Главная · Персонал · Крейсер «Новик» и другие русские корабли, которые повторили подвиг «Варяга». Канонерская лодка кореец Кореец канонерская

Крейсер «Новик» и другие русские корабли, которые повторили подвиг «Варяга». Канонерская лодка кореец Кореец канонерская

«Кореец II»

Канонерская лодка «Кореец»
Служба
Российская империя
Класс и тип судна Канонерская лодка
Изготовитель Путиловский завод
Строительство начато 23 апреля 1906 года
Спущен на воду 10 мая 1907 года
Введён в эксплуатацию 12 октября 1907 года
Статус Взорвана после боя 19 августа 1915 года
Основные характеристики
Водоизмещение 990 тонн
Длина 65,6
Ширина 10,97 м
Осадка 3,22 м
Бронирование Боевая рубка: 12…20 мм)
Двигатели Две вертикальные паровые машины тройного расширения, четыре котла Бельвиля
Мощность 868 л. с. (638 кВт)
Движитель 2
Скорость хода 12,5 узлов (23,2 км/ч)
Дальность плавания 1100 морских миль
Экипаж 10 офицеров и 138 матросов
Вооружение
Артиллерия 2 × 120/45,
4 75-мм/50 пушек Канэ (с 1913 года 8 × 75/50),
3 × 7,62 пулемёта.
Минно-торпедное вооружение до 60 мин заграждения

Постройка и испытания

Заграничное плавание

Обратный поход был очень трудным, постоянно штормило, «Гиляк II» получил некоторые повреждения, но с «Корейцем II» всё обошлось. 30 апреля 1909 года канонерки прибыли в Либаву, и уже на следующий день участвовали в маневрах Балтийского флота.

Во время своего заграничного плавания «Кореец II» и «Гиляк II» приняли участие в оказании помощи городу Мессина , пострадавшему от землетрясения , за что наряду с другими кораблями получили благодарности.

Довоенная служба

После возвращения из похода, «Кореец II» был включен в состав 2-й минной дивизии и перебазировался в Гельсингфорс. В течение 1910 года «Кореец II» в составе отряда находился в Ревеле, занимаясь учебными стрельбами и тралением. Сначала он вошел в Учебно-артиллерийский отряд, затем состоял в распоряжении Главного гидрографического управления, а зиму провел в Кронштадте.

На протяжении 1911-1914 годов «Кореец II» оставался в учебно-артиллерийском отряде. За межнавигационный период кампании 1913 года на нём установили ещё четыре 75-мм орудия.

Участие в Первой мировой войне

С началом войны «Кореец II» вновь попал во 2-ю дивизию, а в 1915 году ввиду быстрого продвижения немцев в Курляндии вместе с канонерской лодкой «Сивуч II » был отправлен в Рижский залив . Командиром «Корейца II» в это время являлся капитан 2 ранга И. К. Федяевский.

С 8 июля до начала августа канонерки в составе отряда оказывали сильную огневую поддержку войскам. 4 августа «Кореец II» и «Сивуч II» в последний раз обстреляли позиции немцев в районе Кемери , а в это время немецкий флот уже начинал свою операцию.

Бой и гибель

6 августа в 11 ч германский флот Балтийского моря под командованием вице-адмирала Шмидта в составе линкоров «Posen» (флагманский), «Nassau», крейсеров «Pillau», «Bremen», «Graudenz», «Аугсбург », минного заградителя, эскадренных миноносцев и тральщиков начал продвигаться вглубь акватории Рижского залива.

В это же время в Усть-Двинск пришел приказ начальника штаба Балтийского флота вице-адмирала Л. Б. Кербера, предписывающий «Сивучу II» и «Корейцу II» срочно идти в Моонзунд, - приказ, отданный с явным опозданием на сутки, посылал теперь канонерские лодки на верную гибель. Командиры наших кораблей перед выходом приняли решение

в случае гибели от подводной лодки, другому кораблю людей не снимать; в случае встречи с более сильным и многочисленным неприятелем, не держаться соединенно.

После выхода из Усть-Двинска 6 августа в 13 ч 25 мин, русские канонерки неоднократно получали радиосообщения о нахождении на пути их следования неприятельских судов.

