Главная · Персонал · Мать гермеса в древнегреческой мифологии. Гермес. Божественные обязанности и покровительство

Мать гермеса в древнегреческой мифологии. Гермес. Божественные обязанности и покровительство

И Майи, дочери титана Атланта. Тотчас после рождения этот бог обнаружил все главные черты своего характера: изобретательность, проворство, соединенное с грацией, хитрость и лукавство. Необыкновенно быстро развиваясь, он на пятом часу после рождения покидает колыбель, делает лиру, натянув струны на панцире черепахи, и воспевает на ней любовь Зевса и своей матери Майи. Почувствовав желание поесть мяса, он в сумерках спешит в область Пиерию и крадет 50 быков из стада Аполлона . Привязав к ногам быков сандалии или ветки деревьев, чтобы спутать следы, он гонит их перед собой, скрывает в пещере возле города Пилоса, а затем он возвращается к своей матери и ложится в люльку, как будто бы ничего не случилось. Но Аполлон, обладающий даром провидения, открывает вора и ведет его к Зевсу. По приговору Зевса, Аполлон получает обратно своих быков и уступает их добровольно Гермесу в обмен на изобретенную им лиру. Тогда Гермес изобретает для себя скромную пастушескую свирель (сирингу), но и ее он уступает Аполлону за «жезл глашатая». Таким образом, Гермес сделался богом стад и пастбищ, тогда как Аполлон с этого времени стал ревностно заниматься музыкой. Кроме того, Аполлон научил своего младшего брата искусству предсказаний, а Зевс сделал его глашатаем богов.

С этого времени Гермес выступает в мифах о богах и героях, чаще всего вестником Зевса, но часто также в качестве хитрого друга людей и героев, всегда готового дать разумный совет. Всего охотнее он проводить свое время в обществе лесных и полевых нимф. Так, Приап, Гермафродит, Дафнис в Сицилии и многие другие считались его сыновьями. Первоначально Гермес «стремительный, спешащий», был богом ветра, вследствие чего его представляли себе крылатым, затем стал богом поездок и путешествий и наконец богом торговли и всяких дел вообще; как бог путешествий, он сопровождает людей в их последнем странствовании в царство Аида , поэтому он называется «проводником душ» (ψνχοπομπός).

Древнейшей формой почитания Гермеса было поклонение ему в образе простой кучи камней. В такой куче укреплялся столб, а когда на столбе стали изображать фаллос, а впоследствии также приделывать к столбу голову бога, то получились гермы , которые вместе с тем служили первоначально путевыми столбами и снабжались мудрыми изречениями.

Философы-мифологи называли Гермеса «общим переводчиком» (Έρμηνενς), который дал людям языки и письмена, а вместе с тем возможность выражать свои мысли; греки символически указывали на это принося ему в жертву языки жертвенных животных. Палестры и гимназии также считались его изобретением и были посвящены ему.

Мифы древней Греции. Гермес. Непредсказуемый вестник богов

Особый праздник в честь Гермеса назывался «Гермеи» и справлялся главным образом в Афинах в гимнасиях и палестрах. Гермес, столь разностороннее по своему характеру божество, считался здесь преимущественно богом гимнастической ловкости. Совершенно в другом значении (как предотвратитель эпидемий) почитался он в Танагре (Беотия); ещё одно значение имел его культ на острове Крите, где приближался к культу Сатурна в римских Сатурналиях. Средоточием культа Гермеса была Аркадия, и здесь (особенно в Фенее) Гермес пользовался высоким почетом, как бог древнейшего сельского населения страны. Как бог торговли, Гермес отождествлялся с римским Меркурием.

К атрибутам Гермеса принадлежит пилос (pileus, конусообразная шапка) или πέταβος (дорожная шляпа с широкими полями). Уже Гомер изображал Гермеса обутым в крылатые сандалии; впоследствии он получил крылья не только на сандалиях, но также на шляпе, на жезле и за плечами. К атрибутам Гермеса относится также κηρνκεών, «жезл глашатая».

Гермес с Дионисом. Статуя работы Праксителя. IV в. до Р. Х.

