком объёме? Если нет, то на какие статьи можно сослаться при оспаривании своих прав в суде?

24.1. Сергей Викторович. для начала нужно указать в вопросе кто вы? и похоже что вы не физ.лицо. а если это так. то имеют полное право на предоплату или наоборот.

25. У меня торговый ларек. С меня требуют предоплату за электроэнергию, в противном случае грозятся отключить мне электроэнергию. Законно ли это и могу ли я перезаключить договор с другими поставщиками электроэнергии?

27. НЭСК берет предоплату за предоставление электроэнергии ссылаясь на ФЗ № 442 ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ правомерно ли это? потому что в этом законе ничего подобного я не нашел.

27.1. если договор заключен с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то правомерно

Электроснабжающая организация требует произвести авансовый платёж за электроэнергию. Но, согласно Гражданскому кодексу РФ , потребитель обязан оплачивать объём электроэнергии, который принял фактически. Вправе ли ресурсоснабжающая организация настаивать на авансе?

В сегодняшней статье мы разберёмся, какие документы регламентируют порядок оплаты электроэнергии и можно ли этот порядок изменить.

Нормативные порядок и сроки оплаты

По общему правилу, установленному ст. 544 Гражданского кодекса РФ , оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за потребленную энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Иными словами, абонент платит по факту потребления энергии в соответствии с порядком, который предусмотрен нормативным актом или договором между энергоснабжающей организацией и абонентом.

Нормативный порядок оплаты электроэнергии гарантирующему поставщику электрической энергии установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 .

Порядок оплаты электроэнергии установлен диспозитивными нормами постановлений Правительства РФ N 442 и N 124 . Законодатель разрешил изменять сроки оплаты на более поздние даты по договорённости между сторонами (абз. 2 п. 81 Основных положений N 442 , п. 25 Правил N 124). Относительно изменения сроков оплаты на более ранние даты законодатель ничего не сказал. В данном случае следует исходить из императивности правил об оплате электроэнергии, выбирая исключительно между двумя моделями:

  • нормативные сроки оплаты, установленные постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124 ;
  • или договорные сроки с указанием более поздних дат оплаты, нежели установлены постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124 .

Если стороны не могут договориться о сроках оплаты электроэнергии, их спор должен быть передан на рассмотрение суда. При рассмотрении подобного спора суды основываются на балансе интересов сторон. Как показывает практика, суды изменяют сроки оплаты в том случае, если это необходимо для устранения неравенства и разногласий между сторонами относительно объёмов поставленной электроэнергии.

Позиция суда относительно изменения сроков оплаты

В суде рассматривался спор между ТСЖ и АО «Мариэнергосбыт» о согласовании условия договора энергоснабжения по срокам оплаты электроэнергии, поступающей в МКД. Несмотря на наличие нормативного правила о сроке оплаты электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, суд установил срок оплаты ТСЖ электроэнергии - до 25-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Основанием принятия подобного решения послужило следующее обстоятельство: поставка электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений на индивидуальное потребление осуществлялась по прямым договорам, с ТСЖ спорный договор был заключён лишь на объём электроэнергии, поступающий на общедомовые нужды. Как отметил суд, обязательство собственников помещений по оплате электроэнергии совпадает с датой оплаты Товариществом электроэнергии АО «Мариэнергосбыт». Для соблюдения баланса интересов сторон требуется согласовать срок оплаты - до 25 числа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2015 по делу N А38-535/2014).

При заключении договора между УО и энергоснабжающей организацией возникли разногласия по вопросу об определении сроков исполнения обязательства по оплате электроэнергии. Суд учёл возможность изменения срока оплаты электроэнергии на более поздний - до 22-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, основываясь на п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 , а также учитывая сроки оплаты гражданами коммунальных услуг и сроки перечисления банком УО полученных от них денежных средств (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2014 по делу N А28-5906/2013).