В 20 часов 50 минут канонерские лодки обнаружили крейсер «Аугсбург» и миноносцы V29 и V100. Противник запросил опознавательные и, не получив ответа, открыл огонь. На «Аугсбурге» посчитали, что обнаружены русские эсминцы, поэтому командир немецкого крейсера, опасаясь торпед, держал дистанцию. В 21 час 20 минут «Аугсбург» открыл огонь на поражение, и «Кореец II» получил сразу два попадания выше ватерлинии. Только теперь на кораблях противника поняли, что ведут бой с русскими канонерскими лодками. «Сивуч II» быстро получил сильные повреждения, и немецкий крейсер перенес огонь на уходивший «Кореец II». Немецкие комендоры не успевали изменять прицел, и поэтому «Кореец II» за это время повреждений не получил. Через несколько минут удачным выстрелом «Корейца» на «Augsburg» был снесен носовой прожектор, и это на некоторое время лишило немецкий корабль возможно целиться. Крейсер выполнил поворот для того, чтобы ввести в действие кормовой прожектор, но ценное время было потеряно и «Кореец» смог уйти на мелководье.

Через 12 минут после ухода от противника «Кореец II» сел на мель. И. К. Федяевский предпринял решительные действия - были уничтожены секретные документы, отправлено последнее радиосообщение в Минную дивизию, спустили вельбот. На следующий день, не имея точных сведений о противнике, офицеры корабля приняли тяжелейшее решение- корабль был взорван. По иронии судьбы, немецкие суда уже уходили из залива.

Дальнейшая судьба

Попытки поднять канонерскую лодку во время войны не увенчались успехом, организация же подъёма была возложена на прежнего командира «Корейца» И. К. Федяевского, действия которого по уничтожению корабля были признаны поспешными. С канонерской лодки были подняты оба 120 мм орудия и шесть 75 мм пушек. В 1922 году корабль был разобран эстонцами на металлолом.

Литература

  • Скворцов А.В. Канонерские лодки Балтийского флота «Гиляк», «Кореец», «Бобр», «Сивуч»: Ж. - Спб.: Гангут, 2000. - № 34-35 . - С. 29-38 .
  • Д.Ю. Козлов. Сражение за Рижский залив. Лето 1915 года. - Цейхгауз, 2007. - ISBN 978-5-9771-0055-7 .

В 1646 году во Франции впервые были использованы боевые маневренные корабли с мощным вооружением. Это канонерские лодки, которые на носу имели несколько мощных пушек, обычно от одной до трех. Судно представляло собой достаточно крупную шлюпку парусно-гребного типа. В большинстве случаев применялись лодки для охраны гаваней, сражения в озерах и реках, а также прибережной зоне.

Появление в русском флоте

Так как на Руси в то время было огромное количество длинных рек и акваторий, а также озер, то строительство канонерских лодок можно назвать традиционным. Обусловлено это тем, что ни один любой другой корабль вести бой в таких условиях не мог. Первые шлюпки такого типа появились во времена войны со Швецией (1788-1790). Мало того что это была основа гребного флота, так канонерки имели большой успех и стали самым эффективным инструментом для ведения огня на реках и шхерах.

По сути, это артиллерийский корабль, который использовался как для защиты, так и для нападения и поддержки союзных войск. Наличие на борту фальконетов и крупнокалиберных пушек обеспечивало отменную огневую поддержку. В дальнейшем появились так называемые шестаковки, которые уже оснащались паровым двигателем. Были использованы во время Крымской войны.

Основные модели

После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия "Храбрый", а также "Хивинец". Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа "Гиляк", но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.

Но появились новые модели "Ардаган", "Каре" и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения. Но вскоре экономически выгодные "Ардаган" и "Каре" решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок - "Бурят".

Канонерская лодка "Кореец"

Данный боевой корабль сразу же после постройки отправили на Дальний Восток, где он, собственно, и нес службу. "Кореец" принимал активное участие в боевых действиях 1900-1905 годов. Так, он был использован против Ихэтуаньского восстания, более известного как восстание боксеров, помимо этого, принимал участие в обстреле форта Таку. Во время Русско-японской войны "Варяг" и "Кореец" находились в порту Чемульпо и защищали там русские интересы.

Так, в феврале 1904 года "Варяг" и "Кореец" выступили против целой японской эскадры кораблей. В результате боя потерь не было, так как велся он на большой дистанции. Канонерская лодка "Кореец" не достреливала до врага, а японские же снаряды по большей части перелетали. Так как лодка была боевой, то нельзя было допустить её захвата противником. Когда экипаж пересел на французский "Паскаль", "Кореец" был подорван и, следовательно, затоплен.

Пройденный боевой путь

Во время сражения в "Корейца" попал единственный японский снаряд. В носовой части начался пожар, который потушили в течение 15 минут. Потерь среди личного состава не было. Когда экипаж прибыл в Санкт-Петербург, то офицеры и командование были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а моряки - соответствующими знаками отличия.

