Главная · Налоги · Гипотеза: определение понятия и виды. Определение гипотезы: Что такое научная гипотеза? Что такое гипотеза простыми словами

Гипотеза: определение понятия и виды. Определение гипотезы: Что такое научная гипотеза? Что такое гипотеза простыми словами

от греч. hypothesis - основание, предположение) - предположение, имеющее под собой научную основу, выдвигаемое для объяснения экономических процессов и явлений и в целях их предвидения. В экономике Г. связаны прежде всего с разработкой прогнозов или с выдвижением новых теорий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГИПОТЕЗА

см. Норма права. ГЛАВК – главное управление в составе министерства, образуемое для планирования и руководства определенной отраслью хозяйственного, административно-политического или социально-культурного управления, входящего в компетенцию соответствующего министерства. Чаще всего термин «главк» применяется к Г. промышленных и других хоз. министерств, ведающих какой-либо отраслью хозяйства и имеющих в своем непосредственном подчинении тресты и автономные предприятия этой.отрасли. В составе ряда министерств существуют территориальные Г., осуществляющие функции административно-правового характера лишь в отношении предприятий, находящихся на определенной территории. Значительно реже термин «главк» применяется к главным управлениям нехозяйственного типа, напр., главным управлениям учебных заведений (ГУУЗ) отдельных министерств и обычно не применяется к главным управлениям при Совете Министров СССР, образуемым на основании ст. 68 Конституции СССР, в том числе и к главным управлениям, ранее входившим в состав тех или иных министерств.

В отношении подчиненных трестов и автономных предприятий Г. осуществляют следующие основные функции планово-регулирующего характера: 1) техническое руководство, 2) планирование всех областей деятельности предприятий, 3) утверждение годового отчета и баланса, 4) назначение директоров и их заместителей и утверждение главных бухгалтеров трестов и предприятий. На основании постановления ЦИК и СНК СССР 15 июля 1936 г. (СЗ 1936 г. № 43, ст. 361) к этим функциям Г. промышленных наркоматов присоединились хозяйственно-оперативные функции по сбыту продукции и по снабжению подчиненных им предприятий; ранее существовавшие особые хозрасчетные конторы по сбыту и снабжению были реорганизованы в отделы Г. В связи с этим Г. были наделены хозрасчетными правами, т. е. правом заключать договоры по сбыту н снабжению, иметь собственные оборотные средства, "пользоваться банковским кредитом для своих сбыто-снабженческих операций и иметь расчетные и текущие счета в банках. Одновременно были расширены права Г. и в особенности самих наркомов по перераспределению оборотных средств между подчиненными Г. предприятиями. Затем закон 15 июля 1936 г. был распространен и на Г. ряда других хозяйственных наркоматов.

Незадолго до Великой Отечественной войны ряд Г. промышленных наркоматов был ликвидирован в целях создания наиболее тесной связи между наркоматом и крупнейшими предприятиями. Последние были подчинены непосредственно наркомату, в связи с чем некоторым наркоматам (напр., Наркомтяжмашу) были предоставлены те же хозрасчетные права, что и Г.

В наст, время в составе министерств имеются 3 вида Г.: 1) Г. прежнего типа, осуществляющие исключительно планово-регулирующие функции и финансируемые в сметном порядке; 2) хозрасчетные Г., осуществляющие указанные функции (и в этой своей части финансируемые по смете министерства) и обладающие хозрасчетными отделами снабжения (главки на «неполном хозрасчете»); 3) Г., переведенные на «полный хозрасчет» и содержащиеся исключительно за счет отчислений предприятий (в частности, глав-снабы и главсбыты). Г. второго и третьего типа, хотя и не имеют особых уставов и не проходят государственной регистрации в органах Министерства финансов, но являются тем не менее самостоятельными участниками гражданского оборота, заключают договоры от своего имени, предъявляют иски и отвечают по ним на суде и в арбитраже.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие гипотезы (греч. ὑπόθεσις - "основа, предположение") представляет собой научное предположение, истинность которого еще не подтверждена. Гипотеза может выступать как метод развития научного знания (выдвижение и экспериментальная проверка предположений), а также как элемент структуры научной теории. Создание гипотетической системы в процессе осуществления тех или иных мыслительных операций позволяет человеку делать доступным для обсуждения и видимого преобразования предполагаемое устройство определенных объектов. Процесс прогнозирования по отношению к данным объектам приобретает более конкретный и обоснованный характер.

История развития метода гипотез

Возникновение гипотетического метода приходится на ранний этап развития античного математического знания. В Древней Греции математики использовали мысленного эксперимента для математических доказательств. Данный метод заключался в выдвижении гипотезы с последующим выводом из нее следствий с помощью аналитической дедукции. Цель метода заключалась в проверке изначальных научных догадок и предположений. Свой собственный аналитико-синтетический метод разрабатывает Платон. На первом этапе выдвинутая гипотеза подвергается предварительному анализу, на втором необходимо провести логическую цепь выводов в обратном порядке. Если это представляется возможным, исходное предположение считается подтвержденным.

В то время как в античном наукознании гипотетический метод применяется больше в скрытой форме, в рамках других методов, в конце 17-го в. гипотеза начинает использоваться уже как самостоятельный метод научного исследования. Наибольшее же развитие и укрепление своего статуса в рамках научного познания метод гипотез получил в работах Ф. Энгельса.

Гипотетическое мышление в детском возрасте

Процедура формулирования гипотез является одним из важнейших этапов развития мышления в детском возрасте. Об этом, например, пишет швейцарский психолог Ж. Пиаже в своей работе «Речь и мышление ребенка» (1923 г.).