В целях соблюдения интересов и баланса сторон, учитывая сроки оплаты коммунальных услуг гражданами и сроки перечисления банком денежных средств граждан УО, принимая во внимание количество находящихся в управлении УО жилых домов, суды посчитали возможным установить срок оплаты электроэнергии до 18-го числа месяца, следующего за расчётным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2016 по делу N А12-43813/2015).

Учитывая большой объём ежемесячно проверяемой информации, связанной с обслуживанием УО значительного количества МКД (185) и принимая во внимание необходимость осуществления УО деятельности по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке, а также учитывая иные обстоятельства, суды посчитали возможным утвердить редакцию условия договора о сроках оплаты, предложенную УО: «до 25-го числа месяца, следующего за расчётным» (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 по делу N А12-38064/2015).

Выводы

1) Авансовые платежи за электроэнергию, предусмотренные в п. 82 Основных положений N 442 , не могут применяться к исполнителям коммунальной услуги, поскольку для них предусмотрены иные сроки оплаты - до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, или более поздний срок, согласованный договором или определённый судом.

2) Иные абоненты (например, собственники нежилых помещений, РСО), для которых предусмотрена авансовая схема платежей за электроэнергию в виде двух промежуточных платежей до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, могут её изменить в договорном порядке на более поздние сроки. Исходя из практики, подобное представляется маловероятным.

3) Электроснабжающая организация не вправе требовать предоплаты, то есть 100 % оплаты за фактически непредоставленную в пользу абонента энергию.

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии

В случае, когда абонент своевременно не оплачивает фактически принятую электроэнергию, переданную через присоединенную электрическую сеть, к абоненту в соответствии с п. 3 ст. 486, абз. 1 п. 4 ст. 488 ГК РФ применяются меры ответственности. На сумму, уплата которой просрочена, абонент обязан уплатить неустойку, размер которой определён п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» .

Размеры неустойки за просрочку оплаты электроэнергии


Электроснабжающая организация,
гарантирующий поставщик
Управляющие организации, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие ГВС, ХВС и (или) водоотведениес 1 по 60 день - 1/300с 61 по 90 день - 1/170с 91 и дня и далее - 1/130
ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные специализированные кооперативы;
Собственники и иные законные владельцы помещений в МКД
с 1 по 30 день - 0с 31 по 90 день - 1/300с 91 дня и далее - 1/130
Иные абоненты (организации, предприниматели)1/130 с первого дня просрочки

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии в виде неустойки для всех абонентов и исполнителей коммунальных услуг и/или в виде ограничения/приостановления предоставления электроэнергии за исключением УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК и отдельной категории абонентов может наступить лишь в случае просрочки оплаты переданной электроэнергии, то есть за фактически принятое, но не оплаченное получателем количество энергии за месяц при наступлении срока окончательного расчета. Для целей расчётов и применения мер ответственности юридический факт передачи электроэнергии возникает по окончании расчётного периода в момент фиксации объёма поставки (п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Для исполнителей коммунальной услуги (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) этот момент определяется 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Для иных лиц - 18-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, если иные сроки не были предусмотрены договором.

Таким образом, у электроснабжающей организации отсутствуют правовые основания применять меры ответственности (взыскивать неустойку, отключать электроэнергию) к абонентам, которые допускают просрочку авансовых или иных платежей до окончания расчётного периода.

Судебная практика по привлечению к ответственности за просрочку оплаты

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Определении от 06.10.2016 N 305-ЭС16-8210 , «поскольку факт поставки электроэнергии ни к 10-му, ни к 25-му числу расчётного месяца не подлежит фиксации и не был зафиксирован, обязанность компании оплатить предварительный платеж, исчисленный от ориентировочного объёма поставляемой электроэнергии за текущий месяц, не корреспондировала обязанности сбытовой компании поставить к этой дате определенное количество электроэнергии, несвоевременное осуществление первого и второго платежей не является достаточным основанием для привлечения компании к ответственности в соответствии со ст. 395 ГК РФ за просрочку оплаты поставленной электроэнергии».