Художественные изображения Гермеса были также разнообразны, как и его значения: он является то пастухом, то вором, то купцом (с кошельком), иногда с лирой, иногда же вестником богов или глашатаем. Гермес, несущий барана, перешел в христианскую символику в виде изображения Доброго пастыря. Древнейшее искусство представляло его бородатым, т. е. сильным мужем, но уже в раннюю эпоху получило распространение изображение Гермеса в юношеском возрасте. Он носит короткие вьющиеся волосы и отличается пытливым и умным выражением лица.

Николай Кун

В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, и посвященные ему гермы можно видеть поставленными при дорогах, на перекрестках и у входов в дома всюду в древней Греции. Он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь - в печальное царство Аида . Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес - бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, вместе с тем - изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч.

Гермес похищает коров Аполлона

Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как он уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада богов в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидал черепаху, поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в своем винограднике.

Возьми себе одну из этих коров, - сказал ему Гермес, - только никому не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.

Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел еще недалеко, как ему захотелось испытать старика, - сдержит ли он данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид, вернулся он назад и спросил старика:

Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда он их прогнал, я дам тебе быка и корову.

Недолго колебался старик, сказать или нет, очень уж хотелось ему получить еще быка и корову, и он показал Гермесу, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика за то, что он не сдержал слова, и в гневе превратил его в немую скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что надо держать данное слово.

После этого вернулся Гермес за коровами я быстро погнал их дальше. Наконец, пригнал он их в Пилос. Двух коров принес он в жертву богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.

Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки.

Но Майя заметила отсутствие своего сына. Она с упреком сказала ему:

Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров Аполлона? Разгневается он. Ведь ты знаешь как грозен в гневе своем Аполлон. Разве ты не боишься его разящих без промаха стрел?

Не боюсь я Аполлона, - ответил матери Гермес, - пусть себе гневается. Если он вздумает обидеть тебя или меня, то я в отместку разграблю все его святилище в Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и одежды.

А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец, вещая птица привела его в Пилос, но и там не нашел своих коров златокудрый Аполлон. В пещеру же, где были спрятаны коровы, он не вошел, - ведь следы вели не в пещеру, а из нее.

Наконец, после долгих бесплодных поисков, пришел он к гроту Майи. Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в пеленки. Разгневанный Аполлон вошел в грот Майи и увидал, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбели. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров и требовал, чтобы он вернул их ему, но Гермес от всего отрекался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и совершенно не знает, где они.

Послушай, мальчик! - воскликнул в гневе Аполлон, - я свергну тебя в мрачный Тартар, и не спасет тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне моих коров.

О, сын Латоны! - ответил Гермес. - Не видал я, не знаю и от других не слыхал о твоих коровах. Разве этим я занят - другое теперь у меня дело, другие заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках. Нет, клянусь, я даже не видел вора твоих коров.

Как не сердился Аполлон, он ничего не мог добиться от хитрого, изворотливого Гермеса. Наконец, златокудрый бог вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп . Как ни изворачивался Гермес, как не хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.

С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров, - так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель , столь любимую пастухами Греции.

Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес, уже в раннем детстве своем доказавший свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы. Всюду в палестрах стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали они перед борьбой и состязаниями в быстром беге.

Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор. и купец, и атлет, и даже воры.

Тип и атрибуты бога Гермеса (Меркурия). - Гермес - изобретатель кифары и бог воров. - Гермес - бог торговли, бог гимнасия и педагог. - Бог Гермес - охранитель дорог, путешественников и мореплавателей. - Гермес - бог красноречия, посланник богов и проводник душ в Аид. - Жалобы бога Гермеса (Меркурия).

Тип и атрибуты бога Гермеса (Меркурия)

Бог Гермес (в римской мифологии - бог Меркурий ), является, по мифам древней Греции, воплощением обмена, передачи и перехода из одного состояния или положения в другое.

Небесный посол, бог Гермес передает богам молитвы людей, а людям - благодеяния богов. Как проводник душ, бог Гермес олицетворяет переход от жизни к смерти. Бог красноречия и договоров, Гермес (Меркурий) передает другим мысли оратора или посланника.

Бог Гермес с собакой, переодетой свиньей.

Гермес - бог гимнасиев (школ борцов), потому что борьба состоит в передаче сил. Гермес - бог воров и торговли, потому что предмет, украденный или купленный, переходит из одних рук в другие.