Примеры гипотез для детей можно встретить уже на начальных этапах обучения в Так, детям может быть предложено ответить на вопрос о том, откуда птицы знают дорогу на юг. В свою очередь, дети начинают выдвигать предположения. Примеры гипотез: «они следуют за теми птицами в стае, которые уже летали на юг раньше»; «ориентируются по растениям и деревьям»; «чувствуют теплый воздух» и т. д. Изначально мышление 6-8-летнего ребенка отличается эгоцентричностью, в своих выводах же ребенок ориентируется прежде всего на простое интуитивное обоснование. В свою очередь, развитие гипотетического мышления позволяет снять данное противоречие, способствуя поиску ребенком доказательств при обосновании тех или иных своих ответов. В дальнейшем же, при переходе в среднюю школу, процесс порождения гипотез существенно усложняется и приобретает новую специфику - более абстрактный характер, опора на формулы и др.

Активно задания на развитие гипотетического мышления используются в рамках развивающего обучения детей, построенного по системе Д.Б. Эльконина -

Тем не менее, независимо от формулировки, гипотеза является предположением о связях двух и более переменных в определенном контексте и представляет собой обязательный компонент научной теории.

Гипотеза в системе научного знания

Научная теория не может формулироваться при помощи непосредственного индуктивного обобщения научного опыта. В качестве промежуточного звена выступает гипотеза, объясняющая совокупность тех или иных фактов или явлений. Это наиболее сложный этап в системе научного знания. Ведущую роль здесь играют интуиция и логика. Рассуждения сами по себе еще не являются доказательствами в науке - это только выводы. Об их истинности можно судить только в случае истинности тех посылок, на которые они опираются. Задача исследователя в данном случае заключается в выборе из множества эмпирических фактов и эмпирических обобщений наиболее важных, а также в попытке научного обоснования данных фактов.

Помимо соответствия гипотезы эмпирическим данным, необходимо также, чтобы она отвечала таким принципам научного знания, как разумность, экономичность и простота мышления. Возникновение гипотез обусловлено неопределенностью ситуации, объяснение которой является актуальным вопросом для научного знания. Также может иметь место наличие противоречивых суждений на эмпирическом уровне. В целях разрешения данного противоречия необходимо выдвижение определенных гипотез.

Специфика построения гипотез

В связи с тем что гипотеза в своей основе опирается на некое предположение (предсказание), следует иметь в виду, что это еще не достоверное, а вероятное знание, истинность которого еще необходимо доказать. При этом она должна охватывать все факты, относящиеся к данной научной области. Как отмечает Р. Карнап, если исследователь предполагает, что слон является отличным пловцом, то речь вовсе не идет об одном конкретном слоне, которого он мог наблюдать в одном из зоопарков. В данном случае имеет место английский артикль the (в аристотелевском смысле - множественное значение), то есть речь идет о целом классе слонов.

Гипотеза систематизирует уже имеющиеся факты, а также предсказывает появление новых. Так, если рассматривать примеры гипотез в науке, можно выделить квантовую гипотезу М. Планка, выдвинутую им в начале ХХ века. Данная гипотеза, в свою очередь, привела к открытию таких областей, как квантовая механика, квантовая электродинамика и др.

Основные свойства гипотезы

В конечном итоге любая гипотеза должна получить либо подтверждение, либо опровержение. Таким образом, мы имеем дело с такими свойствами научной теории, как верифицируемость и фальсифицируемость.

Процесс верификации направлен на установление истинности того или иного знания посредством их эмпирической проверки, после чего подтверждается гипотеза исследования. Примером может служить атомистическая теория Демокрита. Также следует различать предположения, которые можно подвергнуть эмпирической проверке, и те, которые, в принципе, непроверяемы. Так, утверждение: «Оля любит Васю» - изначально не поддается верификации, в то время как утверждение: «Оля говорит, что любит Васю» - может быть верифицируемо.

Верифицируемость также может иметь косвенный характер, когда заключение делается на основе логических выводов из прямо верифицированных фактов.

Процесс фальсификации, в свою очередь, направлен на установление ложности гипотезы в процессе эмпирической проверки. При этом важно отметить, что результаты проверки гипотезы сами по себе не могут ее опровергнуть - необходима альтернативная гипотеза для дальнейшего развития исследуемой области знания. Если таковой гипотезы нет, отказ от первой гипотезы невозможен.

Гипотеза в эксперименте

Предположения, выдвигаемые исследователем для экспериментального подтверждения, носят название экспериментальных гипотез. При этом они необязательно основываются на теории. В. Н. Дружинин выделяет три типа гипотез с точки зрения их происхождения:

1. Теоретически обоснованные - основывающиеся на теории (модели реальности) и являющиеся прогнозами, следствиями данных теорий.

2. Научные экспериментальные - также подтверждают (либо опровергают) те или иные модели реальности, однако за основу берутся не уже сформулированные теории, а интуитивные предположения исследователя («А почему бы не так?..»).

3. Эмпирические гипотезы, сформулированные относительно конкретного данного случая. Примеры гипотез: «Щелкни корову по носу, она махнет хвостом» (Козьма Прутков). После подтверждения гипотезы в процессе эксперимента она приобретает статус факта.

Общим для всех экспериментальных гипотез является такое свойство, как операционализируемость, то есть формулирование гипотез в терминах конкретных экспериментальных процедур. В данном контексте также можно выделить три типа гипотез:

  • гипотезы о наличии того или иного явления (тип А);
  • гипотезы о наличии связи между явлениями (тип Б);
  • гипотезы о наличии причинной связи между явлениями (тип В).