В 1905 году корейцы подняли со дна канонерку и сдали её на лом. Но можно сказать, что боевой путь на этом не закончился, так как в 1906 году был спущен на воду "Кореец-2". Модернизированная версия оснащалась более мощным вооружением и имела хоть какую-то защиту. В 1915 году данная лодка также была подорвана, чтобы исключить возможность захвата врагами. Случилось это во время сражений за Рижский залив.

"Хининец" и "Сивуч"

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка - "Хивинец". Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился "Хивинец" в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

"Сивуч" известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили "Сивуч", но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским "Варягом".

История корабля "Борб"

Если крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" предназначались больше для атаки, то исключительно с оборонительной цели был создан "Борб". Этот корабль имел базу "Гиляк" и сошел с верфи в 1907 году, а проект по разработке начался в 1906-м. По большей части применялся для защиты реки Амур практически до самого Хабаровска. Конструкторы поставили акцент на автономности и дальности плавания. Но в ходе эксплуатации мореходность оказалась на достаточно низком уровне.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец" представляли огромную ценность для страны. Эти корабли обладали высокой огневой мощью, чего нельзя сказать о лодке "Бобр". Особого вооружения на борту не было, поэтому зачастую использовалась она как плавательная база. После 21 года службы она была сдана на лом. Прототипов по данному проекту создано не было.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец": функционал и особенности

Данные боевые корабли были одними из наиболее универсальных во время боевых действий. Конструкция была довольно грамотной, что обеспечивало высокую степень плавучести даже при повреждениях корпуса. Функционал крейсера и канонерки был весьма обширен, но чаще всего они применялись:

  • для обороны берегов и портов;
  • поддержки сухопутных войск ;
  • высадки десанта;
  • борьбы с вражеской пехотой и военным флотом;
  • выполнения транспортных функций.

Можно смело говорить о том, что это были уникальные суда.

Такого плана корабли могли реконструироваться в зависимости от цели использования. Так, встречаются небронированные варианты, лодки с бронепалубой и броненосцы. Вполне логично, что использовались они для различных целей. Наибольшее распространение получили бронепалубные канонерки. При небольшой массе они обладали достаточной защитой. "Варяг" (крейсер) и канонерская лодка "Кореец" существенно отличались друг от друга. Вторая была более маневренной и подвижной, обеспечивала оперативную переброску войск при необходимости. Второй же оснащался серьезным вооружением и защитой, что позволяло входить в бой даже с несколькими противниками.

Об основных характеристиках

Наибольшее внимание конструкторы уделяли такому показателю, как скорость и огневая мощь. Чем больше был калибр орудия и количество пушек, тем эффективней считалось использование судна. Что касается скорости, то она всегда была важной характеристикой. Обычно составляла от 8 до 15 узлов. В зависимости от цели использования канонерка могла быть небронированной, что обеспечивало максимальную мобильность. Защита бронеплитами самых уязвимых мест - наиболее приемлемый вариант. Удавалось добиться оптимальной скорости и живучести. Броненосец же был защищен со всех сторон, но плавал довольно медленно. С одной стороны, он мог пережить множество прямых попаданий, а с другой - становился легкой мишенью для более подвижных боевых кораблей.

Чаще всего канонерские лодки оснащались пушками основного калибра от 200 до 350 мм и вспомогательными орудиями. В качестве последних нередко применяли 76-150 мм, но это было больше свойственно речным канонеркам. Устанавливались автоматические пушки, такие как "Зенит". Пулеметы старались применять как можно реже ввиду низкой дальности стрельбы.

Уникальные конструкторские решения

В то время, когда на море господствовали артиллерийские корабли, то есть канонерки, крайне важным было постоянно развивать их технические характеристики. Именно поэтому встречается огромное количество моделей. Конструкторы старались постоянно вносить какие-либо изменения в плане вооружения или защиты. Усовершенствование силовых агрегатов существенно влияло на дальность плавания и автономность судна.

К примеру, речные канонерки старались делать как можно легче. Это существенно уменьшало водоизмещение и позволяло судну находиться на мелководных территориях. В это же время морские боевые корабли были более массивными и мощными. Особенного внимания водоизмещению тут не уделялось, куда важней было обеспечить высокую дальность плавания и внушительную огневую мощь.