На памятниках архаического искусства древней Греции, в особенности на вазах и сосудах, бог Гермес изображен в расцвете лет, с густой остроконечной бородой, с длинными вьющимися волосами, в дорожной низкой шляпе, с крылатыми сандалиями и держащим в руке кадуцей , который иногда на статуях походит на скипетр.

На античных гравированных камнях более поздней эпохи бог Гермес (Меркурий) иногда изображен с бородой, но эти изображения, несомненно, - подражание древним памятникам, потому что в эпоху золотого века греческого искусства тип бога Гермеса совершенно иной.

Бог Гермес изображен высоким, стройным юношей, всегда безбородым, с коротко остриженными волосами, представляя таким образом идеальный тип юноши, посещающего школы борцов (гимнасии). Лицо Гермеса не выражает величия Зевса (Юпитера) или гордости Аполлона, но в лице Гермеса часто отражается лукавство, присущее этому хитроумному и ловкому богу.

Низкая крылатая шляпа и кадуцей - главные атрибуты бога Гермеса (Меркурия). Даже когда Гермеса изображают с обнаженной головой, то на голове у Гермеса крылья.

Кадуцей бога Гермеса, или жезл, - палка, которую обвивают две змеи.

Иногда у Гермеса на пятках - крылья или крылатые сандалии. Богу Гермесу (Меркурию) часто придают и другие атрибуты, сообразно с его различными обязанностями и должностями. Гермес исполняет обязанности божественного пастуха, и тогда Гермеса изображают с бараном или козой. Как изобретатель кифары, бог Гермес изображается в сопровождении черепахи, из которой Гермес сделал первую кифару. Петух придается богу Гермесу как атрибут бога гимнасиев (школ борцов). Кошелек в руке Гермеса указывает на то, что Гермес - бог торговли.

Этот последний атрибут (кошелек) встречается чаще всею на античных памятниках римского происхождения, так как у древних римлян бог Меркурий был по преимуществу бог торговли .

Гермес - изобретатель кифары и бог воров

Немногие из богов упоминаются так часто в античной мифологии, как этот бог. Роль Гермеса очень важная, хотя он считается второстепенным богом, но во многих случаях Гермес, подобно лакею в комедии, оказывается главным лицом, руководящим ходом всего дела в античных мифах.

Бог Гермес (Меркурий) изобрел кифару в тот же день, как появился на свет. Сбросив с себя пеленки, в которые завернула его заботливая мать Майя, Гермес выбежал из пещеры. У входа в пещеру младенец Гермес увидал черепаху, медленно и важно прогуливающуюся по мягкой траве. Новорожденный бог Гермес схватил черепаху, вытащил животное из его жилища (панциря), натянул бараньи струны и покрыл твердый черепаший остов бычьей шкурой.

Так появилась первая в мире кифара. Окончив свою работу, Гермес ударил по струнам кифары и пришел в восторг от звуков, издававшихся его новым инструментом. Обрадованный своим изобретением, бог Гермес импровизирует тотчас же несколько гармонических стихов, которые тут же распевает в честь своего изобретения.

Бог Гермес (Меркурий) с самого раннего возраста проявляет качества, доставившие ему впоследствии почетное звание бога воров. В первый же день своего появления на свет Гермес крадет трезубец бога (Нептуна), стрелы бога Эрота (Купидона), меч бога (Марса), пояс богини (Венеры). Желая достойно закончить столь удачно начатый день, бог Гермес отправляется в Пиерию и крадет там стадо быков, принадлежащее .

Принимая всевозможные предосторожности, чтобы запутать и скрыть следы, младенец Гермес ведет стадо Аполлона в Пилос, приносит двух коров в жертву олимпийским богам, а остальных прячет в пещере.

Возвратясь в пещеру на гору Киллену, бог Гермес ложится как ни в чем не бывало в свою люльку и закутывается в пеленки. Мать Майя, заметившая отсутствие Гермеса, спрашивает, где он пропадал и что делал, и грозит Гермесу, что сын Латоны (Аполлон) сумеет его найти и разоблачить его хитрости, но Гермес дерзко отвечает: «Мать, не старайся меня запугать, точно я слабый ребенок, который сделал какую-то шалость и трусит даже голоса своей матери. Я же хочу и буду заниматься таким искусством, которое прославит и тебя, и меня» (гомеровский гимн «К Гермесу»).