Примеры гипотез типа А:

  • Существует ли феномен «сдвига к риску» (термин социальной психологии) в процессе группового принятия решения?
  • Есть ли жизнь на Марсе?
  • Возможна ли передача мыслей на расстоянии?

Также сюда можно отнести периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, на основе которой ученый предсказал существование еще не открытых на тот момент элементов. Таким образом, к данному типу относятся все гипотезы о фактах и явлениях.

Примеры гипотез типа Б:

  • Все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены к мышечным движениям (И.М. Сеченов).
  • Экстраверты имеют бо́льшую чем интроверты.

Соответственно, данный тип гипотез характеризуют те или иные связи между явлениями.

Примеры гипотез типа В:

  • Центробежная сила уравновешивает тяжесть и сводит ее к нулю (К.Э. Циолковский).
  • ребенка способствует развитию его интеллектуальных способностей.

Данный тип гипотез имеет в своей основе независимую и зависимую переменные, отношения между ними, а также уровни дополнительных переменных.

Гипотеза, диспозиция, санкция

Примеры данных понятий рассматриваются в рамках юридического знания в качестве элементов правовой нормы. Следует также отметить, что сам вопрос структуры норм права в юриспруденции является объектом дискуссии как для отечественной, так и для зарубежной научной мысли.

Гипотеза в юриспруденции представляет собой часть нормы, определяющей условия действия данной нормы, на факты, при которых она начинает функционировать.

Гипотеза в рамках права может выражать такие аспекты, как место / время происшествия определенного события; принадлежность субъекта к определенному государству; сроки вступления правовой нормы в действие; состояние здоровья субъекта, влияющее на возможность реализации того или иного права, и др. Пример гипотезы нормы права: «Ребенок неизвестных родителей, обнаруженный на территории РФ, становится гражданином РФ». Соответственно, указывается место происшествия и принадлежность субъекта конкретному государству. В данном случае имеет место простая гипотеза. В праве примеры подобных гипотез являются достаточно распространенными. Простая гипотеза имеет в своей основе одно обстоятельство (факт), при котором она вступает в действие. Также гипотеза может быть сложной, если речь идет о двух и более обстоятельствах. Кроме того, существует альтернативный вид гипотез, предполагающий действия различного характера, приравненные законодательством друг к другу по тем или иным причинам.

Диспозиция направлена на закрепление прав и обязанностей участников правовых отношений, указание их возможного и должного поведения. Как и гипотеза, диспозиция может иметь простую, сложную либо альтернативную форму. В простой диспозиции речь ведется об одном юридическом последствии; в сложной - о двух и более, наступающих одновременно либо в совокупности; в альтернативной диспозиции - о разных по характеру последствиях («либо-либо»).

Санкция, в свою очередь, является частью нормы, указывающей на принудительные меры для обеспечения прав и обязанностей. Во многих случаях санкции направлены на конкретные виды юридической ответственности. С точки зрения определенности, выделяют два вида санкций: абсолютно-определенные и относительно-определенные. В первом случае речь идет о юридических последствиях, не предусматривающих никаких альтернатив (признание недействительности, передача прав собственности, штраф и т. д.). Во втором случае может рассматриваться несколько вариантов решения (например, в Уголовном кодексе Российской Федерации это может быть штраф либо лишение свободы; рамки действия срока наказания - например, от 5 до 10 лет, и т. д.). Также санкции могут быть штрафными и правовосстановительными.

Анализ структуры правовой нормы

Соответственно, структуру «гипотеза - диспозиция - санкция» (примеры правовой нормы) можно представить в следующем виде: ГИПОТЕЗА («если..») → ДИСПОЗИЦИЯ («то..») → САНКЦИЯ («иначе..»). Однако в реальности одновременно все три элемента в норме права встречаются достаточно редко. Чаще мы имеем дело с двучленной структурой, которая может быть двух видов:

1. Регулятивные нормы права: гипотеза-диспозиция. В свою очередь, могут подразделяться на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

2. Охранительные нормы права: гипотеза-санкция. Также могут быть трех видов: абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные (см. классификацию санкций).

При этом гипотеза необязательно должна находиться в начале правовой нормы. Соответствие определенной структуре отличает норму права от индивидуаль-ного предписания (рассчитанного на однократное действие), а также от общих принципов права (не выделяющие гипотезы и санкции, регулирующие отно-шения без особой определенности).

Рассмотрим примеры гипотезы, диспозиции, санкции в статьях. Регулятивные нормы права: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (Конституция РФ, ч. 3, ст. 38). Первая часть нормы, касающаяся трудоспособных детей, достигших 18 лет - это гипотеза. Она, как и положено гипотезе, указывает на условия действия нормы - на порядок ее вступления в силу. Указание на необходимость заботы о нетрудоспособных родителях - это диспозиция, закрепляющая определенную обязанность. Таким образом, элементами правовой нормы в данном случае являются гипотеза и диспозиция - пример обязывающей нормы.

«Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме...» (Гражданский кодекс РФ, ч.4, ст.748). Это примеры гипотезы и диспозиции запрещающей нормы.

Охранительные нормы права: «За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14-ти лет, отвечают его родители...» (Гражданский кодекс РФ, ч.1, ст.1073). Это структура: гипотеза-санкция, пример абсолютно-определенной правовой нормы. Данный вид представляет собой единственно точное условие (вред, который причинил несовершеннолетний) в сочетании с единственно точной санкцией (ответственность родителей). Гипотезы в охранительных правовых нормах указывают на нарушения.