В заключение

Канонерки российского производства славились тем, что вступали в неравные схватки с врагом и нередко выходили из боя победителями. Это заслуга не только конструкторов корабля, но и экипажа, который храбро сражался за свою Родину. В таких случаях американцы или немцы тут же отступали, не желая терять технику и живую силу. Русские же стояли до конца. Именно благодаря этому было выиграно не одно морское сражение. Плюс ко всему нередко нашими использовалось устаревшее вооружение, которое не позволяло иногда даже пробить броню противника. Но все это не мешало сражаться до последнего. Яркими тому примерами служат "Кореец" и "Варяг".

в Избранное в Избранном из Избранного 0

«Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага» .

6 августа в 20 часов 30 минут сигнальщик германского крейсера «Аугсбург» на дистанции 50 каб. обнаружил идущий под берегом острова Кюно корабль и доложил в рубку. В этот момент командир крейсера Андреас Фишер допустил ошибку, опознав цель как канонерскую лодку «Храбрый».

«Аугсбург» и сопровождающие его эсминцы «V-29» и «V-100», повернув на восемь румбов вправо, легли на курс NW. Через 15 минут довернув на N и подойдя на дистанцию 25 каб. крейсер осветил боевыми прожекторами две канонерки русских идущие строем пеленг курсом наNW 10 град. А вставшие перед «Аугсбургом» всплески от снарядов, окатившие его полубак, однозначно дали понять, что это совсем не «Храбрый» с его 130-миллиметровками. Последовавший за тем удар в правый борт в районе шестого шпангоута заставил крейсер вздрогнуть всем корпусом. Погас носовой прожектор. Взрывом убило семь человек и сорвало стопор правого шпиля. Вахтенный доложил, что правый якорь отдан. Через пару минут якорь надежно вошел в грунт. Вход же в канатный ящик заклинило тем же взрывом. На мостике переложили телеграф на «полный назад», но почти пять тысяч тонн, прущие на скорости около 20 узлов, остановить сразу не получилось. Когда цепь вытравило полностью, «Аугсбург» клюнул носом и повалился в правую циркуляцию, черпая воду пробоиной и разворачиваясь к русским левым бортом. Весьма высоким, и хорошо различимым на фоне закатного неба. Куда почти сразу и прилетело. И рвануло.

Эсминцы, пытаясь прикрыть своего флагмана, пошли в торпедную атаку. Но попав под интенсивный артиллерийский огонь, были вынуждены отвернуть. Выпущенная миноносцем «V-29» торпеда в цель не попала…

Их строили для других акваторий. Но обстоятельства сложились так, что построенные для Дальнего Востока канонерки остались на Балтике. Первым кораблем, предназначенным для действий в Амурском лимане и татарском проливе, был «Гиляк».

Но в результате обобщения опыта действий канонерских лодок Тихоокеанской эскадры по обороне ВМБ «Дальний» на о.Цусима, где им в ходе несения сторожевой службы на внешних рейдах приходилось систематически вступать в бой, в том числе и с легкими крейсерами противника, проект доработали в сторону усиления огневой мощи. Что повлекло за собой и увеличение водоизмещения.