Между тем бог Аполлон, обладающий всеведением пророка, узнает тотчас же, кто украл его коров. Аполлон отправляется в пещеру к Гермесу. При виде разгневанного бога Гермес еще тщательнее завертывается в свои пеленки и вначале дерзко отрицает покражу хитро прибавляя: «Я не обладаю еще силой человека, способной увести целое стадо. Да притом это не мое ремесло, у меня другие обязанности, я еще нуждаюсь пока в материнском молоке и в ее заботах о моих пеленках. И смотри не говори никому о нашей теперешней ссоре, подумай, с каким недоверием и сомнением отнеслись бы бессмертные к твоим словам, если бы ты вздумал раз сказать им, что ребенок, едва родившийся, отправился в твое жилище и увел твое стадо» (гомеровский гимн «К Гермесу»).

Но бога Аполлона было нелегко провести. Аполлон взял маленького бога Гермеса и понес его к Зевсу, прося его возвратить ему коров, украденных его сыном. Гермес и тут хочет отрицать свое преступление, но Зевс, который все знает и видит, приказывает Гермесу возвратить коров их владельцу.

Бог Гермес повинуется и ведет Аполлона в пещеру, где находятся коровы. Пока Аполлон занят тем, что пересчитывает стадо, Гермес начинает играть на кифаре. Аполлон приходит в такой восторг от его игры и инструмента, что хочет купить кифару. Гермес, как будущий бог торговли, понимая, что он может заключить выгодную сделку, соглашается отдать кифару, но требует за нее коров. Аполлон соглашается. Пока Аполлон только приспособляется играть на ней, бог Гермес уже придумывает другой музыкальный инструмент - пастуший рожок - и в обмен за него получает от Аполлона кадуцей.

Гермес - бог торговли, бог гимнасия и педагог

Дерзость и наглость, с которой бог Гермес лгал в первый день своего рождения, и талант, который Гермес обнаружил в защите такого дурного и неправого дела, заставили признать и почитать бога Гермеса (Меркурия) как покровителя и патрона всех адвокатов.

Бог Гермес (Меркурий) с первых же дней обнаружил такие способности при обмене и продаже, что все его стали почитать как бога торговли.

Античное искусство тогда изображает бога Меркурия с кошельком в руках. Ту же эмблему кошелька придают ему, когда Гермес олицетворяет бога воров, но в первом случае Гермес изображается в виде стройного, статного мужчины, как бы размышляющего и взвешивающего свои поступки, а во втором случае Гермесу придают вид ребенка, лукаво и хитро улыбающегося, как бы вспоминающего свои похождения.

Гермес - бог школы борцов и покровитель всех гимнастических упражнений в палестрах. Тогда бога Гермеса изображают статным, сильным эфебом, с коротко остриженными волосами и с петухом и пальмой - эмблемами борьбы, силы и выносливости.

Бой петухов был одним из любимых зрелищ древних греков, которые избрали эту птицу символом борьбы.

Во всех древнегреческих гимнасиях можно было найти изображение Гермеса, чаще всего в виде головы этого бога, поставленной на пьедестал. Такое изображение Гермеса называют герма . И бог Гермес сам посмеивается над такими изображениями - гермами. «Меня зовут, - говорит он, - быстроногим Гермесом. Так не ставьте же меня в палестрах лишенным ног и рук. Стоя на пьедестале без рук и без ног, как могу я быть быстроногим и ловким борцом?!»

Так как письмена служат для передачи мыслей и идей людей между собой, то Гермес (Меркурий), как бог обмена и передачи, является изобретателем азбуки и научает людей искусству передачи их идей и мыслей посредством письма.

К богу Гермесу обращаются с просьбами и молитвами учителя, общественные писцы и все занимающиеся писанием. Все инструменты, которые употребляются при писании, а также и для геометрии, посвящены богу Гермесу. Кроме того, согласно мифам древней Греции, бог Гермес изобрел цифры, меры и весы.

Бог Гермес (Меркурий) находится в постоянном общении с человеческим родом. Гермес любит принимать участие в жизни людей, их невзгодах и благоденствии. Гермес олицетворяет производительную силу природы и является посредником между природой и человечеством. Гермес заботится о плодородности полей и, как бог-пастух, охраняет стада. В Аркадии, пастушеской стране по преимуществу, культ Гермеса был очень распространен.