Пример альтернативной правовой нормы: «Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору… наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов...» (Уголовный кодекс РФ, ст. 159 п. 2); «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения... наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей» (Уголовный кодекс РФ, ст. 159 п. 3). Соответственно, факты мошенничества, о которых идет речь, являют собой примеры научных гипотез, а те или иные альтернативы ответственности за данные преступления - примеры санкций.

Гипотеза в рамках психологического исследования

Если речь идет о психологическом научном исследовании, опирающемся на методы то гипотеза в данном случае должна соответствовать прежде всего таким требованиям, как четкость и лаконичность. Как отмечает Е.В. Сидоренко, благодаря данным гипотезам исследователь в ходе расчетов, собственно, и получает ясную картину относительно того, что он установил.

Принято выделять нулевую и альтернативную статистические гипотезы. В первом случае речь идет об отсутствии различий в исследуемых признаках, согласно формуле Х 1 -Х 2 =0. В свою очередь, Х 1 , Х 2 - значения признаков, по которым проводится сопоставление. Соответственно, если цель нашего исследования - доказать различий между значениями признаков, то мы хотим опровергнуть нулевую гипотезу.

В случае же с альтернативной гипотезой утверждается статистическая значимость различий. Таким образом, альтернативная гипотеза - это то утверждение, которое мы стремимся доказать. Также ее называют экспериментальной гипотезой. Следует отметить, что в некоторых случаях исследователь, напротив, может стремиться доказать нулевую гипотезу, если это соответствует целям его эксперимента.

Можно привести следующие примеры гипотез в психологии:

Нулевая гипотеза (Н 0): Тенденция возрастания (убывания) признака при переходе от одной выборки к другой является случайной.

Альтернативная гипотеза (Н 1): Тенденция возрастания (убывания) признака при переходе от одной выборки к другой не является случайной.

Предположим, что в группе детей с высоким уровнем тревожности была проведена серия тренингов по снижению данной тревожности. Были сделаны замеры данного показателя до и после проведения тренингов соответственно. Необходимо установить, является ли различие между данными замерами статистически значимым показателем. Нулевая гипотеза (Н 0) будет иметь следующий вид: тенденция снижения уровня тревожности в группе после проведения тренингов случайна. В свою очередь, альтернативная гипотеза (Н 1) будет звучать как: тенденция снижения уровня тревожности в группе после проведения тренингов не является случайной.

После применения того или иного математического критерия (например, G-критерий знаков) исследователь может сделать вывод о статистической значимости / незначимости полученного «сдвига» в отношении исследуемого признака (уровня тревожности). Если показатель является статистически значимым, принимается альтернативная гипотеза, а нулевая, соответственно, отбрасывается. В обратном случае, наоборот, принимается нулевая гипотеза.

Также в психологии может иметь место выявление связи (корреляции) между двумя и несколькими переменными, что также отражает гипотеза исследования. Пример:

Н 0: корреляция между показателем концентрации внимания школьника и показателем успешности выполнения им контрольного задания не отличается от 0.

Н 1: корреляция между показателем концентрации внимания школьника и показателем успешности выполнения им контрольного задания статистически значимо отличается от 0.

Кроме того, примеры научных гипотез в психологическом исследовании, требующие статистического подтверждения, могут относиться к распределению признака (эмпирический и теоретический уровень), степени согласованности изменений (при сопоставлении двух признаков либо их иерархий) и др.

Гипотеза в социологии

Например, если речь идет о неуспеваемости студентов в вузе, необходимо проанализировать ее причины. Какие гипотезы в данном случае может выдвинуть социолог? А.И. Кравченко приводит следующие примеры гипотез в социологическом исследовании:

  • Низкое качество преподавания ряда предметов.
  • Отвлечение студентов вуза от учебного процесса на дополнительный заработок.
  • Низкий уровень требовательности администрации вуза к успеваемости и дисциплине студентов.
  • Издержки конкурсного приема в вуз.

Важно, чтобы примеры научных гипотез отвечали требованиям ясности и конкретности, касаясь только непосредственно предмета исследования. Грамотность формулирования гипотез, как правило, определяет грамотность выбора методов исследования. Данное требование одинаково для построения гипотез во всех формах научной социологической работы - будь то гипотеза в рамках семинарского занятия либо гипотеза дипломной работы. Пример с низкой успеваемостью в вузе, в случае выбора гипотезы о негативном воздействии подработки студентов, можно рассматривать в рамках метода простого опроса респондентов. Если же выбрана гипотеза о низком качестве преподавания, необходимо использовать экспертный опрос. В свою очередь, если речь идет об издержках конкурсного отбора, можно применить метод корреляционного анализа - при сопоставлении показателей успеваемости студентов данного вуза с разными условиями поступления.

Экономический словарь терминов

(от греч. hypothesis - основание, предположение) гипотеза

предположение, имеющее под собой научную основу, выдвигаемое для объяснения экономических процессов и явлений и в целях их предвидения. В экономике гипотезы связаны прежде всего с разработкой прогнозов или с выдвижением новых теорий.

Словарь финансовых терминов

ГИПОТЕЗА

структурная часть нормы права.