В результате спущенный на воду в 1908 году «Кореец» вырос до 83 метров и опух до 1750 тонн. У китайцев хватило амбиций назвать нечто подобное крейсером II ранга. При ширине почти 14 метров (13,8м) осадка в полном грузу составляла 3,2 м, что позволяло использовать корабль в нижнем течении Амура вплоть до Хабаровска и большинстве китайских рек. При приеме 280 тонн балластной воды для морских переходов максимальная осадка доходила до 3,6 м. Главный калибр составляли четыре 203-мм 45-калиберных орудия на двух двухорудийных установках фирмы Армстронг. Ассистировать им должны были четыре 120/50-мм пушки Виккерса и четыре трехдюймовки Канэ. Последние, впрочем, еще на стадии проектирования заменили на 122-мм полевые гаубицы на морских станк ах – они лучше подходили для работы по берегу. Главный броневой пояс шириной 3,4м из четырнадцати плит толщиной 50мм протянулся на 63 метра, прикрывая основные машины и механизмы лодки. Внутренняя защита состояла из 20мм бронепалубы, 50мм скосов и, стоящей на их стыке, 20мм противоосколочной переборке высотой 1,7м, толщина которой в районе элеваторов и машин корабля доходила до 50мм. Боевая рубка изготовлялась из броневой стали толщиной 50мм, крыша и подшивка рубки – из маломагнитной стали толщиной 20мм. 8" орудия были прикрытии щитами 50мм толщины. Вся эта радость приводилась в движение двумя четырехлопостными винтами диаметром 1,8м на которые работали две низкооборотные турбины Парсона общей мощностью 7600 л.с. питаемые от четырех водотрубных котлов Ярроу с угольным отоплением. Флот, имея с 1903 года опыт эксплуатации турбинного миноносца, решил попрактиковаться и на более крупных кораблях (в 1902 г. Британское Адмиралтейство модернизировало энергетическую установку 15-летнего эсминца "Velox" и по итогам годовой эксплуатации ПТУ приняло решение о том, что с 1905 г. все новые корабли Великобритании должны оснащаться только паротурбинными двигателями). При 430 об/мин. канонерка уверенно держала 20 узлов. Правда далеко убежать она не могла. Нормальный запас топлива в 180 тонн не позволял. Полный же запас в 280 тонн позволял пройти чуть более 2000 миль. Хотя для судна, главной задачей которого была роль оперативного артиллерийского резерва ВМБ и доминирование на речных акваториях, это не было критичным. На скверную обитаемость просто закрыли глаза. А вот остойчивость «Корейца» чуть было не поставило крест на всей серии. Даже на небольшой зыби прицельная стрельба была затруднена, при волнении в 5 баллов качка доходила до 30 градусов, а при волнении более 6 баллов размах бортовой качки уходил за 40 градусов. При этом потеря нормальной управляемости, приводила корабль лагом к волне, грозя опрокидыванием. «При ветре 6 баллов лодка обладает стремительной качкой, делая 24-28 размахов в минуту от 35 до 40 град., вследствие чего люди не могут удержаться на ногах». Однако, в конце концов, проблему решили установкой внешних килей.

Строившиеся следом канонерские лодки «Сивуч» и «Бобр» получили двухорудийные башенный установки 203/50-мм проектировавшиеся как вспомогательные для тяжелого крейсера «Петр Великий». Однако в силу введения в строй английского «Дредноута», такой калибр для ТКР стал не актуален. Проект башен переработали в сторону уменьшения защиты до 50мм и благополучно вписали в выросшее до 1870 тонн водоизмещение. Нормальная осадка увеличилась до 3,3м. И из-за более полных обводов скорость лодок упала до чуть более 19 узлов. Но зато с виду это был вылитые крейсера.

В начале августа 1915 года германский флот предпринял попытку прорыва через Ирбенский пролив в Рижский залив, с целью окружения и уничтожения морских сил Рижского залива, а также минирования Моонзундского пролива. В это время русские канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец» поддерживали артиллерийским огнем приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. Опасаясь, что лодки будут отрезаны от основных сил, командование приказало им срочно возвращаться в Моонзунд.

6 августа в 20 часов 30 минут у острова Кюно (Кихну) канонерки встретились с германским крейсером «Аугсбург» и эсминцами «V-29» и «V-100». Рассчитывая оторваться от противника в наступавших сумерках и вечернем тумане, лодки увеличили ход. В 20 часов 24 минут осветив лодки прожектором крейсер начал пристрелку с дистанции 25 каб. «Сивуч», идущий головным, ратьером передал приказ на «Кореец» и принял круче к весту. Перестроившись в кильватер и имея курс NWN, канонерки с дистанции мене 20 каб., фактически прямой наводкой, открыли огонь главным калибром по германскому крейсеру. Прожекторы не включали. Классического «сrossing the T» конечно не получилось, но хватило и этого. Накрытия пошли со второго залпа – крейсер буквально влетел в столбы воды поднятые разрывами фугасных снарядов. Всплески закрыли корабль противника от дальномерщиков, поэтому разрыв на корпусе «Аугсбурга» восьмидюмового снаряда выпущенного левым орудием баковой установки «Корейца» замечен не был. А погасший прожектор посчитали пораженным осколком от близкого накрытия. Когда же крейсер развернуло бортом, и он сбросил ход, задумываться о причинах не стали, а воспользовавшись моментом, отработали по столь шикарной и почти полигонной мишени. Однако столь неудобное и критическое положение позволило немцам использовать кормовой боевой прожектор, и семь немецких 105-миллиметровок сосредоточили огонь на «Сивуче», добившись за короткий промежуток времени трех попаданий. А тут еще в атаку пошли миноносцы. Получив снаряд в румпельное отделение «Сивуч» покатился вправо и благодаря этому разминулся с торпедой. «Кореец» идя прежним курсом, перенес огонь на новых противников и заставил их выйти из боя. На одном из миноносцев был зафиксирован разрыв 120мм снаряда в районе мостика.