Защита от незаконных требований электроснабжающей организации

Абонент, получивший требование об оплате электроэнергии в иные сроки, отличные от нормативных или договорных, действуя в порядке самозащиты (ст. 14 ГК РФ), может не производить оплату по указанному требованию, направить в адрес электроснабжающей организации претензию с указанием на незаконность действий и производить оплату в нормативные или договорные сроки.

Если электроснабжающая организация применяет к абоненту штрафные санкции или отключение в качестве меры ответственности за просрочку оплаты электроэнергии, УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК могут обратиться за защитой своих прав в антимонопольный орган. Требования электроснабжающей организации в данном случае будут квалифицированы как противоречащие антимонопольному законодательству.

Автор статьи: Киракосян Сусана Арсеновна, кандидат юридических наук, доцент, доцент филиала КубГУ г. Новороссийска, партнёр юридической фирмы «Эсток-Консалтинг», независимый эксперт при Минюсте РФ по антикоррупционной экспертизе НПА.

Поставка электрической энергии гарантирующим поставщиком. Поставщик требует авансирование 30% до 10 числа текущего месяца, 40% до 25 числа текущего месяца и фактическую оплату после сверки поставленной энергии за месяц. Может ли Заказчик отказаться авансировать поставку электрической энергии?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если продавец является гарантирующим поставщиком электрической энергии, то краткий анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что у него есть право предусматривать авансовые платежи в размере до 70% суммы контракта в контрактах электроснабжения.

Вправе ли энергосбытовая компания предусматривать авансовые платежи в размере до 70% суммы контракта в контрактах на закупку услуг электроснабжения?

Если продавец является гарантирующим поставщиком электрической энергии, то краткий анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что у него есть право предусматривать авансовые платежи в размере до 70% суммы контракта в контрактах электроснабжения (двусторонних договорах купли-продажи электрической энергии), так как такой порядок оплаты установлен Основными положениями функционирования розничных рынков (утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442), является существенным условием договора и не противоречит постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год".

При этом с учетом позиции Минфина России, изложенной в письме Минфина России от 31 июля 2013 г. № 02-13-11/30710 и имеющейся судебной практикой, заказчик вправе согласовать с гарантирующим поставщиком более поздние сроки оплаты (п. 82 Основных положений функционирования розничных рынков).

Что касается письма Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 02-04-07/23553 "Об организации исполнения бюджета в 2016 году", учитывая дополнения, внесенные постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 266 в пункт 36 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456, в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 737-р, на который идет ссылка в данном письме, услуги гарантирующего поставщика электроэнергии отсутствуют и соответственно, данное письмо в данной ситуации не учитывается.

Здравствуйте. Здесь на мой взгляд 2 точки зрения есть.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861

Положения настоящего пункта не распространяются на население и приравненных к нему категорий потребителей.
Оплата услуг по передаче электрической энергии, если иное не установлено соглашением сторон, должна осуществляться в следующие сроки:
а) гарантирующие поставщики оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах обслуживаемых ими потребителей, до 15-го числа месяца, следующего за расчетным;
б) иные потребители услуг по передаче электрической энергии (за исключением населения) оплачивают 50 процентов стоимости оказываемых им услуг по передаче электрической энергии на условиях предоплаты.
Стоимость оказываемых потребителям услуг по передаче электрической энергии на условиях предоплаты определяется исходя из цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, определенных в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в отношении организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью для предшествующего расчетного периода, в отношении прочих сетевых организаций - для расчетного периода.

Но есть и другое постановление:

Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442
(ред. от 04.09.2015)
«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»

81. Граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
82. Если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма заcчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
В случае если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается гарантирующим поставщиком с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в нем предусматривается условие о предварительной оплате 50 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, до 1-го числа этого месяца, если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

СНТ как энергосбытовая организация не рассматривается, так что всё таки думаю тут требования не правомерны.

