Главная · Бизнес-идеи · 10 неполных предложений. Неполные предложения. Неполные предложения –

10 неполных предложений. Неполные предложения. Неполные предложения –

Неполные предложения

Цель: дать представление о неполных предложениях, сфере их употребления;
Задачи: формирование умений:
1) синонимической замены неполных предложений полными;
2) различать назывные и неполные двусоставные предложения;
3) определить роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи;
4) правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные;
5) предупреждать речевые ошибки; воспитывать культуру речи; развивать умение использования неполных предложений при описании картин; навыки правильного интонирования неполных предложений

Ход урока:
1. Повторение.
Правила односоставных предложений
Определи тип простого предложения
1.Давайте поработаем.
2.В дверь постучали.
3.Парк давно закрыли.
4.Мне холодно.
5.Ведут ко мне коня.
6.Люблю тебя, Петра творенье.
7.Остров малый на взморье виден.
8.Густой туман.
9.Соловья баснями не кормят.
10.Что посеешь, то пожнешь.
Проверь себя:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
о/л н/л н/л б/л н/л о/л двусост назыв об/л об/л

2. Знакомство с новой темой
Мотивационный момент
Школа всегда прилагала усилия, чтобы научить учащихся пользоваться полными предложениями. «Отвечай полным ответом», - настойчиво требует учитель от учеников. Это объясняется тем, что школа учит интеллектуальной речи, в которой полные предложения часто обязательны, а овладение навыками их построения и использования представляет для учащихся нелегкую задачу, так как дети до школы и вне школы окружены стихией бытовой речи, для которой неполные предложения являются совершенно обычными и естественными. Во многих случаях употребление в бытовой речи полных предложений вызывает непосредственное ощущение неуместности, смешной тяжеловесности и неестественности.
В связи с этим и следует иметь в виду, что если в одних стилях (например, в научной речи) господствует полное предложение, то в других нередко уместны неполные предложения. В целом ряде случаев неполные предложения предпочтительнее полных.
Черемуха расцвела лишь в первых числах июня. Сирень - еще позже. (в последнем предложении пропущено сказуемое. Сирень расцвела еще позже).