В 21 час 20 минут канонерские лодки оставив за кормой горящий и потерявший ход легкий крейсер «Аугсбург» имея скорость 12 узлов направились на выход из рижского залива. А ещё через пятнадцать минут на них скрестились лучи десятка прожекторов – 4-я эскадра германского флота приближалась со стороны Моонзундского пролива к месту боя. В 21 час 42 минуты комендоры двигавшегося головным линейного корабля «Posen» открыли огонь. В ответ заговорили восьмидюймовки канонерок.

На посту Службы связи Балтийского флота на острове Кюно зафиксировали продолжавшийся около полутора часов в районе острова артиллерийский бой, сопровождавшийся интенсивной стрельбой, горением множества прожекторов и осветительных ракет.

Там два маленьких русских корабля вели бой с двумя линкорами-дредноутами, четырьмя крейсерами, идущими в сопровождении тридцати миноносцев и восьми сторожевых кораблей. Потеряв друг друга из виду во всплесках множества снарядов, они вели каждый свое сражение, но Андреевского флага не спустили.

В 22 часа 10 минут избитый снарядами и потерявший ход «Сивуч» получил две торпеды в левый борт. Внутри корпуса прогремел сильный взрыв и героический корабль, стремительно заваливаясь на борт, затонул в географической точке с приблизительными координатами 58 гр. 08 сек с.ш., 23 гр. 50 сек. в.д. в виду прибрежной деревни Линакюля.

В 22 часа 21 минута горящий и неуправляемый «Кореец», отстреливающийся из последнего уцелевшего орудия (122-мм гаубицы), вынесло на прибрежные камни острова Кюно в полутора милях севернее указанной деревни. Команда покинула обреченный корабль, исчерпавший все возможности к ведению боя.

Из 148 человек команды «Сивуча» немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых только 15 не имели ранений. При переходе в Свинемюнде 8 моряков скончались от ран. Вместе с канонерской лодкой «Сивуч» погиб ее командир Петр Нилович Черкасов, который еще в русско-японскую войну отличился в бою миноносцев под Ляотешанем 26 февраля 1904 года, а в последние дни обороны Порт-Артура служил старшим офицером броненосца «Севастополь». За свой последний бой капитан 2 ранга П.Н. Черкасов был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин.

В феврале 1904 года крейсер «Варяг» вступил в неравный бой с японской эскадрой у порта Чемульпо. Подобными подвигами, когда в безвыходной ситуации русский корабль принимал бой, славна история русского флота.

Крейсер 2-го ранга «Новик»

Один из самых известных кораблей Первой Тихоокеанской эскадры. Благодаря высокой скорости, хорошей подготовке экипажа и инициативе командира, крейсер успешно участвовал практически во всех значительных морских боях у Порт-Артура. После боя в Желтом море 28 июля 1904 года "Новик", в отличие от большинства других кораблей, вернувшихся в Порт-Артур, предпринял попытку прорыва во Владивосток вокруг Японии. Однако во время следования крейсер встретил английское судно, которое из-за отсутствия запрещенных грузов пришлось отпустить и сообщившее о появлении русского крейсера у восточного побережья Японии. Зашедший для получения угля в пост Корсаков на Сахалине, "Новик" оказался блокированным японскими крейсерами, а изношенные машина не позволяли дать полный ход. 7 августа 1904 года в бою с более мощным крейсером "Цусима" русский крейсер заставил противника отступить, но и сам получил серьезные повреждения. После подхода к месту боя крейсера "Читосе" русский корабль был затоплен в заливе Анива. С крейсера была снята часть артиллерии, которая затем использовалась при обороне Сахалина, а имя легендарного корабля получила целая серия самых известных эсминцев русского флота.

Канонерская лодка «Кореец»

Канонерская лодка «Кореец» накануне Русско-японской войны находилась вместе с крейсером «Варяг» в порту Чемульпо. 26 января 1904 года канонерка была направлена в Порт-Артур, но подверглась нападению японской эскадры и была вынуждена вернуться в Чемульпо. Перед боем на "Корейце" срубили стеньги (верхнюю часть мачт), чтобы внести в стрельбу японских комендоров заведомую ошибку - японцы рассчитывали расстояние до цели при помощи призм Люжоля, ориентируясь на табличную, а не реальную высоты рангоута цели. В результате боя 27 января русская канонерка потерь и повреждений не имела. Ответный огонь лодка вела из двух 203 мм и одного 152 мм орудий, а остальная артиллерия в силу большой дистанции не использовалась. После боя «Кореец» был взорван экипажем на рейде Чемульпо, а имя героической лодки унаследовала канонерка Балтийского флота, также погибшая в неравном бою в 1915 году.