Но вот как поставщик КУ в принципе может.

Вот тут вопрос, как осуществляется энергоснабжение участников СНТ, с кем заключает договор?

Поставщик является гарантирующей организацией?

гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

К 1 марта регионы должны определиться с размером социальной нормы на потребление электричества для населения. Но альтернативой «энергопайку» может стать «абонентская плата» – ее собираются брать даже с собственников пустующих квартир.

Корреспондент БН разбиралась, почему субъекты РФ не хотят переходить на «энергопаек» и кто может выиграть, а кто проиграть от введения системы «абонентской платы» за электроэнергию.

Против… даже чиновники

Согласно постановлению Правительства РФ № 614 от 22 июня 2013 года социальные нормы потребления электроэнергии для граждан планировали ввести на территории всех без исключения субъектов РФ с 1 июля 2014 года. С размерами «энергопайка» властям регионов надлежало определиться в срок до 1 марта этого года.

По рекомендациям Министерства энергетики на человека в месяц должно приходиться около 70 кВт ч. Впрочем, каждый регион вправе сам устанавливать этот показатель, исходя из среднестатистического объемов потребления. Главное требование – не менее 70% населения должно укладываться в норму без существенного снижения качества жизни.

Новую систему оплаты с 1 сентября 2013 года уже тестируют в семи пилотных субъектах РФ. Наименьшая норма потребления установлена в Ростовской области – 50 кВт ч на одного жильца в месяц. Наибольшая – в Орловской области – 190 кВт ч. Москва и Петербург в эксперименте не участвуют.

Как сообщила БН зампредседателя Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга Ирина Бугославская, соответствующие расчеты для нашего города также уже имеются. Однако назвать конкретные цифры чиновница отказалась. «Мы понимаем, что введение социальных норм может быть воспринято населением негативно, потому пока не хотим волновать граждан», – заявила она.

По словам Бугославской, петербургские власти уже направили обращение в Министерство регионального развития РФ, в котором просили отсрочить переход на новую схему. Но официального ответа до сих пор не получили. «Наши московские коллеги также обеспокоены введением соцнорм. Мы считаем, что в двух столицах не получится достигнуть целей, которые преследует новая схема. Снижение перекрестного субсидирования будет минимальным, сбытовые и сетевые компании вряд ли выиграют от нововведения», – отмечал в интервью БН первый заместитель председателя Комитета по тарифам Иван Болтенков.

Примечательно, что в необходимости введения социальных норм энергопотребления в начале этого года засомневался и председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Он поручил профильным министерствам доработать предложения о новой системе. Медведев также посчитал целесообразным предоставить субъектам РФ право самостоятельно решать вопрос о переходе на «энергопаек» в ближайшие два года. И сделать обязательным введение соцнорм только после 1 июля 2016 года.

Интересно, что власти Ленобласти уже заявили, что откладывают переход на новую систему на два года. На очереди – Пензенская область.

В Смольном же настаивают, что никаких официальных документов о возможности отсрочки федералами пока не подготовлено.

За двумя зайцами

В начале февраля этого года Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предложила до полного перехода всех регионов на соцнормы учредить так называемую абонентскую плату, то есть установить определенную долю в ежемесячных платежах населения, закрепив ее как оплату услуг за электроэнергию.

Как утверждают в ведомстве, для граждан, которые регулярно вносят платежи, расходы увеличиться не должны. Абонентская плата не будет превышать минимальный размер потребления электроэнергии в домохозяйствах. Вносить ее предложат авансом, а затем, по факту потребленного ресурса, для жильцов произведут перерасчет. Если гражданин израсходовал больше электроэнергии, чем предусмотрено абонентской платой, то ему придется доплатить. Если на счетчике – ноль, то уплаченные вперед денежные средства никто возвращать не будет.