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

гипотеза

ж. греч. ипотеза, предположение, догадка, умозрительное положение. Гипотетический, -тичный; гадательный, предполагаемый. Гипотека ж. или ипотека, гипотечный залог, ручательство, поручительство залогом, обеспеченье. Гипотенуза или ипотенуза, математ. сторона прямоугольного треугольника, противоположная прямому углу; долонь, косыня. Гипохондрия или ипохондрия ж. низшая степень меланхолии, расположение к задумчивости, к мрачным мыслям; хандра. Ипохондрический, к состоянию сему вообще относящийся. Ипохондрик об. человек подверженный этому недугу.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гипотеза

гипотезы, ж. (греч. hypothesis) (книжн.). Научное предположение, не доказанное, но обладающее нек-рой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых (науч.). Создать гипотезу. Прийти к гипотезе. Строить гипотезы. Рабочая гипотеза (см. рабочий 2).

Всякое предположение, допущение, домысел.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гипотеза

Ы, ж. (книжн.). Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще - предположение, требующее подтверждения. Выдвинуть плодотворную гипотезу, Г. подтвердилась.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гипотеза

    Научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем.

    разг. Любое предположение, догадка, допущение.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гипотеза

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis - основание, предположение) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.

Большой юридический словарь

гипотеза

в теории права структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия. Так, Г. нормы права, касающейся отказа судьи принять заявление по гражданскому делу, являются: несоблюдение истцом установленного законом порядка предварительного внесудебного разрешения спора; неподсудность дела данному суду; подача заявления недееспособным лицом и т. д.

Гипотеза

Индукция (греч. hypothesis ≈ основание, предположение, от hypó ≈ под, внизу и thésis ≈ положение), то, что лежит в основе, ≈ причина или сущность. Например, «атомы» Демокрита, «идеи» Платона, «перводвигатель» Аристотеля. В современном словоупотреблении Г. ≈ выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо: например, «предугадывание природы» в формулировке естественнонаучных законов. При этом первоначальный смысл термина «Г.» вошёл в содержание понятия «научная Г.», выражающего предположительное суждение о закономерной (или причинной) связи явлений. По выражению И. Канта, Г. ≈ это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Являясь одним из способов объяснения фактов и наблюдений ≈ опытных данных, Г. чаще всего создаются по правилу: «то, что мы хотим объяснить, аналогично тому, что мы уже знаем». Любая научная Г. начинается с познавательного вопроса. Например, «Если небесные тела подчиняются закону свободного падения, то каким образом возможно движение планет?". Вопрос выражает потребность познания ≈ перейти от незнания к знанию, и возникает тогда, когда для ответа на него уже имеются некоторые данные ≈ факты, вспомогательные теории или Г. и др. В этом смысле научная Г. по своей гносеологической роли является связующим звеном между «знанием» и «незнанием» (отсюда роль Г. в процессах научного открытия), а по своей логической роли ≈ «формой развития естествознания, поскольку оно мыслит...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 555). Характеристика Г. как основной формы мысленного освоения мира отражает не только роль Г. в естествознании, но в равной мере и её роль в общественных науках. Примером может служить выдвинутая К. Марксом Г. материализма в социологии, которая, по словам Ленина, впервые возвела социологию на степень науки (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 136≈37, 139≈40).

Для того чтобы быть научной, Г. должна удовлетворять следующим требованиям. 1-е требование: научная Г. должна быть (хотя бы в принципе) проверяемой, т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т.д. Отсюда ≈ тенденция науки придавать научной Г. точную логическую (математическую) формулировку, обеспечивающую включение Г. в качестве общего принципа в дедуктивную систему с последующим сравнением результатов дедукции с результатами наблюдений и экспериментов. Чисто логический «скелет» процедуры введения Г. в (дедуктивное) доказательство и их исключения даётся, например, правилами т. н. естественного логического вывода (см. Логика). Техника методов подтверждения Г., в частности её вероятности при данном уровне знания, исследуется в индуктивной и вероятностной логике (см. Индукция), в теории статистических решений, 2-е требование: Г. должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях (свойство, характерное, в частности, для т. н. математических Г.). 3-е требование: Г. не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой Г. по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые в смысле 1-го требования, так и их отрицания. Противоречивая Г. заведомо лишена познавательной ценности, 1-е и 2-е требования отличают научные Г. от т. н. рабочих Г., рассчитанных только на «условное объяснение» данного явления и не претендующих на отображение «действительного положения вещей». Рабочие Г. часто используются как промежуточные звенья в научных построениях благодаря их дидактической ценности.

Лит.: Навиль Э., Логика гипотезы, СПБ, 1882; Джевонс С., Основы науки, СПБ, 1881, гл. 23; Асмус В. Ф., Гипотеза, в кн.: Логика, М., 1956; Кузнецов И. В., О математической гипотезе, «Вопросы философии», 1962, ╧ 10; Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957; Копнин П. В., Гипотеза и познание действительности, К., 1962; Новосёлов М. М., К вопросу о корректном применении вероятностных методов при анализе мыслительных задач, «Вопросы психологии», 1963, ╧ 2; Вилькеев Д. В., Роль гипотезы в обучении, «Советская педагогика», 1967, ╧ 6; Баженов Л. Б., Современная научная гипотеза, в кн.: Материалистическая диалектика н методы естественных наук, М., 1968.

Б. В. Бирюков, М. М. Новосёлов.

Википедия

Гипотеза

Гипо́теза (- предположение; от - снизу, под + - тезис) - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет научному методу, например, критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом.

Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают , превращая её в установленный факт (см. теорема , теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой .

Гипотеза (математика)

гипотеза - это утверждение , которое на основе доступной информации представляется с высокой вероятностью верным, но для которого не удаётся получить математическое доказательство. Математическая гипотеза является открытой математической проблемой, и каждую нерешённую математическую проблему, которая является проблемой разрешимости, можно сформулировать в форме гипотезы. Однако в виде гипотезы может быть сформулирована не всякая математическая проблема. Например, конкретное решение некоторой системы уравнений или задачи оптимизации для 2208 неизвестных предугадать невозможно, но такое решение может быть не только практическим, но и собственно математическим результатом

Гипотеза Римана, Великая теорема Ферма, гипотеза Варинга и некоторые другие математические гипотезы сыграли значительную роль в математике, поскольку попытки их доказательства привели к созданию новых областей и методов исследования.

Примеры употребления слова гипотеза в литературе.

Непонятным образом Кант-Лапласовская гипотеза и признание возможности абиогенеза связались с диалектическим материализмом, и их отрицание считалось с диалектической точки зрения недопустимым.

Главными орудиями исследования были средства наблюдения фактов и логические средства - сравнение, отбор, обобщение, абстрагирование, классификация, определения понятий, умозаключения, гипотезы и т.

Значит, статья, которую ваш Матвей Белов принес вашему Леониду Серегину, не излагает гипотезу советского ученого Агреста о посещении Земли обитателями далеких миров?

Что ж, - сказал Сенцов, - принимаем предположение Азарова как рабочую гипотезу .

Все время, пока Матросов говорил о своей любимой гипотезе , Марина с тем же восхищением смотрела на него, как смотрел на нее он в Брестской крепости при ее рассказе об аккумулировании энергии в магнитном поле сверхпроводников.

Гипотеза о сложности элементов вполне согласуется и с явлениями аллотропии Различные вещества, условно рассматриваемые как простые, могут являться в нескольких видах, обладающих совершенно различными свойствами.

И судьба Солженицына, и судьба Галича, и судьбы тысяч других инакомыслящих, арестованных или высланных, как и судьба самого Амальрика, опровергают его гипотезу об отсутствии у режима полицейского задора.

Вот тут Вайнек и вспомнил гипотезу об анизотропии пространства: одни направления энергетически более выгодны, другие - менее, а тонкая структура пространства такова, что при движении по прямой, да и по другим обычным траекториям, энергетические затраты по всем направлениям усредняются, и анизотропия пространства становится незаметна.

Нам, в частности, хотелось найти аргументы в пользу гипотезы о том, что Антарктида -- материк, а не скрывшийся подо льдами архипелаг островов.

Опытные данные подтверждают фантастическую гипотезу космических пузырей, но он ничего не может с собой поделать: пузыри ему, как и Рорику Арутюняну, неприятны.

Сравнивая их с биолюминесценцией своих океанов, некоторые европеанцы выдвигали предположение, что это - живые существа, однако их чрезмерная яркость противоречила такой гипотезе .

Жоффруа Сент-Илер и де Бленвиль с разных точек зрения оспаривали гипотезу Кювье, и чрезвычайно интересный спор этот, опиравшийся на палеонтологию, возобновлен недавно в несколько измененной форме: профессор Гексли и Овэн являются один противником, другой защитником этой гипотезы.

Данная схема, разумеется, достаточно идеалистична, но, рассмотренная в качестве гипотезы , она имеет одно преимущество: в случае ее реализации государство сможет реально определить масштабы проблемы низшего класса и в то же время понять свои собственные возможности, которые могут быть использованы для ее решения.

Однако только Альфред Вегенер сформулировал эту гипотезу , сразу ставшую предметом ожесточенной дискуссии.

ХХ веков возникла даже гипотеза , что все основы ветхозаветного учения заимствованы из Вавилона.

Многие знания являются первоначальными гипотезами, которые выдвигались учеными для их подтверждения или проверки. Если рассматривать понятие гипотезы, то можно понять, что она является предположением или догадкой человека, который рассматривает конкретное явление или характеристику предмета. Под гипотезой подразумевается некое утверждение, которое человек выдвигает в адрес неизученного явления. Поскольку изучать можно что угодно, существует несколько видов гипотез.

Когда человек чего-то не знает, но постоянно сталкивается с определенным явлением или предметом, он желает его изучить. Это вполне нормально для человеческого ума, который чувствует себя спокойным только тогда, когда окружающие его явления ему понятны и имеют логические доказательства.

Чтобы начать что-либо изучать, человек должен заметить то, что ему непонятно, после чего начать выдвигать предположения, почему случается то или иное явление, как оно развивается, как устраняется, на что направляется и т. д. Человек сначала выдвигает свои соображения на счет того, что пока не изучено. После чего происходит процесс доказывания или опровержения выдвинутой идеи. Теперь человек должен подтвердить, что его мнение оказалось правильным и всегда работает, либо опровергнуть, найти особые условия возникновения того или иного явления, его изменчивости и пр.

Гипотеза – это первый шаг на пути к знаниям. Даже если гипотеза опровергается, она все равно остается в истории науки, поскольку ее возникновению существовали определенные предпосылки. Именно эти предпосылки могут потом стать доказательствами для другой гипотезы, которая возникнет в конкретной области.

Интернет-журнал сайт обращается к мудрости ученых: ни одно знание не может быть сформировано без гипотезы, и не каждая гипотеза является абсолютно доказанной. Другими словами, человеку нужно сомневаться даже в тех знаниях, которыми он обладает, поскольку в мире можно найти опровержение уже доказанному явлению.

Даже точные науки не полностью доказывают те или иные явления. Несомненно, знания, которые приобретаются детьми в школах, имеют свою доказанность. Но верить в их исключительную истинность и неизменность не следует. Любое знание может быть подвергнуто сомнениям и опровергнуто другими доказательствами.