Крейсер «Светлана»

Бронепалубный крейсер 1-го класса изначально строился как вооруженная яхта Великого князя Алексея Александровича, отличаясь шикарной отделкой внутренних помещений. Впоследствии, после установки дополнительного вооружения, корабль вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года крейсер получил значительную пробоину в носовой части. Утром 15 мая «Светлана», на которой из-за сильного крена могли действовать только два кормовых 152 мм орудия и подходили к концу боеприпасы, приняла бой с японскими крейсерами «Отова» и «Нийтака». По японским данным в результате попадания двух снарядов со «Светланы», поразивших крейсер «Отова», японцы потеряли 5 человек убитыми и 23 ранеными. Когда закончились снаряды, русский крейсер был затоплен командой. Мстя за отчаянное сопротивление экипажу русского корабля, крейсер «Отова» прошел через находившуюся в воде группу русских моряков, сминая корпусом и винтами людей. Со «Светланой» в Цусимском бою погибли 167 русских матросов и офицеров.

Миноносец «Безупречный»

Один из кораблей Второй Тихоокеанской эскадры об участии которого в Цусимском бою известно очень немногое. По японским данным, в ночь с 14 на 15 мая 1905 года крейсер «Читосе» и миноносец «Ариаке» настигли имевший неисправности в машине русский миноносец. Когда подбитый в бою русский корабль стал тонуть, японские корабли ушли, не став спасать людей. Погибший в неравном бою со всем экипажем, но так и не спустивший флаг русский миноносец, как впоследствии выяснилось, оказался «Безупречным».

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» в Цусимском бою 14 мая 1905 года получил две большие пробоины в носовой части и отстал от эскадры. На следующий день корабль был настигнут броненосными крейсерами «Якумо» и «Ивате» и на предложение японцев сдаться открыл огонь. Значительное превосходство японских кораблей в скорости, огневой мощи и дальности стрельбы не позволило русским морякам оказать эффективное сопротивление. Если первые залпы «Ушакова» накрыли «Ивате», вызвав на японском крейсере пожар, то в дальнейшем японские корабли держались вне досягаемости орудий броненосца. После 40-минутного боя «Адмирал Ушаков» был затоплен экипажем. Среди погибших был и командир броненосца Владимир Николаевич Миклуха (брат известного исследователя Океании Н. Н. Миклухо-Маклая). По одной из версий, он был смертельно ранен осколком, а по другой - сам отказался от спасения, указав японцам на тонущего рядом матроса.

Крейсер «Рюрик»

Броненосный крейсер, входивший во время Русско-японской войны в состав Владивостокского отряда крейсеров. В начале войны успешно действовал на японских коммуникациях, уничтожая военные транспорты и торговые суда. В бою 1 августа 1904 года в Корейском проливе (у Фузана) получил значительные повреждения от огня броненосных крейсеров противника, а затем был атакован двумя японскими бронепалубными крейсерами. Потерявший практически всю артиллерию, корабль в течение часа вел неравный бой и был затоплен после того, как все средства сопротивления были исчерпаны. Этот бой был отмечен единственным использованием торпедного оружия крупным русским кораблем в войне 1904 - 1905 годов. Имя героического корабля было передано крейсеру Балтийского флота периода Первой мировой войны.

Крейсер «Дмитрий Донской»

Старый броненосный крейсер (броненосный фрегат) входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского боя 14 мая 1905 года серьезных повреждений не получил и продолжил самостоятельное следование во Владивосток. Но вечером 15 мая был настигнут японской эскадрой из шести бронепалубных крейсеров и четырех миноносцев. Примечательно, что японской эскадрой командовал вице-адмирал Уриу, который ранее пытался принудить к сдаче крейсера «Варяг» и «Рюрик» и тут лишился, казалось бы, верной добычи в третий раз. На предложение о сдаче с «Дмитрия Донского» открыли огонь. Ведя бой на оба борта, русский крейсер вынудил корабли противника отказаться от преследования, но и сам получил серьезные повреждения. До Владивостока оставалось всего около 300 миль, но пройти их было уже невозможно. Ночью 16 мая команда затопила крейсер у острова Дажелет. Это был последний из числа русских кораблей, погибших в Цусимском бою.



Слава оказалась настолько громкой, что для канонерской лодки “Кореец” ее осталось не так уж и много, хотя именно этот скромный корабль оказался в самом центре событий, разыгравшихся на рейде корейского порта Чемупьпо 8 февраля 1904 года.