По логике федеральных чиновников, эта инициатива должна заставить раскошелиться владельцев инвестиционных квартир или коттеджей, которые сейчас ничего не платят за электроэнергию. Такие объекты стоят по большей части пустующими, соответственно, там нет потребления ресурса. А монополисты не могут компенсировать свои расходы за подключение домохозяйств к сетям. «Это (новая система абонентской платы. – БН) относится, например, к новым районам массовой дачной и коттеджной застройки, где дома появились, инфраструктура построена, но потребление – ноль», – приводили федеральные СМИ слова руководителя ФСТ Сергея Новикова.

В Комитете по тарифам Смольного заверяют: никаких распоряжений и приказов от ФТС о переходе на абонентскую плату еще не поступало. «Пока мы рассматриваем это предложение лишь как выдвинутое для обсуждения. Инициативу будет крайне сложно реализовать с бухты-барахты, без длительной и тщательной подготовки. Для расчета социальных норм нам потребовалось почти девять месяцев. Столько же уйдет и на определение размера абонентской платы. По существу, нам предлагают бросить уже практически доделанную работу и взяться за новую. И как же в итоге будет рассчитываться плата за электроэнергию, теперь никто не понимает», – говорит Ирина Бугославская.

Деньги – вперед

Опрошенные БН эксперты инициативу ФСТ тоже считают сырой и непродуманной – с точки зрения социальной справедливости. Дело в том, что в ее рамках под одну гребенку с собственниками инвестиционных объектов могут оказаться причесанными и владельцы дач, также зачастую простаивающих зимой пустыми. Сейчас на территории города и Ленобласти насчитывается около 2,5 миллионов садоводств. По действующему жилищному законодательству дачник вправе взять справку в своем садоводстве о том, что не проживал там постоянно зимой, и, соответственно, не оплачивать счета. Но если абонентская плата будет введена – дополнительные затраты станут для дачевладельцев неизбежными.

Трудно не согласится, что владельцы инвестиционных квартир – это в основном достаточно обеспеченные люди и они могут позволить себе дополнительные расходы. «Но даже с учетом этого обстоятельства непонятна логика чиновников из ФСТ. Расходы на подключение к сетям уже заложены в цену “квадрата”, которую предлагает покупателям застройщик, если речь идет именно о квартирах и коттеджах. Получается, что теперь деньги хотят брать и с девелоперов, и с их клиентов», – говорит руководитель юридической службы Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Екатерина Метелева. Она добавляет, что в действующем порядке оплаты коммунальных услуг взимание авансовых платежей с населения за еще не поставленные ресурсы категорически запрещается.

Сколько точно в Петербурге и Ленобласти имеется объектов, которые приобретаются с целью инвестирования денежных средств, эксперты сказать не берутся.

По данным экспертов Knight Frank St. Petersburg, доля инвестиционных покупок в пригородной зоне составляет в среднем 15-20%. В жилых комплексах с достаточно низкой ценой предложения данная величина достигает 30%.

По мнению руководителя Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости» Марины Чижковой, в зависимости от конкретного проекта в жилом комплексе в городской черте может быть куплено от 25 до 35% инвестиционных квартир. В основном в этих целях приобретают «однушки» и студии. Генеральный директор ЗАО «Ойкумена» Лев Гниденко считает, что введение абонентской платы сильно не скажется на интересе инвесторов к покупке жилья. «Большинство подобных собственников либо сразу продают жилье, либо сдают его. Во втором случае арендодатели, возможно, будут более заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее сдать жилье. Соответственно, они будут снижать цены на аренду объектов», – считает он.

Заставить граждан платить за ресурсы вперед – это заветная мечта монополистов и чиновников. Так, в сентябре прошлого года глава Газпрома Алексей Миллер предложил ввести для физических лиц предоплату за газ. А в ноябре 2013 года Дмитрий Медведев выступил с инициативой об авансировании для населения платежей за квартиру. Однако пока эти заявления остались лишь декларацией о намерениях.