Бог Гермес - охранитель дорог, путешественников и мореплавателей

Гермес (Меркурий), как бог торговли, является естественным покровителем путешественников и мореплавателей, охранителем дорог и водяных путей.

В эпоху греческой архаики на перекрестках дорог складывали в кучу камни. Кучи камней на перекрестках изображали жертвенники бога Гермеса, и каждый прохожий должен был прибавлять свой камень к этому примитивному памятнику.

Впоследствии стали воздвигать богу Гермесу жертвенники иной формы.

Гермес - бог красноречия, посланник богов и проводник душ в Аид

На памятниках античного искусства, изображающих Гермеса (Меркурия) как бога красноречия, ему придан особенный жест: у Гермеса поднята правая рука, как будто бы он хочет что-то разъяснить. Искусство передавать мысли посредством речей - одно из многочисленных качеств бога Гермеса (Меркурия), и в его обязанности входило обучение людей этому искусству. К богу Гермесу обращались, когда желали испросить у него дар памяти и уменье говорить.

В одном орфическом гимне говорится о многочисленных обязанностях этого бога: «Любимый сын Майи и Юпитера, бог путешественников, посланник бессмертных, обладатель обширного сердца, строгий цензор человечества, остроумный бог, принимающий тысячу видов, убийца Аргуса, бог с крылатыми ногами, друг человечества, покровитель красноречия, ты, любящий хитрость и борьбу, переводчик со всех языков, друг мира, счастливый бог и бог полезный, покровитель труда и помощник в людских бедствиях, выслушай мои молитвы, даруй мне счастливый конец моего существования, удачу в моих трудах, ум, одаренный памятью, и дар красноречия».

Одна из главнейших и важнейших обязанностей Гермеса (Меркурия) - служить посланником богов и посредником между ними и человечеством. Бог Гермес (Меркурий) по преимуществу посол Зевса (Юпитера), исполнитель всех его повелений. У бога Гермеса крылатая шляпа и крылатые сандалии, как бы для того, чтобы быстрее исполнять поручения богов.

Кадуцей, всегдашняя принадлежность Гермеса-Меркурия, имеет различное значение. Первоначально кадуцей Гермеса просто олицетворял жезл герольдов. Впоследствии кадуцею Гермеса стали придавать чудесную силу. Так, например, Гермес усыпляет при помощи кадуцея бдительного Аргуса, желая спасти от него несчастную Ио.

Сохранилась прекрасная бронзовая статуя Джованни да Болонья во Флоренции «Меркурий, отправляющийся исполнять повеления Юпитера».

На боге Гермесе лежала специальная обязанность провожать души умерших в царство (Плутона). В этой функции душеводителя бог Гермес называется Психопомп - «проводник душ» в переводе с древнегреческого языка. На многих памятниках античного искусства Гермес (Меркурий) изображается исполняющим эту обязанность, а на одной античной фреске бог Гермес представлен вручающим богу Плутону, в присутствии Персефоны, две души.

Жалобы бога Гермеса (Меркурия)

Из всех богов Олимпа Гермес является самым неутомимым деятелем. На долю бога Гермеса выпало столько разнообразных трудов и обязанностей, что при всем своем трудолюбии он не может удержаться, хоть изредка, от жалоб.

По словам древнегреческого писателя Лукиана, Гермес говорит: «Нет бога несчастнее меня: у меня у одного столько дела и такое множество самых разнообразных обязанностей! С утра я должен вымести зал, где пируют боги; приведя там все в порядок, я отправляюсь к Зевсу выслушивать его приказания и поручения и затем, выполняя их, ношусь точно скороход между Олимпом и землей».

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Древнегреческий бог Гермес был богом торговли и ловкости, а также красноречия, лукавства и красноречия. Он покровительствовал путникам, ораторам и алхимикам. Кроме этого, Гермес был вестником богов и проводником душ умерших в царство мертвых. Гермес родился на свет от любви Зевса и Майи – прекрасной нимфы горной. И именно он является дедом отважного и очень мудрого героя Одиссея. Гермеса изображают в качестве юноши, на голове которого надета шляпа с загнутыми краями, а на ногах – крылатые сандалии. В руках Гермеса — всегда его кадуцей – жезл, подаренный Аполлоном. Магический жезл украшен двумя змеями и отлит из золота, а его применением является примирение врагов. Кроме этого, жезл может помочь Гермесу наслать на человека вещий сон, в котором будет объявлена воля богов. Этот молодой бог является проводником между миром живых и мертвых, простых смертных и богов. Благодаря своему хитрому уму и ловкости он может открыть любой замок и преодолеть множество препятствий.