Не верьте знаниям безоговорочно. Сомневайтесь в тех знаниях, которые вы получаете из книг, журналов, научной литературы. Более того, проверяйте в действии те знания, которые вы получаете. Самым легким примером того, как людей «пичкают» ложными знаниями, являются учебники по истории вашей страны и других государств. Чем дольше вы живете, тем больше получаете новой информации и доказательств того, что то, что вы раньше знали из истории в школьные годы, является неправдой.

Точно такой же подход используйте и с прочими знаниями. К примеру, все женщины не раз сталкивались с тем, что современные крема, шампуни и мази по уходу за телом и волосами не дают того эффекта, который пишется на баночках. Существует множество народных средств, которые якобы тоже должны помогать в поддержании своей молодости и красоты. Но и они зачастую являются неэффективными. Соответственно, вам дают ложную информацию, то есть обманывают.

Следует с сомнениями и настороженностью относиться даже к тем знаниям, которые являются научными. Несомненно, хорошо знать все приемы манипуляции при общении с другими людьми. Некоторые из них действительно работают. Но не стоит забывать о том, что есть люди, которые не поддаются манипуляциям или видят манипуляции. Под «неподдаванием» к манипуляциям понимается то, что на самом деле эти манипуляции абсолютно не работают. К примеру, считается, что нельзя садиться напротив собеседника во время общения, поскольку это создает позицию конфронтации. Но если опросить многих людей, то выяснится, что они никогда не чувствовали, что на них нападают, только потому, что напротив них сели.

Знания полезны и важны всем людям. Но если вы не хотите стать марионеткой в руках людей, которым выгодно вас на что-то запрограммировать, сомневайтесь в получаемой информации. Вам о чем-то говорят, принимайте во внимание, но проверяйте полученные знания. Ведь многое из того, что людям рассказывается, является неправдой, направленной на то, чтобы людей отвлечь, направить в ложном направлении, запугать или вызвать определенные реакции, которые на самом деле необоснованные. Сомневайтесь в том, что познаете, до тех пор, пока не проверите свои знания на практике. Проверяйте, чтобы понимать, какие знания правильные и какие ложные.

Что такое гипотеза?

Но вернемся к тому, с чего начинаются все знания – к гипотезе. Сначала ученые выдвигают гипотезу, чтобы потом сделать ее знанием или опровергнутой гипотезой. Что это такое? Гипотеза – утверждение в виде догадки или предположения, которое требует объяснения. Она возникает в любой сфере жизни человека, где человек пока не обладает знаниями и не может объяснить конкретные явления. Гипотеза выдвигается в адрес объекта, явления или конкретной характеристики, причины возникновения или устранения, что потом требует доказательств и изучения.

Поначалу гипотеза не является истинной или ложной. Нужно провести эксперименты, посмотреть на явление в естественных условиях, проследить все изменения, найти все веские доказательства или опровержения, чтобы прийти к тому, что гипотеза превращается в истинное знание или ложное предположение.

Если гипотеза была опровергнута, она не забывается, а остается в истории изучения конкретного явления. Причиной такого подхода становится то, что ложная гипотеза базируется на реальных и доказанных факторах, просто ее нужно изменить, скорректировать, дополнить, чтобы она стала истинным знанием. Просто так гипотезы не возникают у человека в голове, поэтому опровергнутое знание требует пересмотра, корректировки и доведение его до истинного.

Процесс достаточно прост:

  1. Сначала у человека в голове появляется идея – гипотеза. Он предполагает или по-своему объясняет некоторое явление.
  2. Затем проводятся исследования и эксперименты, которые должны доказать или опровергнуть гипотезу.
  3. Делаются выводы на основе полученных результатов.

Даже если гипотеза была опровергнута, она все равно становится подспорьем для выдвижения новой гипотезы. Ее просто корректируют, дополняют, видоизменяют.

Если гипотеза была доказана, то она превращается в знание. Однако не каждое знание является абсолютным. Возможно нахождение опровержений, которые подвергают сомнениям истинное знание. Поэтому даже знания могут оказаться в некоторых (не во всех) ситуациях ложными.

Гипотеза может быть:

  1. Общенаправленной или частной.
  2. Поверхностной или глубокой.
  3. Касаться конкретных характеристик или рассматривать предмет в целом.
  4. Относиться к одной области знаний или совмещать несколько наук.

Гипотеза – научно-теоретическое знание, которое требует своего доказательства. Гипотеза выдвигается ученым, который сталкивается с определенными явлениями или предметами, за которыми замечает конкретные характеристики, пока еще не имеющие своего объяснения. Там, где у человека возникают вопросы, появляются и гипотезы. Только если у ученых гипотезы являются знанием, которое нужно доказать или опровергнуть путем исследований и экспериментов, то у простых людей идеи и мысли, которые на индивидуальном уровне возникли в голове, часто воспринимаются человеком как истинное знание, инсайт, познание истинного, поэтому он даже не опровергает свою идею, считая ее правильной во всех вариантах.

Знание сначала является гипотетическим, то есть всего лишь предположением, которое объясняет причины, связи, характеристики и явления. Затем наступает период многочисленных исследований и экспериментов, наблюдений и прочих процессов, которые должны подтвердить или опровергнуть гипотезу. Если гипотеза оказалась неполной, тогда ее корректируют. Если она вообще не имеет под собой никаких оснований для возникновения, тогда от нее полностью отказываются.