3. Сфера употребления неполных предложений.
Живая разговорная речь и художественная литература при передаче диалога.
Неполные предложения употребляются в диалоге, так как есть собеседник и возникают взаимные вопросы, складывается обстановка, облегчающая понимание, общность житейского опыта.
Диалог из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?
- Около двух лет.
- На ком?
- На Лариной.
- Татьяне!
- Ты ей знаком?
- Я им сосед.
Находим в каждой реплике пропущенный член предложения, дополняя его.
Проверим:
- Так ты женат! Не знал я ране (что ты женат)! Давно ли (ты женат)?
- (Я женат) Около двух лет.
- На ком (ты женат около двух лет)?
- (Я женат)На Лариной.
- (Ты женат на)Татьяне!
- Ты ей знаком?
- Я им сосед.
Пропущенный член легко восстанавливается благодаря предыдущим предложениям и обстановкой при разговоре.
Отсюда – широкое распространение неполных предложений в драматических произведениях.
Важность для драматических произведений естественной разговорной речи с большим числом неполных предложений видна из работы над «Ревизором». Вот пример того, как развернутые сложные предложения первой редакции заменяются в окончательном тексте лаконичными репликами разговорного характера. Первоначально ответ городничего на заявление судьи о возможности войны представлял целую речь.
Городничий. Из ваших слов видеть можно, что и умный человек может ошибиться. Куда нашему уездному городишке! Другое дело, если бы он был пограничным, тогда бы еще было так и сяк; но будучи в такой глуши, черт знает где: двадцать тысяч верст, я думаю, будет он в Турции или Австрии.
Во второй редакции эта реплика переработана так:
Городничий. Эк, куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
Большая живость, естественность и экспрессия (выразительность, сила выражения чувств, взглядов) речи в последней редакции по сравнению с первой непосредственно бросается в глаза.
В монологической речи неполные предложения широко распространены, например в дружеской переписке. Они придают ей живость и непринужденность речи. Вот отрывок из письма Чехова брату Александру Павловичу о постановке «Иванова»:
Ну, пьеса проехала. Описываю все по порядку. Прежде всего: Корш обещал мне десять репетиций, а дал только четыре, из коих репетициями можно назвать только две, ибо остальные две изображали из себя турниры, на коих гг. артисты упражнялись в словопрениях и брани.
Попробуем восстановить полный текст (дал только четыре репетиции, остальные две репетиции…)
Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль и избежать повторов.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Что пропущено? (дополнение - зайца)
Пунктуационным сигналом неполноты предложения часто служит одиночное тире. Именно тире ставится на месте отсутствия членов предложения или их частей. Употребление тире в этих предложениях связано с интонационной расчлененностью высказывания, с наличием сильной паузы.
1.Прочитать пословицы с особой интонацией (паузой) на месте тире.
2.Записать пословицы и восстановить пропущенные слова.
-Сам кашу заварил – сам (её) и расхлебывай
-Береги платье снову, а честь – (береги) смолоду
-Красна птица перьем, а человек – (красен) ученьем
-Кто говорит, тот сеет, кто слушает – (тот) собирает
Неполные предложения можно встретить в художественных описаниях. Вот пример описания картины Левитана «Март».
На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. У крыльца – (стоит) лошадь, еще по-зимнему запряженная в сани. Слева – (лежат) подтаявшие сугробы снега. А прямо перед зрителем – (видна) освобождающая от снега дорога.
Вставьте недостающие члены предложения в описание картины Левитана «Над вечным покоем».
Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (то есть контексту) или общей ситуации речи.
В пейзаже «Над вечным покоем» Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали – (изобразил) низкие берега. В бесконечных просторах затерялась маленькая церквушка, рядом с ней – (расположилось) бедное деревенское кладбище. А над всем этим – (нависли) тяжелые свинцовые тучи.

4. Различие между назывными и неполными двусоставными предложениями.
В назывных предложениях возможны только второстепенные члены предложения, относящиеся к группе подлежащего, то есть определение разных типов (согласованные и несогласованные). Если второстепенный член относится к группе сказуемого, это неполное двусоставное предложение.
Сравните:
Ночь. Полное безмолвие. – назывные предложения
За полярным кругом сейчас ночь. (наступила)
Во льдах полное безмолвие. (господствует) – двусоставные неполные, так как в них есть второстепенные члены с обстоятельственным значением: где? – за полярным кругом; где? – во льдах; когда? – сейчас. Сказуемого в них нет, но четко «видится» значение глагола бытия, существования. (наступила, торжествует).

5. Обобщение изученного.
Предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главный или второстепенные, называются неполными.
Сфера употребления неполных предложений:
Диалог. Живая разговорная речь и художественная литература
Драматургия
Эпистолярные жанры
Пословицы, поговорки
Художественные описания

6. Первичный контроль
Найдите и выпишите неполные предложения.

Проверка: 1,2,5,6,8,10; доказательство – восстановление пропущенного члена предложения.

7. Итог урока
Наличие случаев, когда неполные предложения являются уместными и выразительными, не следует рассматривать как указание на то, что школа должна ослабить борьбу за выработку умения пользоваться полными предложениями в огромном большинстве случаев школьной речи, особенно письменной. Ошибки учащихся, состоящие в пропуске отдельных членов предложения, очень часты и требуют настойчивого исправления. Они или затемняют смысл излагаемого, или создают не соответствующий целям работы неряшливый стиль.
Найдите ошибку и исправьте:
1.Пропуск подлежащего. Нас распустили на летние каникулы и задумала поехать к тете в Крым. (я)
2. Пропуск сказуемого. Частые ссоры дома не позволяли дальше учиться, а думать о заработке. (заставляли)
3.Не выучив уроки, я не могла идти в школу, поэтому часто пропускала. (занятия)
8. Оценки.
9. Домашнее задание
Сочинение. Описание комнаты с использованием неполных предложений.

Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

Обратите внимание!

Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

(Песков).

Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

Обратите внимание!

Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

    в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

    За ночным окном - туман (Блок);

    в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

    в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

    Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

    в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

    Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

План разбора неполного предложения

  1. Указать тип предложения (полное - неполное).
  2. Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .

§1. Неполные предложения. Различение полных и неполных предложений

В речи, особенно в разговорной и художественной, частотны неполные предложения. Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.

Где Димка?
- Гуляет.

Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.

Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность. Сравним:

Как вы себя чувствуете?

Хорошо . - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.

Хорошо! - односоставное, безличное предложение.

Могут ли быть неполными односоставные предложения?

Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.

Как тебя зовут?

Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.

Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:

В понедельник он пришёл рано, а во вторник - только к ужину.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Каким является предложение: Летом Анечка болела редко, а поздней осенью и зимой - часто. ?

    • полным
    • неполное
  2. Каким является предложение: Все ребята в ансамбле танцуют прекрасно, а Ира - похуже: она недавно начала заниматься танцами.?

    • полное
    • неполное
  3. Каким является предложение: Когда ты вернёшься с работы?

    • полное
    • неполное
  4. Каким является предложение: Красота какая! ?

    • полное
    • неполное
  5. Каким является предложение: Сколько грибов! ?

    • полное
    • неполное
  6. -Когда Иван вернётся? -Скоро. ?

    • полное
    • неполное
  7. Каким является предложение в ответной реплике диалога: -Когда Иван вернётся? -Он ещё не звонил. ?

    • полное
    • неполное
  8. Д.з.:к субботе и.т. 7-10 предложений, упр.34, 39(Богданова, 2 часть) , именные листы
    В речи, особенно в разговорной и художественной, встречаются неполные предложения . Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.
    - Где Димка?
    - Гуляет.
    Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.
    Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

    Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru
    Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность.

    Сравним:
    – Как вы себя чувствуете?
    - Хорошо.
    Хорошо. - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.
    Хорошо!
    Хорошо! - односоставное, безличное предложение.
    Могут ли быть неполными односоставные предложения?
    Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.
    - Как тебя зовут?
    - Анной.
    Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.
    Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:
    В понедельник он пришёл рано, а во вторник – только к ужину.

    Полные и неполные предложения
    С точки зрения полноты структуры предложения делятся на полные и неполные.
    Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца.
    Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный). Неполными могут быть двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения.
    1. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, а 2. белые раскрываются часов в десять.
    1. двусоставное, распространённое, полное;
    2. двусоставное, распространённое, неполное.
    Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.
    Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.
    Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою (А.С. Пушкин). (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)
    Пропущены могут быть:
    Подлежащее:
    Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);
    Дополнение : А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила?);
    Сказуемое : Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите!);
    Сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа:
    Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?).
    Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.
    – На сына я сердит.
    – За что?
    – За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

    В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире, если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза.
    Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.
    Однако при отсутствии паузы тире не ставится.
    Алёша смотрел на них, а они на него. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
    Внимание! Не являются неполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга – источник знания.
    Заключение:
    Неполные предложения – это предложения с пропущенным главным или второстепенным членом предложения. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
    Эллиптические предложения
    В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис, что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения:
    Я – к Таврическому саду(К.И. Чуковский).
    Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.
    Тире ставится:
    1. Тире ставится на месте нулевого сказуемого с паузой.
    Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды. Над желтыми соломенными полями, над стерней – синее небо да белые облака (Сол.).
    2. Тире ставится в неполных предложениях на месте пропуска членов предложения или их частей. Эти пропуски обычны в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения.
    Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).
    3. Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.
    А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.)
    4. Тире ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам: кто – чему, кто – куда, что – кому, что – куда, что – как, что – гдеи др. Книга – почтой. Поездам – «зеленый»!