С самого детства Гермес славился своей дурной удачей – красть у близких и даже родных. Как только Гермес научился ходить, он тут же украл стадо коров из-под носа Аполлона. А чтобы его не нашли и не отобрали коров, Гермес привязал к ногам животных ветки, чтобы они заметали следы. Скрылся молодой бог в пещере, где и сделал из панциря огромной черепахи и кишок коров себе лиру. Узнал об этом Аполлон, и захотел выкупить у него лиру, а затем и свирель. Взамен на них бог красоты подарил Гермесу тот самый жезл примирения. Но на этом воровство Гермеса не закончилось, так как ему удалось украсть трезубец Посейдона, пояс Афродиты, меч Ареса и даже скипетр самого Зевса. Но крал он все эти атрибуты не со зла, а лишь в целях использования их для достижения благородных задач. И никто из богов, не то, что смертных, не смог превзойти Гермеса в лукавстве и воровстве, поэтому нередко шулеры называют его своим покровителем.

Помимо такого прославления Гермеса провозгласили покровителем молодых спортсменов и атлетов. В честь его строились специальные гимназии – школы, где люди занимались гимнастикой. А здания гимназий украшались изображениями и статуями Гермеса. До наших дней дошли сведения из мифа, по которым именно Гермес помог состояться любовному союзу Зевса и Ио. Дочь царя Инаха стала возлюбленной верховного бога, и у них завязались отношения. Но у Зевса была своя законная супруга Гера, чьего гнева он крайне боялся. Для того, чтобы защитить Ио от разгневанной Геры, Зевс превратил ее в белоснежную корову. Но Гера узнала обо всем и потребовала телку себе в дар, после чего заточила ее в темнице. По просьбе Зевса Гермес спас из заключения молодую Ио. Добравшись до Египта, Ио родила от Зевса сына, который стал предком для многих героев, в чьем числе Геракл и Персей.

Когда же началась эпоха классической греческой мифологии, роль и функции Гермеса несколько переосмысливаются. Ему навязывают роль покровителя героев. Именно Гермес помогает Одиссею найти траву, чтобы спастись от чар Кирки, а Персею вручает меч, чтобы тот убил Медузу Горгону. За многие заслуги перед богами и Олимпом Зевс подарил Гермесу созвездие Лиры на небосводе.

Греческий пантеон славится многочисленными божествами, каждый из которых имеет специфичное предназначение, богатую родословную и незаурядную биографию. Большинство богов и богинь – дети , родившиеся от союза с богинями или смертными женщинами. Гермес – знаменитый житель древнегреческого Олимпа. С этим персонажем в мифах Древней Греции связана масса удивительных нюансов и подробностей.

История появления

Гермес – бог Древней Греции, чьей матерью оказалась Майя, дочь атланта. В детстве мальчик – получеловек, полубог – проявлял себя большим хулиганом. Он не гнушался воровством и забавными шалостями. Гермес – первый персонаж греческого Олимпа, о детстве которого появились распространенные упоминания в мифах.

Происхождение имени продиктовано словом «герма», в переводе означающим место погребения под грудой камней. Такие метки оставляли на дорогах и границах. Прозвищем Гермеса было «Привратный». Бог благосклонен к путникам, в его власти открытие любых замков.


Гермес с младенцем Дионисом

Божество считается покровителем торговцев и воров. Проводник смертных в Царстве мертвых, Гермес спускает усопших к и единственный из живых возвращается на землю. Гермес считается посредником между двумя мирами. Божество способно приходить в вещих снах, чтобы оглашать волю Олимпа.

Биография Гермеса сопровождается яркими достижениями. Мифы гласят, что этот персонаж передал златорунного барана Нефеле, а Амфиону вручил лиру, с помощью которой он возвел стены Фив. Из рук Гермеса принимает меч для боя с Медузой Горгоной и сандалии, позволяющие летать. Гермес покровительствует путешественникам, поэтому Одиссею он дарит волшебную траву, чтобы тот избежал колдовства Цирцеи.