Виды гипотез

Гипотеза бывает таких видов:

  1. Теоретическая – когда нужно устранить противоречия и отнести гипотезу к определенной теории.
  2. Эмпирическая – когда истинность гипотезы нужно доказать.
  3. Описательная – когда рассматриваются характеристики конкретного объекта. Также она включает экзистенциальную гипотезу – рассмотрение существования чего-либо, например, гипотеза о наличии Атлантиды.
  4. Объяснительная – когда рассматриваются связи и причины развития конкретных явлений.
  5. Общая – когда рассматриваются явления, затрагивающие жизнь в целом.
  6. Частная – рассматриваются характеристики конкретных предметов или даже одного объекта.
  7. Рабочая – когда гипотеза только выдвигается и находится на стадии опровержения или доказательства.
  8. Гипотеза, опирающаяся на реальность.
  9. Научно-экспериментальная.
  10. Экспериментальная.
  11. Статистическая – рассматриваются параметры, которые применяются для доказываний или исследований.

Будьте в итоге сомневающимися?

В современном мире самой лучшей стратегией выстраивания отношений является постоянное сомнение в правдивости собеседника. Особенно это касается людей, с которыми только что произошло знакомство. Лучше не доверять окружающим, чем поверить в их безграничную доброту и в результате попасть в неприятную ситуацию.

Современный человек без усилий может обмануть собеседника. Этому люди обучаются с самого детства, когда понимают, что их родители определенным образом реагируют на те или иные слова. Ребенок привыкает говорить родителям то, что они хотят услышать, что перерастает в привычку аналогичным образом общаться с окружающими.

Вы можете быть не исключением и заметить за собой привычку в определенных случаях прибегать ко лжи. По осознанным и неосознанным причинам человек начинает лгать, понимая, что делает. Даже в этом случае он не останавливается, поскольку ложь приносит ему больше выгоды, чем правда.

Все лгут или просто ошибаются. Есть люди, которые обманывают и понимают, что делают плохо, из-за чего потом раскаиваются. А есть те, кто лжет и не испытывает сожаления о содеянном. Знайте, что практически каждый, с кем вы общаетесь, лжет, особенно если вы знакомы друг с другом недавно.

Следует отметить одну значительную особенность того, когда человек все-таки говорит правду. Какой бы ни была истина, как бы ни ранила, она вызывает уважение у собеседника, которому говорится. Вы можете обижаться за услышанную правду, но вместе с тем у вас появится уважение к человеку за отсутствие страха раскрыть истину, какой бы горькой она ни была, и поставить в опасность ваши отношения. На правду все реагируют по-разному: одни люди благодарны за то, что им сказали, другие – обвиняют говорящего во всех грехах. Сказать правду порой становится опасным, особенно для взаимоотношений. Тот, кто не рискует и не говорит ее, не получает уважения. Удивительным образом горькая истина является средством подсознательного уважения к тому, кто ее рассказал.

Напомним, что гипотеза — это часть , раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма права вступает в действие.

В частности, гипотеза может выражать:

  • сроки вступления в действие правовой нормы;
  • достижение определенного возраста гражданина — субъекта права;
  • время и место совершения того или иного события;
  • «принадлежность» гражданина к тому или иному государству;
  • состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Примеры гипотез

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), может быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы) (ст. 27 ГК РФ об эмансипации). В нормах семейного права имеются условия заключения брака: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния» (п. I ст. 10 СК РФ) — условие места или органа заключения брака.

«Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака...» (п. 2 ст. 10 СК) — условие момента возникновения брачного правоотношения.

Классификации и виды гипотез

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления . Гипотеза — часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии которых определенные субъекты вступают в отношения друг с другом.

Гипотезы бывают простые и сложные. Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы (ст. 242 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) — неизменность состава суда как условие рассмотрения дела или ст. 21 УПК РФ — в случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель принимают меры по установлению событий преступления, изобличению лица или лиц виновных в совершении преступления), сложные - на несколько условий (п. 1 ст. 72 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) — родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка). Сложные гипотезы могут быть кумулятивными и альтернативными.

Кумулятивная гипотеза связывает осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий.

Альтернативная гипотеза ставит реализацию нормы в зависимость от наступления одного из нескольких условий.

Кроме того, по степени определенности гипотезы могут быть абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и даже неопределенными («в случае необходимости»), а по способу изложения — казуистическими и абстрактными.

Рис. 1. Виды гипотез

По степени сложности (в зависимости от структуры) гипотезы подразделяются:

  • на однородные (простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет» (п. I ст. 186 ГК РФ);
  • составные (сложные). В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК РФ); во-вторых, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ — состояние в браке одного из супругов, близкое родство, а также недееспособность, признанная судом);
  • альтернативные. В них содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать. Пример: «В случаях когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар...» (п. 3 ст. 484 ГК РФ);
  • сложно-альтернативные . В этом случае гипотезы имеют одновременно и сложность, и альтернативность.

По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств):

  • положительные - указывают на необходимость определенных условий для действия нормы;
  • отрицательные - предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Так, неоказание помощи больному медицинским работником рассматривается в качестве отрицательной гипотезы. За это устанавливается мера юридической ответственности.

По форме выражения:

  • общие. В них указываются общие признаки, например общее условие действия всех уголовно-правовых норм — достижение возраста уголовной ответственности;
  • частные. В них указываются более конкретные признаки. Так, условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за должностные преступления, является наличие специального субъекта, т. е должностного лица.

По форме выражения гипотезы в литературе называют еще абстрактными и казуистическими.