К началу русско-японской войны “Кореец” имел сплоченный, хорошо подготовленный экипаж, возглавляемый опытным командиром — 46-летним капитаном 2-го ранга Г.П. Беляевым. Опытный военный моряк, Г.П. Беляев не питал никаких иллюзий относительно возможного исхода боя с противником, имевшим более чем девятикратное превосходство над русскими кораблями в массе бортового залпа и в условиях, когда “Варяг” и “Кореец” были начисто лишены пространства для широкого маневра.
На “Корейце” срубили стеньги, сняли гафели на фок- и грот-мачтах, бизань-гик и другие деревянные и пожароопасные конструкции — трапы, световые люки и т. п. Люк машинного отделения закрыли боевыми решетками из колосников и сетками из дюймового стального троса. Задраили все водонепроницаемые двери, люки и горловины, изготовили пластырь для заделки пробоин, развернули перевязочные пункты, и он вместе с “Варягом” вышел в свой последний бой. В присутствии комиссии из офицеров были сожжены все шифры, секретные приказы и карты. Оставили только вахтенный журнал, который было решено сохранять как можно дольше. Затем подготовили к взрыву обе крюйт-камеры.

Из отчёта командира “Корейца” Г.П. Беляева: "Отвечая японцам, открыл огонь из правого 8 дм погонного орудия, направляя его по «Asama» и «Takashiho». Стрелял фугасными бомбами. Когда первый наш снаряд дал большой недолет, прицелы поставил на предельную дистанцию, но все-таки получались недолеты; в виду чего временно прекратил огонь. Но вскоре открыл его из правого 8 дм и кормового 6 дм орудий. Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Asama»,- команда приветствовала громким «ура» эту первую удачу. Кроме того, был замечен взрыв и на четвертом, по порядку строя, японском крейсере.

Снаряды неприятеля, кроме трех недолетов, давали по мне перелеты. Неприятель стрелял также фугасными снарядами, снаряженными, по-видимому лидитом; большинство их разрывалось при падении. Одним из множества осколков, сыпавшихся вокруг лодки, пробито таранное отделение на 1 фут выше ватерлинии. Около 12 часов 15 минут дня, когда «Варяг», имея заметный крен, повернул на рейд, следовал за ним, дав полный ход - и прикрывал его, сначала огнем левого 8 дм. и кормового 6 дм. орудий, а потом только кормовым огнем. Из 9 фун. пушек в бою было сделано три выстрела, но вследствие недолетов, стрельбу из этих орудий прекратил." Море вокруг “Корейца” кипело от разрывов, но ни один вражеский снаряд так и не попал в корабль...

"По дальнейшим известиям, крейсер «Asama» сильно поврежден: у него подбита кормовая башня и разрушена во многих местах броня; он был введен в док в Японии. Крейсер же «Takashiho», после боя отправленный в Японию для исправления повреждений, затонул в море.

Как в бою, так и в эти трудные дни, весь личный состав, вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, проявил высокие боевые качества и служил с непоколебимым мужеством и отвагой. Все исполнили свой долг. В бою сделано из 8 дм. орудия-22 выстрела, из 6 дм.-27 и из 9 фунтовой пушки-3 выстрела. Убитых и раненых не было."

Понимая,что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена. На "Корейце" стали готовиться к взрыву. Вскоре от бортов русских кораблей стали отваливать шлюпки, перевозя на борт французского крейсера «Паскаль» раненых, а затем и остальных членов команд. С "Корейца" последним сошел его командир Г. П. Беляев.
Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв — сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей...

На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В.Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов... . О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием.
Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г
В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ

«Кореец» — русская мореходная канонерская лодка с тяжелой артиллерией, предназначенная для защиты прибрежных вод. Головной корабль крупной серии русских мореходных канонерок. Заложен по русскому проекту в 1886 году в Стокгольме, спущен на воду 7 августа 1886-го, вступил в строй в 1888 году.

Водоизмещение 1334 т,
мощность горизонтальной паровой машины двойного расширения 1564 л. с.,
скорость хода 13,5 узла.
Длина наибольшая 66,3 м,
ширина 10,7,
среднее углубление 3,5 м.
Бронирование: палуба 12,7 мм.
Вооружение: 2 — 203-мм орудия, 1— 152-мм орудие, 4— 9-фунтовых, 2— 47-мм,
4— 37-мм и 1 десантная пушки.

Канонерская лодка "Кореец". Модель в бутылке (1л.) Автор Артем Попов.