В греческой мифологии у Гермеса был сын Автолик, пращур . В союзе с Афродитой бог зачал Гермафродита, который затем был слит воедино с возлюбленной нимфой. Приятель сатиров бог Пан тоже был детищем Гермеса.

Гермеса часто приравнивали к Аполлону. Богов изображали в дуэте в скульптурных изваяниях или украшали статуями дома, ориентируясь на прозвища героев легенд: Гермес Привратный и Аполлон Уличный. Эллины воспевали Гермеса Трисмегиста, что означало трижды величайшего. Существовало научное направление под названием герметизм. Оно описывало религиозно-философские суждения рубежа эры.

Образ и характер

Характеристика персонажа проста и понятна. Бог предстает в человеческом обличии. В соответствии с развитием социума ему доверялись различные обязанности. Первоначально он был покровителем пастухов, к нему обращались за приплодом. С развитием торговых отношений бог стал благоволить путешественникам и дельцам. Он оказывался благосклонен к путникам, проходящим по дорогам на земле и в подземном мире.


Благодаря этим функциям Гермес обрел власть над мистическим началом. Атрибуты, сопутствующие деятельности мифологического персонажа, – крылатые сандалии для быстрого перемещения и золотой скипетр, преподнесенный в дар Аполлоном. Посредством золотого жезла Гермес вводит людей в состояние сна и транслирует божественную волю смертным. На изображениях бог часто предстает в петасе – широкополой шляпе.

Гермес предстает в положительном образе. Божественная «карьера» сына Зевса и Майи началась весьма двусмысленно, но с течением времени образ персонажа облагораживается. Ему доверен важный функционал, который перестает ассоциироваться с мошенничеством, поначалу привлекавшим Гермеса. Житель Олимпа помогает людям во многих начинаниях.


Благодаря ему в путешествии находится верная тропа, смертные понимают, как угодить богам, а главные герои мифов обретают важные предметы. В то же время плутовская жилка в крови Гермеса, а точнее, склонность к коммерции, делает его покровителем торговцев. Писатель , рассказывая о приключениях Одиссея, намекает, что храбрый герой унаследовал у божественного предка важные черты характера в виде хитрости и изворотливости.

Примечательно, что Гермес описывается как отъявленный весельчак и балагур. Он любил розыгрыши и ради веселья крал скипетр Зевса, оружие Аполлона и трезубец, принадлежащий .

  • Как известно, у греческих мифов были альтернативные варианты. В римской мифологии персонажем, аналогичным Гермесу, выступает Меркурий. У римлян он был покровителем торговых дел и многочисленных ремесел.
  • Гермес не только «отец» воров и шутов. Этот бог нес человечеству и полезные знания. Кентавр Хирон придумал меры веса и длины, которые Гермес подарил смертным. Азбука и числа тоже стали известны людям из-за снисходительности Гермеса. Считается, что первые египетские письмена были изобретены этим плодовитым богом.

  • Жители Греции считали бога покровителем атлетов и спортсменов. В полисах были стадионы, названные в честь божества, а школы, где обучались и упражнялись гимнасты, украшали статуями с изображениями представителя Олимпа.
  • Геродот писал, что афиняне начали изображать бога обнаженным и с внушительным мужским достоинством, переняв традицию у пеласгов. Гермес стал первым божеством фаллического характера. Воспевая его, жители Древней Греции воздвигали колонны под названием гермы. В 415 году гермы были уничтожены, а с приходом Римской империи фаллический культ нивелировался. При этом прямоугольная колонна продолжала использоваться в качестве постамента для бюстов.

  • Греческие филологи свидетельствуют о том, что в древних фольклорных произведениях существует пять прообразов Гермеса. Первый был сыном Гемеры и Урана и прославился симпатией к Персефоне. Второй, потомок Корониды и Валента, носил имя Трофоний и жил в подземном царстве. Сын Майи и Зевса стал третьим образом в мифах и родителем Пана и Пенелопы. Египетское божество Гермес был сыном Нила, а еще один персонаж египетских легенд в облике Гермеса как раз подарил людям письменность. Его второе имя – Тот.